Файл: Контрольная работа по дисциплине История (история России, Всеобщая история) Вариант 5 студент гр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Почему именно Рим? Прежде всего – это Империя в пределах которой, в правление ее создателя – Кесаря Августа, родился Христос. В принадлежащей знаменитому Роману Сладкопевцу рождественской стихире проводится даже параллель (повторяющая ту, которую мы видели в словах Христа о «Божием» и «Кесареве») между Рождеством Христа и рождением Империи.

Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста: И Тебе, вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единым царством мирским гради быша, И во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, Написахомся вернии именем Божества Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.7

Процесс передачи имперского наследия неоднократно исследовался, однако практически всегда его рассматривали в контексте либо русской истории, либо истории Церкви. Между тем, его влияние на внешнеполитическую доктрину Русского Царства исследовалось мало. Обычно подчеркивалось, что Россия не заметила того имперского груза, который навалился на нее в связи с принятием идеологии Третьего Рима, что восточные дела интересовали русских мало. Это не так. Уже в самом послании старца Филофея, традиционно считающемся «манифестом» учения о Москве – Третьем Риме, универсальная роль Российского царства, в ее как политическом, так и эсхатологическом аспекте, сформулирована вполне отчетливо: «Сие же ныне Тетьего нового Рима державного твоего царствия Святая Соборная Апостольская Церковь, иже в концах вселенныя в Православной христианской вере во всей поднебесной паче солнца светится. И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианской веры снидошася в твое царство. Един ты во всей поднебесной Христианам царь. Не преступай царю, заповеди еже положиша твоя прадеды: великий Константин и блаженный Владимир и великий богоизбранный Ярослав и прочии блаженнии святии, ихже корень и до тебе... блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти: уже твое христианское царство иным не достанется, по Великому Богослову»8.

Национально-государственное развитие России включается здесь в имперский контекст, предстает как бы частью имперской истории, приготовлением к принятию Русью роли имперского центра, а русскими – миссии имперского народа.
9

Но оказалось, что идея «Третьего Рима» не умерла даже тогда, когда православие в России казалось находящимся в предсмертном издыхании. Идея мессианского и эсхатологического призвания России и русских оказалась к тому времени центральной культурной темой русской культуры.

Эта тема могла обыгрываться десятками самых разных способов – от яростного отрицания мессианизма, даже своеобразного антимессианизма, утверждений, что русские — едва ли не худший, едва ли не самый неисторический народ из всех, через секулярный мессианизм коммунистов, и до возвращения к традиционному православному эсхатологическому пониманию.

Разобраться — где подлинное понимание темы, а где её извращения и превращения обычно труда не составляет. Именно религиозный православный эсхатологический мессианизм «Святой Руси» и «Третьего Рима» остается подлинным центром русской культуры. Но все-таки даже самые «еретические» вариации этой основной темы вливают своей голос в общий хор. «Третий Рим» по прежнему остается призывом и загадкой, подлинным вызовом русской культуре и государственности. Вызовом, которому давался и дается мощный творческий ответ.

Таким образом подводя итоги всему выше сказаному можно сделать следующий вывод ,что теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства.

Заключение



Подводя итоги всему выше сказанному можно сформулировать ответ на вопрос, который возник при работе над контрольной работой : Что общего и в чем отличие между Священной Римской империей и Святой Русью и ролью государственных идеогии?

Отвечая на этот вопрос, хотелось бы сказать следующее, что Русь получила Православие из Константинополя (Второго Рима), который после откола западного христианства от Православия стал несомненным удерживающим центром мира.

С крещения Руси в 988 г. Константинопольский Вселенский Патриарх был каноническим главою Русской Церкви и до падения Византии Русь была в церковном смысле ее частью с общей столицей Царьградом.

Среди множества примеров духовного единства Руси и Византии можно отметить и строительство Софийских соборов в русских городах (по образу Царьграда), и сопровождавшуюся чудесными явлениями победу в 1164 г. - в один и тот же день - Великого Князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами и византийского Императора Мануила Комнина над сарацинами; и многочисленные чудеса, связанные с византийскими иконами, становившимися русскими святынями.



Так, в XII в. из Царь-града на Русь к Андрею Боголюбскому (первому русскому самодержцу по объему власти) передается написанная евангелистом Лукой икона Божией Матери, названная Владимирской; в 1382 г. происходит чудо перенесения по воздуху на Русь из Влахернского храма в Константинополе иконы Божией Матери, получившей название Тихвинской. Все это были знаки предстоявшего перенятия Русью царственной миссии от Второго Рима.

Если говорить о б отличие между Священной Римской империей и Святой Русью,то можно сказать следующее, что Священная Римская империя не была ни Святой, ни Римской, ни империей.

Список литературы



1.Быковская, Г. А. История (Для студентов экономического профиля): учебное пособие / Г. А. Быковская, Л. А. Кемулария, Р. А. Черенков. – Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2018. – 119с.URL: http://www.iprbookshop.ru/86278.html.

2.Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов – М.: Норма. 2009. 144 с

3.Дождев В.И. Римское частное право: учебник – М., Норма. 2010. 125с.

4.Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник для бакалавров / И. Н. Кузнецов. – Москва : Дашков и К, 2018. – 124с. URL: http://www.iprbookshop.ru/85414.html

5.История России : учебник для вузов / А. С. Орлов [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2006. – 114 с. – ISBN 5-482-00419-8.

6.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. –М.: Юристъ, 2018 97-98с.

7.Россия в мировой истории: учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Порохни. 3-е изд., испр. и доп. Москва : ЛОГОС, 2016. 255 с. – URL: https://www.rulit.me/books/rossiya-v-mirovoj-istorii-uchebnoe-posobie-read-583340-1.html

8.Толмачева, Р. П. Цивилизация России: зарождение и развитие : учебное пособие / Р. П. Толмачева. – Москва : Дашков и К, 2018. – с 157 URL: http://www.iprbookshop.ru/85183.html.

1 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов – М.: Норма. 2009. 144 с.

2 Дождев В.И. Римское частное право: учебник – М., Норма. 2010. 125с.

3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. –М.: Юристъ, 2018 97-98с.

4 Россия в мировой истории: учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Порохни.  3-е изд., испр. и доп. Москва : ЛОГОС, 2016. 255 с. – URL: https://www.rulit.me/books/rossiya-v-mirovoj-istorii-uchebnoe-posobie-read-583340-1.html

5 Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник для бакалавров / И. Н. Кузнецов. – Москва : Дашков и К, 2018. – 124с. URL: http://www.iprbookshop.ru/85414.html

6 Толмачева, Р. П. Цивилизация России: зарождение и развитие : учебное пособие / Р. П. Толмачева. – Москва : Дашков и К, 2018. – с 157 URL: http://www.iprbookshop.ru/85183.html.


7 Быковская, Г. А. История (Для студентов экономического профиля): учебное пособие / Г. А. Быковская, Л. А. Кемулария, Р. А. Черенков. – Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2018. – 119с.URL: http://www.iprbookshop.ru/86278.html.

8Толмачева, Р. П. Цивилизация России: зарождение и развитие : учебное пособие / Р. П. Толмачева. – Москва : Дашков и К, 2018. – с 217 URL: http://www.iprbookshop.ru/85183.html

9 История России : учебник для вузов / А. С. Орлов [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2006. – 114 с. – ISBN 5-482-00419-8.