Файл: Алтайский юридический вестник 3 (23) 2018 г. Административное право и административный процесс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

48
Алтайский юридический вестник № 3 (23) 2018 г.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
выявляются посевы мака, выращиваемого гражда- нами на приусадебных участках в кулинарных це- лях.
Полагаем, что участковый уполномоченный по- лиции в рамках административной деятельности на территории обслуживаемого участка должен прово- дить индивидуальную профилактическую работу с населением в рассматриваемой сфере, разъяснять основания юридической ответственности, предус- мотренной законодательством за незаконный обо- рот, культивирование или непринятие мер к унич- тожению дикорастущих растений. Более того, на практике накоплен большой опыт проведения ком- плексных профилактических мероприятий, напри- мер «Мак» или «Азиатский заслон», в т.ч. и в усло- виях сельской местности. В большинстве крупных населенных пунктов участковые уполномоченные полиции участвуют в ежегодных оперативно-про- филактических операциях по уничтожению дико- растущих и незаконных посевов наркосодержащих растений.
Еще одной обязанностью участкового уполно- моченного полиции является выявление лиц, вовле- кающих несовершеннолетних в систематическое употребление наркотических средств, психотроп- ных и одурманивающих веществ. В данном случае профилактическая работа строится в тесном взаи- модействии с сотрудниками подразделений по де- лам несовершеннолетних, административного над- зора и уголовного розыска. Особое внимание об- ращается на лиц, состоящих на профилактическом учете органов внутренних дел, в частности поднад- зорных, больных наркоманией, состоящих на уче- те в медицинской организации и представляющих опасность для окружающих, а также привлеченных к административной ответственности за незакон- ный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и их потребление без на- значения врача.
Очевидно, что при выявлении на территории административного участка лиц, вовлекающих не- совершеннолетних в употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих ве- ществ, участковым уполномоченным полиции не- замедлительно принимаются меры к пресечению такой деятельности и привлечению виновных к ответственности. Кроме этого, в образовательных организациях, расположенных на административ- ном участке, целесообразно проводить различные акции, к примеру «Сообщи, где торгуют смертью» или «Имею право знать», направленные на профи- лактику среди несовершеннолетних незаконного оборота и потребления наркотических средств, пси- хотропных веществ и их аналогов.
Необходимо также обратить внимание на лиц, в отношении которых участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактиче- скую работу в соответствии с п. 63.6 Приказа МВД
России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы орга- низации деятельности участковых уполномоченных полиции» [1] (далее – Наставление УУП). К ним от- носятся граждане, которым назначено администра- тивное наказание за незаконный оборот наркотиче- ских средств, психотропных веществ или их анало- гов, а также за их потребление без назначения врача.
Основанием для постановки данной категории лиц на профилактический учет органов внутренних дел будут являться вступившие в законную силу по- становления по делу об административном право- нарушении (вынесенные судьями или должност- ными лицами) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений по ст. 6.8, 6.9, 6.16.1, 12.8, 20.20, 20.21 КоАП РФ.
В то же время в сельских поселениях участковые уполномоченные полиции могут выявлять граждан, осуществляющих на приусадебных участках неза- конное культивирование растений, содержащих нар- котические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
1
. Вместе с тем лица, привлечен- ные к административной ответственности за данное правонарушение, не входят в группу, с которой про- водится индивидуальная профилактическая работа.
Неудивительно, что своевременно не выявлен- ное незаконное культивирование наркосодержащих растений впоследствии повлечет за собой потре- бление наркотических средств или психотропных веществ, в связи с чем было бы целесообразно из- ложить п. 63.6 Наставления УУП в новой редакции следующего содержания: «...которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психо- тропные вещества либо их прекурсоры, а также за их потребление без назначения врача».
Как уже отмечалось выше, участковый упол- номоченный полиции в рамках административной деятельности осуществляет как общую, так и ин- дивидуальную профилактику правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Соответственно, необходимо следить за образом жизни, связями и поведением в быту лиц, состоя- щих на профилактическом учете, периодически проводить с ними индивидуальные профилакти- ческие беседы в целях выяснения их отношения к окружающей действительности и вероятности со-
1
Ст. 10.5.1 КоАП РФ.


49
Алтайский юридический вестник № 3 (23) 2018 г.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
вершения повторных противоправных действий, связанных с незаконным оборотом, культивирова- нием или потреблением наркотиков.
Также целесообразно получать характеризу- ющую информацию с места работы профилакти- руемого лица, выяснять его взаимоотношения в коллективе, степень личной ответственности и дис- циплинированности, наличие опозданий или про- гулов, фактов нахождения на рабочем месте в со- стоянии опьянения, с кем поддерживает дружеские отношения, возникшие ссоры или конфликты и дру- гие данные, позволяющие своевременно проводить индивидуальную воспитательную работу.
Обобщая изложенное, можно с уверенностью утверждать, что участковый уполномоченный поли- ции в рамках реализации своей компетенции вносит существенный вклад в противодействие незаконно- му обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, осуществляет контроль за лицами, находящимися на профилактическом учете органов внутренних дел, проводит общую и индиви- дуальную профилактику в рассматриваемой сфере.
Литература
1. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от
31 декабря 2012 г. № 1166 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Гарбатович Д.А. Понятие наркопритона (ст. 232 УК РФ) // Уголовное право. 2012. № 6.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ [Электронный ресурс].
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Мальков С.М. Уголовно-правовое понятие притонов для потребления наркотических средств, психо- тропных веществ или их аналогов // Современное право. 2016. № 9.
5. Небратенко Г.Г., Безручко Е.В. Использование граффити для совершения преступлений экстремист- ской направленности, а также преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных ве- ществ или их аналогов // Российский следователь. 2016. № 18.
6. О наркотических средствах и психотропных веществах [Электронный ресурс]: федеральный закон от
8 января 1998 г. № 3-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психо- тропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами [Электронный ресурс]: постановление Плену- ма Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные веще- ства либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об измене- нии и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
[Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 934. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Торговченков В.И., Иванов С.А. Особенности предупреждения бесконтактных способов сбыта нар- котических веществ в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 12.