Файл: Новейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58.Ирано-иракская войны: причины, основные события, результаты.
Причины:
-
1) Территориальный спор за провинцию Хузистан (Арабистан). -
2) Борьба с курдским сепаратизмом. Поддержка курдским сепаратистам оказывалась шахом Ирана еще с начала 1960-х годов. -
3) Слабость Ирана после революции, по мнению Ирака. -
4) Борьба с исламской шиитской революцией, которая угрожала режимам на Ближнем Востоке. -
5) Личная вражда между Саддамом Хусейном и лидером иранской революции Рухоллы Мусави Хомейни.
Ход событий:
-
Ирано-иракская война началась с того, что 22 сентября 1980 года Иран вторгся в Иран без объявления войны. -
Наступление растянулось на участке в 700 километров. Главным было южное направление - поближе к Персидскому заливу. Именно здесь на протяжение всех восьми лет велись самые ожесточенные бои. Центральный и северный фронты должны были прикрыть основную группировку, чтобы иранцы не могли зайти им в тыл.
-
Сухопутная операция сопровождалась авиационными бомбардировками мирных городов Ирана. Атаке подверглась и столица Тегеран. -
В ходе войны обеими сторонами применялось химическое оружие, обе стороны мобилизовали детей для ведения боевых действий, потому что не хватало живой силы.
Затягивание войны:
-
Из-за того, что стороны увязли в боях в гористой местности и не добились никакого результата, война зашла в тупик, и стала носить затяжной характер. -
Боевые действия перешли в состояние статуса-кво. Бои в гористой местности не приносили результата, в следствие чего армии обеих сторон были истощены. Иностранная поддержка не приносила результата.
Итоги:
-
Ирак не смог получить никаких провинций, потерял огромное количество ресурсов. Иран не смог свергнуть Саддама Хусейна, также потерял огромное количество ресурсов, в основном людских. -
Суммарно потери составили около 1,5 млн ранеными, 700 тысяч убитых. Это делает данную войну одним из крупнейших конфликтов второй половины XX века. -
Границы стран вернулись к довоенному состоянию. -
Была принята резолюция СБ ООН № 598, которая принуждала стороны к миру, и ставила дальнейший ход событий под международный контроль.
59.Война в Ираке: причины, основные события, результаты
.
Причины вторжения ВС США в Ирак
Интересы сторон
Ирак:
Проявление имперских амбиций в регионе, рост реваншистской партии БААС внутри государства. Внешний политический курс Хуссейна был направлен на укрепление суверенитета старены, путем укрепления автаркии и собственной власти. Опорой политической власти оставались иракские сунниты, госаппарат, партаппарат, армия, структуры разведки и госбезопасности. При том гонения и геноциды местного населения курдов и подавления политических выступлений шиитов создавали «конфликтную ситуацию» в регионе, на которую всячески приходилось реагировать ООН и США (главного врага Ирака).
США:
Одной из главных целей готовящейся США операции было создание нового стратегического равновесия в зоне Персидского залива. Для решения этой задачи следовало свергнуть в Ираке режим С. Хусейна и сформировать там новый режим (неважно, демократический или нет), который соответствовал бы американским стратегическим интересам. Иракская территория находилась между Сирией и Ираном – враждебно настроенными к США странами, поддерживающими палестинских арабов в их противостоянии с Израилем. Соответственно, установление эффективного контроля над Ираком позволяло США не только завладеть его крупными нефтяными месторождениями, но и, что не менее важно, превратить иракскую территорию в буферную зону на пути продвижения мусульманского радикализма.
Весь остальной мир (ООН):
Среди стран-членов Евросоюза особенно жестко противостояла намерению военного решения иракского вопроса Франция. Когда после 11 сентября 2001 г. наметился курс США на односторонние силовые действия против Ирака, президент Франции Ж. Ширак на евро-азиатском саммите в Копенгагене 24–25 сентября 2002 г. заявил, что он совсем не уверен «в неизбежности атаки на Ирак». В Париже полагали, что правительство Ирака должно без предварительных условий дать возможность инспекторам ООН проводить проверку иракской армии на предмет наличия у нее оружия массового уничтожения, ио если будут чиниться препятствия такой работе, следует принять новую резолюцию Совета Безопасности ООН, легализующую проведение международной коалицией военной операции.
Наиболее активным сторонником французской позиции в рамках ЕС выступила ФРГ. Позиция ФРГ в иракском вопросе носила подчеркнуто миролюбивый характер. Об этом, в частности, свидетельствовало заявление Г. Шредера о недопустимости решения военным путем иракского вопроса. Канцлер также указал, что ФРГ не примет участия в военной операции.
Позиция России выглядела несколько инертной: в Москве не было сделано сколь-нибудь твердого и знакового заявления по поводу военных приготовлений США и их британского союзника. Пожалуй, единственным практическим действием российской дипломатии стала поездка бывшего руководителя правительства России Е.М. Примакова в Багдад незадолго до начала агрессии против Ирака. Перед ним ставилась задача убедить С. Хусейна подать в отставку и обратиться к парламенту с призывом провести в стране демократические выборы. Однако эта миссия оказалась неудачной, и тогда Россия стала координировать свои действия с Францией и ФРГ.
В состав сил коалиции вошли военнослужащие 15 европейских стран, из которых членами ЕС были только Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Дания и Португалия. Таким образом, можно было говорить о похолодании в отношениях Евросоюза с США. Но как показало дальнейшее развитие событий, это похолодание носило временный характер.
Повод вторжения
Со времен Войны в Персидском заливе СБ ООН создал правовое поле по урегулированию конфликта, которое выстраивалось на сотрудничестве Ирака со специальной комиссией ООН по надзору за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Также резолюция 687 СБ ООН закрепляет соглашения Ирака сотрудничать в обезоруживании ВПК.
Из-за внешней политики Ирака, и прекращения сотрудничества с наблюдателями от ООН по разоружению в 1998 году, США сразу же начинает искать повод и возможности для борьбы с партией Саддама Хусейна. На основе резолюции № 1441 Совета Безопасности ООН (8 ноября 2002 г.) в Ирак стали возвращаться международные инспекторы и наблюдатели, покинувшие раньше эту страну якобы из-за нарушения Багдадом резолюций Совета Безопасности ООН.
Однако поводом к войне послужила сфальсифицированная информация, о разработке Ираком ядерного оружия, якобы Ирак закупал уран у Нигера. 5 февраля 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. При том многие организации, включая военную разведку и частные компании, направляли в администрацию Буша сообщения о недостоверности наличия разработок и наличии у Ирака ядерного потенциала. Поэтому основными виновниками войны являлись лица из администрации президента США. Так, например глава ОЗХО Жозе Бустани (Организации по запрещению химического оружия) был снят с должности Джоном Болтоном (заместитель госсекретаря по контролю за вооружениями и международной безопасности). Тем самым США оборвали все возможности мирного урегулирования конфликта по наблюдению за ВПК Ирака.
Боевые действия
Боевые действия начались в ночь с 20-21 марта 2003 года с наземных боевых действий, проводимых с трех направлений – с севера, с территории Турции, с востока, с территории Кувейта и с запада Ирака, где был выброшен десант. Силы Ирака, деморализованные и ослабленные, массово складывали оружие, но, несмотря на данный факт, часть из них всё равно была убита американцами в ходе продвижения на север. 9 апреля Багдад был взят силами США. Важно отметить, что вторжение началось в нарушение мнения Совбеза ООН и без объявления войны. К 1 маю ключевые города Ирака были полностью оккупированы, на остальных же территориях воцарилась анархия, где власть делили между собой преступные группировки, остатки правительства и местные военные командиры.
Сразу же после завершения боевых действий в Багдаде было установлено марионеточное «демократическое» правительство, полностью подчиняющееся командованию США. Никаких следов ядерного или химического оружия так и не было найдено. Саддам Хусейн был казнен де-факто без суда и следствия, так как все предъявленные ему обвинения, за исключением борьбы с курдами, оказались ложными.
По итогам боевых действий Ирак из централизованного государства превратился сперва в оккупированную страну с очагами и анархии, а потом и вовсе в страну в состоянии гражданской войны. Американские войска, выведенные в 2010 году, вернулись туда в 2014 и находятся там и по сей день.
Последствия
Ирак по сей день находится в состоянии гражданской войны и не контролирует отдельные районы страны (преимущественно западные и северные), его правительство же вынужденно подчиняется Американскому командованию в Багдаде. Все нефтяные ресурсы оккупированы военными США, которые вывозят нефть в Америку. Страна разорена и является одним из главных источников беженцев и именно на её территории возник ИГИЛ, разгромленный только в 2017-2018-х годах при помощи сил Сирии и России.
Ирак не обладает политической и внешнедипломатической независимостью, являясь де-факто марионеточной оккупированной страной. Данный статус сохраняется и в наши дни и нету никаких намеков на то, что ситуация как-то либо изменится, пока в стране присутствуют войска США.
60.Сирийский конфликт: причины, основные события, результаты
.
Причины:
-
Власти имели огромные полномочия, Б. Асад осуществлял политику «открытости и гласности», направленную на демократизацию политической жизни, но осуществить улучшения не получилось. -
Одной из под причин первой причины является политика «форумов национального диалога». -
Многие источники выделают экономический кризис в Сирии, как одну из причин сирийского конфликта. -
Безработица, среди молодежи. -
Засуха 2006 года, которая продолжалась в течение трех лет.И отразившаяся на сельском хозяйстве.
Начало Сирийского конфликта:
-
Протестные акции в Сирии, начались в марте 2011 г. с демонстраций против произвола полиции в городе Дараа, они раcпространились на другие города. -
Манифестанты требовали улучшения условий жизни и социально-экономических реформ. Выступления протеста в некоторых районах стали перерастать в столкновения с силами правопорядка. -
Протестующие призывали свергать правящий режим, прежде всего это были сторонники «Братьев-мусульман» и других исламистских движений (в таких городах как Хама, Хомс, Джиср аш-Шухур). Им активно оказывалась помощь из-за рубежа, в том числе в создании вооруженных антиправительственных группировок.
М
-
В 2012 году правительство начинает применять против оппозиции танки и артиллерию. -
10 января 2012 года было публично объявлено о создании исламистской группировки «Джебхат ан-Нусра» — было распространено видеообращение о «приходе законов Аллаха на свою землю» и о том, что «день суда для мусульман находится теперь в Дамаске». -
И уже в апреле 2012 года в Сирии было объявлено перемирие. При этом власти объявили о готовности противостоять любым нападениям со стороны «вооружённых группировок», оставив войска в городах. Через три дня после начала перемирия в Сирию прибыла первая группа наблюдателей ООН. Но стоит заметить, что перемирие было не долгое.
М
-
Уже в марте 2013 года сирийские власти заявили, что оппозиция применила химическое оружие в ходе боёв в районе селения Хан-эль-Асаль. -
Стоит особое внимание уделить террористическим актам, направленные против мирных жителей Сирии. -
Конфликт в Сирии начинают признавать гражданской войной на официальном уровне, так, 13 июня 2013 года заместитель генсека ООН по миротворческим операциям Эрве Ладсу признал, что в Сирии идёт гражданская война, 14 июля это признал и Международный комитет Красного Креста.
2020 год
-
По состоянию на 31 марта 2020 года, сирийские вооружённые силы контролировали 63,57 % территории страны, Сирийские демократические силы — 25,57 %, повстанческие группы (в том числе «ХТШ») и Турция — 9,72 %; ИГ — 1,14 %.