Файл: Контрольная работа по дисциплине История (история России, Всеобщая история) Вариант 5 студент гр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Факультет отраслевой и цифровой экономики
Кафедра «Гуманитарные и социальные дисциплины»

Контрольная работа

по дисциплине «История (история России, Всеобщая история)
Вариант № 5

выполнил:

студент гр._____

_________________

Проверил:

__________________
Брянск 20___

Содержание





Введение 2

1.Устройства Священной Римской империи и роль религии в управлении ею 4

2.Устройство Руси при Василии III и роль идеологии «Москва – третий Рим» 8

Заключение 12

Список литературы 13












Введение



Актуальность данной контрольной работы заключается в том, что многими историками, культурологами и политическими деятелями считается одной из самых знаковых и определяющих в истории Российского государства. Идея «Москва - Третий Рим» является смысловой основой мессианской концепции образования Русского централизованного государства, в значительной степени определившей мессианское направление данного процесса и проблематику его развития.

Значимость разработки данной темы в нашей работе видится в том, что текущие процессы глобализации и интеграции во всем мире выдвигают на передний план страны, имеющие культурологическое «превосходство» и традиции преемственности с другими странами, сохраняемых, развиваемых в политике и культуре своего народа.

Не стоит забывать и о культурологическом эффекте принятия и популяризации концепции «Москва - Третий Рим»: с ее помощью был создан образ духовной державы, последнего оплота христианского мира, что возвысило Россию и поставило ее в один ряд с такими европейскими культурами и странами, как античная Греция, Италия.

Таким образом, целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте. Для этого необходимо выполнить ряд задач:

- Раскрыть суть устройства Священной Римской империи и роль религии в управлении ею.

- Изучить устройство Руси при Василии III и роль идеологии «Москва – третий Рим»

- Сделать выводы по теме исследования.





1.Устройства Священной Римской империи и роль религии в управлении ею




Священная Римская империя на протяжении всех восьмисот пятидесяти лет своего существования оставалась иерархическим государственным образованием феодального типа. Она никогда не приобретала характер национального государства, как Англия или Франция, не достигла высокой степени централизации системы управления.

Империя не являлась ни федерацией, ни конфедерацией в современном понимании, а сочетала элементы этих форм государственного устройства. Субъектный состав империи отличался крайним многообразием: полунезависимые обширные курфюршества и герцогства, княжества и графства, вольные города, небольшие аббатства и мелкие владения имперских рыцарей, — все они являлись полноправными субъектами империи (имперскими сословиями), обладающими разной степенью правоспособности. Власть императора никогда не была абсолютной, а разделялась с высшей аристократией империи. Более того, в отличие от других европейских государств, жители империи не были непосредственно подчинены императору, а имели собственного правителя — светского или церковного князя, имперского рыцаря или городской магистрат. Это формировало два уровня власти в стране: имперский и территориальный, зачастую конфликтующих между собой1.

Каждый субъект империи (особенно такие могущественные государства, как Австрия, Пруссия, Бавария) обладал широкой степенью независимости во внутренних делах и определёнными прерогативами во внешней политике. Однако суверенитет продолжал оставаться атрибутом империи как таковой, а постановления имперских учреждений и нормы имперского права имели обязательную силу (иногда, правда, лишь теоретически) для всех составлявших империю государственных образований. Для Священной Римской империи была характерна особая роль церкви, придающая этому государственному образованию элементы теократии, однако в то же время имперская структура впервые в Европе после Реформации обеспечила длительное мирное сосуществование нескольких конфессий в рамках единого государства. Развитие Священной Римской империи происходило в условиях постоянной борьбы тенденций дезинтеграции и интеграции. Первые выражали, чаще всего, крупные территориальные княжества, постепенно приобретавшие признаки суверенных государств и стремящиеся освободиться от власти императора. Главными консолидирующими факторами выступали: императорский престол, имперские учреждения и институты (рейхстаг, имперский суд, система земского мира), католическая церковь, немецкое национальное самосознание, сословный принцип построения государственной структуры империи, а также имперский патриотизм (нем. reichspatriotismus). Последний – это укоренившаяся в общественном сознании лояльность к империи и императору как её главе (но не как к представителю конкретной династии).



Таким образом, Священная Римская империя имела своеобразное государственное устройство.

Возникнув в 962 г., Священная Римская империя претендовала на преемственность античной Римской империи и Франкской империи Карла Великого, пытаясь стать универсальным государственным образованием, объединяющим весь западноевропейский христианский мир.

Оттон I Великий - первый монарх Священной Римской империи - использовал титул imperator Romanorum et Francorum, что в переводе с латинского означает «император римлян и франков»2. Хотя ядром империи всегда являлась территория Германии, всё же её сакральным центром был Рим. В этом городе до XVI века проводились коронации императоров и именно из Рима, по средневековым представлениям, происходила их божественная власть. Титул «Римский император» (лат. imperator augustus Romanorum) использовался уже Оттоном II (973—983), а словосочетание «Римская империя» впервые упоминается в источниках под 1034 годом. В то же время, использование данного титула вызвало резкое неприятие в Византии, где считалось, что только византийский император имеет право называться римским императором.

Монархи Священной Римской империи претендовали на верховную духовную власть на её территории и роль защитника и покровителя европейской христианской церкви. Первоначально это не требовало отдельного упоминания в литературе. Однако после завершения борьбы за церковную инвеституру (назначение на церковные должности и введение в сан) и распространения идеи верховенства папы Римского в духовной сфере к наименованию империи стали добавлять слово «Священная» (лат. Sacrum). Впервые, по все вероятности, это добавление произошло в 1157 г. Используя слово «Священная» как бы высказывались претензии императоров в отношении церкви. Применение эпитета «Священный» не к особе правителя, а к государственному образованию, по всей видимости, было новацией, рождённой в канцелярии императора Фридриха I Барбароссы (1152—1190). Собственно название «Священная Римская империя» в его латинской версии Sacrum Romanum Imperium впервые появилось в 1254 г., а его эквивалент на немецком языке (нем. Heiliges Römisches Reich) — ещё спустя столетие, в правление Карла IV (1346—1378)3.

В XVIII века империя потеряла какое-либо влияние в Италии, император лишился своих прерогатив в церковной сфере, а тенденции дезинтеграции фактически превратили Германию в конгломерат полунезависимых княжеств. Это позволило Вольтеру заявить, что Священная Римская империя больше не является «ни священной, ни римской, ни империей». В своих последних документах (заключительное постановление имперской депутации 1803 г. и манифест Франца II о роспуске империи 1806 г.) государство называлось уже «Германская империя» (нем. Deutsches Reich).


Поскольку на протяжении почти всего периода своего существования Священная Римская империя являлась единственным государственным образованием в Западной Европе, монарх которого носил титул императора, она зачастую была известна просто как «Империя».

Таким образом, анализируя все выше сказанное можно сделать вывод, что священная Римская империя имеет сложную и запутанную государственно-правовую природу.В первую очередь, это сильно децентрализованная выборная монархия со значительной автономией субъектов: герцогств, княжеств, графств, суверенных епископств, аббатств и вольных городов. Главой государства является император.

Священная — потому что католическая церковь сыграла ключевую роль в воссоздании империи, стала главным идеологом её реставрации. Кроме того, в ранний период власти императоров церковь оказалась очень тесно связана с системой государственного управления. Монархи имели над папами неоспоримую власть, а государство использовало институты церкви в собственных целях.

2.Устройство Руси при Василии III и роль идеологии «Москва – третий Рим»


Василий 3(годы правления 1505-1533) ознаменовались окончательным сбором русских земель вокруг Москвы. Именно при Василии 3 завершился процесс объединения земель вокруг Москвы и продолжил формироваться процесс создания Русского государства4.

Василия 3 продолжила путь его отца, Ивана 3: объединение русских земель вокруг Москвы. Основные начинания в этом плане были следующими:

  1. Подчинение самостоятельных княжеств.

  2. Укрепление границ государства.

В 1510 году Василий 3 подчинил Псков. Во многом способствовал этому псковский князь Иван Репня-Оболенский, который был человеком жестоким и беспринципным. Псковитяне его не любили, устраивали бунты. В результате князь был вынужден обратиться к главному Государю, прося того усмирить граждан. Чтобы укрепиться в этом регионе Великий Князь пересылает в центральные районы страны 300 самых влиятельных семей Пскова.

В 1521 году власти Москвы подчинилось Рязанское княжество, в 1523 году последние южные княжества. Тем саамы основная задача внутренней политики эпохи правления Василия 3 была решена – страна объединилась.

Расширение российского государства при Василии 3 также получилось достаточно обширным. Стране удалось укрепить свое влияние, несмотря на достаточно сильных соседей.

Князь Василий 3 заботился не только о присоединении русских княжеств к Московскому, но и о защите государства с внешних границ. На западе в начале 16 века грозной силой была Литва. На востоке и юге – татарские ханства.


Война с Литвой в 1507-1508 годах и победа в ней были важным шагом на пути признания Руси западными государствами. Причины войны были религиозные: Литва запрещала исповедовать православие и насильно пыталась навязать католицизм. Поэтому пограничные княжества, находящиеся в составе Литвы, начали присягать Руси, что, безусловно, не понравилось Сигизмунду I. Стычки с Литвой продолжались вплоть до 1525 года, но в итоге был подписан мир.

Не менее проблематичными были отношения с Крымским и Казанским ханствами. В 20-х годах татары возобновили нападения на русские княжества, действовали они совместно.

В летописях говорится, что Василий 3 приказал построить новые крепости для защиты границ. Изначально князь пытался решить проблемы с татарами более мирно, но после возобновления грабежей мнение свое изменил. В 1530 году русская армия берет Казань и устанавливается временный мир. Но, как известно, только сыну Василия 3 удалось окончательно сплотить Русь и покончить с ханствами.

Также при Василии 3 страна поддерживала торговые отношения с Францией, Италий, Австрией.

Таким образом, анализируя все выше сказанное можно сделать следующий вывод, что годы правления Василия 3 связаны в первую очередь с расширением и централизацией русского царства: при нем произошло окончательное объединение всех раздробленных до этого княжеств. В его правление ярко проявилась идея единого Российского государства, его избранности, усилились деспотичные черты правления. Расширились внешние границы государства, произошло развитие торговых отношений с крупнейшими европейскими странами5.

Теория «Москва — Третий Рим;» была выдвинута в XVI веке при великом князе Василии III. Ее автором стал Филофей — старец Елеазарова монастыря в городе Пскове. Суть концепции в том, что наследником Римской империи и Византии является Россия — как оплот православия6.

Российская Империя, в плане религиозно-мистическом, осознавала себя как продолжение Римской и Византийской Империй, как Третий Рим. Вопреки часто раздающимся утверждениям, что «знаменитое письмо псковского монаха Филофея, написанное Василию III в первых годах XVI века, было скорее апокалипсическим, чем политическим», идея Третьего Рима – это вполне осязаемая политическая реальность, признававшаяся не только в России, но и во всем православном мире.

Понять эту логику, общую для представителей большинства православных народов, невозможно если при этом не учитывать исключительный статус Римской Империи (продолжением которой считалась Империя Российская), не только в практике церковной жизни, но и в самом православном вероучении.