Файл: Новейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В апреле 1956 был проведен 3 съезд ТПК. Он наметил курс на «социалистическую индустриализацию» страны, завершение коллективизации, принял пятилетний план (1957-1961) развития народного хозяйства.

В годы первой пятилетки все усилия брошены на создание новых предприятий, в проекты которых заложены передовые технические решения. Это привело к быстрому росту производительности труда в промышленности. Успешно шло развитие аграрного производства, большие успехи в жилищном строительстве, организации здравоохранения и образования.

На рубеже 1950-1960-х годов Ким Ир Сеном была разработана «идеология чучхе», объявленная творческим развитием марксизма-ленинизма. Он призывала все народы, прежде всего, корейский, к опоре на собственные силы, развитию национальных черт, отказу от внешнего воздействия (чучхе означает «сам хозяин своего тела»). На практике это вылилось в экономически нереалистичную попытку создать в КНДР автономный хозяйственный комплекс, что привело к напрасной растрате денежных и трудовых ресурсов, существенному снижению темпов развития, кризисным явлениям в народном хозяйстве.

Новое политическое направление не оформилось в короткие сроки. На его разработку ушли годы, а главные положения так и не были собраны в манифест. Об идеях чучхе можно судить по работам Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, которые имеют едва ли не тезисную структуру.

Главными идеологическими положениями служат такие утверждения:

  • Народ придерживается строгой иерархической структуры, которой управляет вождь.

  • В государстве установлен приоритет коллективизма над индивидуализмом.

  • Главная задача чучхе – удовлетворение потребностей всего народа, а не отдельных его слоев.

  • Строй поддерживает позиции изоляционизма и антиглобализма.

  • Главное принцип государственного строя – сонгун. Он предполагает главенство армии. При этом войска не противопоставляются остальному народу, а являются его вооруженной частью.

Чучхе и внешняя политика Северной Кореи

Идеологический строй этого типа имеет милитаристскую окраску. Согласно учению вождей, государство должно быть крепостью, которая защищает себя от внешнего влияния. Это поддерживается политикой изоляционизма – все данные о политической, экономической и военной жизни страны засекречены. Кроме того, в основу функционирования общества поставлена армия. Каждый солдат должен служить так, чтобы без раздумий отдать жизнь за командира.


Такой взгляд на устройство жизни сказывается на отношениях Северной Кореи с другими странами. Они считают республику агрессивно настроенной и опасной. Однако власти КНДР убеждены, что непрерывная демонстрация силы необходима, чтобы проводить политику «сдерживания агрессии», направленную, прежде всего, на США.

Для этого используются такие методы:

  • пропаганда – например, создание ролика о сбрасывании ядерной бомбы на территорию Америки;

  • идеологическое воспитание – жителей Северной Кореи с детства учат тому, что США – главные враги нации;

  • пробные запуски баллистических ракет;

  • захват судов, проходящих вблизи от северокорейских берегов;

  • разработка и испытания ядерного оружия.

Такие действия приводят к ответной агрессии – против КНДР введены десятки санкций и торговых запретов, подрывающих и без того слабую экономику страны. Однако отказ от пропагандистских методов борьбы неизбежно приведет к падению политического строя. Международные организации ищут выход из этой ситуации, но она все равно ухудшается с каждым годом.

Идея чучхе в Северной Корее: влияние на быт

О том, как живут люди в КНДР, ходят слухи, которые сложно подтвердить из-за закрытости общества. В большинстве случаев они носят крайне негативную окраску: строю приписывают тоталитарную репрессивную политику и несоблюдение базовых прав человека. Большая часть данных такого плана получена от южнокорейских разведслужб и беженцев из КНДР.

Подтвердить можно лишь некоторые:

  • Жители страны обязаны принимать активное участие в политической жизни – вступать в Трудовую партию и посещать обязательные лекции по идеологическому воспитанию.

  • В КНДР действует всеобщая воинская повинность. Мужчины служат от 5 до 12 лет, женщины – 3 года.

  • Общество построено на классовом принципе «сонбун». От происхождения и благонадежности человека зависит, на какие блага он может рассчитывать.

  • Жителям запрещено покидать пределы страны, пользоваться общим доступом к Интернету, хранить западные и южнокорейские фильмы и книги.

Жизнь в Северной Корее подчинена общему ритму. В стране нормированный рабочий день, после которого проводятся волонтерские работы и трудовые собрания. Правительство определяет место человека в обществе и задает течение его жизни. Беженцы, перебравшиеся в Южную Корею, часто жалуются на то, что самое сложное для них в новой обстановке – научиться жить самостоятельно, не опираясь на указы партии. 



Достигнутые ранее преимущества по сравнению с РК по большинству показателей были утрачены, стал нарастать разрыв в пользу Сеула. В конце 70х-нач. 80х гг. экономические трудности сохранялись и увеличивались. Планы развития тяжелой индустрии не учитывали реальное положение вещей, потребности экономики и населения. Хотя массы сохраняли энтузиазм и напряженно трудились, волюнтаризм в планировании и гигантомания давали жизненному уровню улучшаться.

Характерной особенностью внутриполитической жизни КНДР со второй половины 1970 гг стало постепенное выдвижение на партийные и государственные посты старшего сына Ким Ир Сена – Ким Чен Ира. К началу 80х гг. Ким Чен Ир стал вторым человеком в партийно-государственной иерархии.

Процессы, приведшие к дезинтеграции СССР, нанесли серьезный удар по всем сторонам жизни в КНДР. Со второй пол. 80х гг. стало наблюдаться сокращение, затем падение темпов экономического роста, кризисные явления во многих отраслях хозяйства. В 1988 прошла полоса установления соцстранами дипотношений с Южной Кореей, несмотря на протест КНДР=>сворачивание отношений КНДР с этими странами.

На рубеже 90х гг. гл. задача рук-ва КНДР – сохранить существ. строй, адаптировать его к изменившимся внешним условиям, так как нерешенность эконом. Проблем несла угрозу изменения ситуации. Прочность позиций сложившейся партийно-государственной системы доказалась переходом власти к Ким Чен Иру после смерти его отца в 1994. система эта, однако, не смогла справиться с проблемами страны.

Народное хозяйство по-прежнему находилось в кризисе, не хватало всего: продовольствия, сырья, топлива, электроэнергии. Затяжной спад в с/х, сохраняется система нормированного снабжения населения продовольствием, товарами народного потребления. Тем не менее, рук-во страны продолжает искать выход не в экономических и социальных реформах, а в установлении жесткой дисциплины и огрничений. Население ограждается от какого-л внешнего влияния. Обострение отношений с Южной Кореей, однако Ким Чен Ир попытался разрядить обстановку, сделав ряд заявлений о возможностях открытого диалога с РК при посредничестве России (в 2000 г это происходило). Однако разрядка оказалась эфемерной, в окт 2002 США обвинили КНДР в тайном осуществлении еще одной программы создания материалов для ядерного оружия. Северокорейцы в 2003 г сообщили о своем решении выйти из Договора по нераспространению ядерного оружия.



5.Роль армии в общественно-политической жизни стран Востока.

6.Авторитарные режимы в странах Востока: причины установления, типология, трансформация.

7.«Арабская весна»: причины, основные события, последствия.

Антирежимные выступления в странах арабского мира, начавшиеся в январе 2011 г., получили название «арабская весна». По мнению американских специалистов, Арабская весна – это серия синхронных массовых выступлений, которые повлекли за собой смену правящих режимов в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока. Сначала Тунис, потом Египет, Йемен, Ливия, Бахрейн, частично Алжир, Иордания, Ирак, Марокко. Оман, Сирия были охвачены демонстрациями, массовыми протестами, столкновениями проправительственных и оппозиционных сил, которые требовали демократизации политического режима, обеспечения гражданских прав и свобод, борьбы с коррупцией.

Эксперты в зависимости от происходящих трансформаций в арабских странах, выделяют три модели изменений: реформы, революции, гражданская война.

Первый сценарий – изменения происходят посредством инициированных властью конституционных и законодательных реформ. Данная модель была реализована в Марокко и Иордании, в меньшей степени – государствах Персидского залива и Алжира.

Второй вариант – в результате революций быстро были свергнуты правящие режимы в Тунисе и Египте, существовавшая политико-административная и законодательная системы при этом не были разрушены до основания, что позволило перейти к относительно контролируемому этапу реформ в рамках существовавшего на то время правового поля.

Третий сценарий – гражданская война, реализовавшаяся в Ливии, Сирии и отчасти в Йемене – существенным образом отличается от первых двух моделей.

Для понимания природы «арабской весны» необходимо выявить причины данного феномена. Эксперты называют три основных блока причин, приведших к выступлениям в арабских странах в 2011 г.: экономические, политические и социальные. Важным дестабилизирующим фактором является несменяемость и авторитарный характер власти. Так, например, первый президент Туниса – Хабиб Бургиба управлял страной целых 30 лет, а Зин аль-Абидин Бен Али – 23 года, 32-летний режим президента Али Абдуллы Салеха в Йемене, правление Хосни Мубарака в Египте длилось 30 лет, а при режиме Каддафи в Ливии, выборы не проводились 42 года.