Файл: Сравнительный анализ политических культур ЗападВостокРоссия.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие политической культуры
1.2. Элементы политической культуры
Типы и функции политической культуры
Сравнение политических культур
2.1. Политическая культура Запада
2.2. Политическая культура Востока
2.3. Политическая культура России
2.4. Сравнение политических культур Запада и Востока
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социальноэкономических субъектов решений органов власти.
Сравнение политических культур
2.1. Политическая культура Запада
Принципы западной политической культуры, по большей части, строятся на идеалах античной демократии, в основе которой лежит право граждан участвовать в решении общих вопросов, а также учитывать верховенство закона. Огромное влияние на формирование западной политической культуры оказали христианско-религиозные ценности протестантизма и католицизма. На эту особенность обращал внимание ещё М. Вебер: «Понимание успехов западной цивилизации невозможно без учёта протестантизма, в атмосфере которого происходило формирование таких качеств личности как трудолюбие, расчётливость, скромность и бережливость». Протестантские принципы затем и развились в либерально-демократической модели политической культуры, которая доминирует в большинстве западных стран.
Также, центральное место в западной политической культуре занимает идея свободы личности. При этом речь идёт о свободе выбора без каких-либо препятствий, о свободе развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями, но так, чтобы не препятствовать свободе других людей.
В экономической сфере свобода личности трактуется как свобода частной собственности, предпринимательства, свобода обмена и экономической эффективности, что соответствует лозунгу: «минимум государства – максимум рынка».
Политическая свобода подразумевает наличие таких прав и свобод, как право гражданства, свобода слова, собраний, право избирать и быть избранным, свобода создания ассоциаций и партий, которые закрепляются в конституции и защищаются независимым от государства судом. При этом свобода понимается не как активное участие в политике, а как отсутствие ограничений и принуждения со стороны государства, невмешательство государства в личную жизнь человека, защищённость человека от произвола
государства, обеспечение свободы индивида в рамках закона. Западу удалось сформировать плюралистическую организацию власти, обеспечив высокий уровень её легитимности и уважения народа к правящим элитам. Власть в западном обществе основана на принципе разделения властей, при этом она должны быть выборной, осуществляться большинством и регулироваться обязательными конституционными правовыми нормами. Для западной политической культуры характерна особая почтительность граждан к символам государственности, патриотизм, законопослушность, склонность к легитимным формам политического участия.
2.2. Политическая культура Востока
В настоящее время в мире проявляется все больший интерес к восточной модели культуры, в том числе и политической.
Это обусловливается тремя факторами:
-
Процесс глобализации, охвативший современный мир, привёл к размыванию экономических, культурных границ, усложнил общественные противоречия. -
Процесс внедрения западной культуры не привёл к выравниванию только усилил противоречия между этими двумя политическими культурами. Всё это заставляет отказаться или даже преобразовать западную систему развития, обратив внимание на альтернативные варианты, показывающие не менее высокую эффективность. Такой процесс можно наблюдать в таких странах, как Индия, Южная Корея и Китай -
Проявление интереса во всём мире к восточным религиям, системе ценностей и культуры азиатских стран, тем более что, по мнению некоторых, западная система ценностей не привела общество ни к гармонии, ни к процветанию.
Все эти явления сильно повлияли на политическую культуру Востока, которая достаточно своеобразна и выделяется по нескольким признакам:
Во-первых, азиатское производство основанного на общинном землепользовании, аграрном труде и его специфичном характере.
Во-вторых, следует учитывать особенности духовной культуры, корни которой уходят не только в догматы буддизма, арабской и мусульманской религий, но и морально-этические нормы конфуцианства, даосизма. Например, политическая культура Востока заимствовала такие элементы конфуцианской морали, как патриотизм, развитое чувство долга и ответственности, высокую культуру труда, организованности, элементы коллективизма, стремление к личному и общественному совершенствованию. Отсюда характерная для политической культуры Востока преемственность и деликатное отношение к прошлому.
Характерной особенностью восточного типа политической культуры является уверенность в божественном происхождении власти. Власть не связанна с землей и конкретными личностями, а исключительно дарована богом. Религия делает власть законной и освещает ее.
Именно по этой причине во многих странах Востока религия носит государственный характер. Политика рассматривается как занятие выдающихся личностей, и поэтому она не может быть доступна обычным людям. Политическая власть всегда подчиняется принципам божественного правления, она понимается как средство мира и согласия. Идея мира и согласия также заимствована у конфуцианства: «Когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя».
В восточной политической культуре государство рассматривается, как носитель ценностных и религиозных аспектов, а потому ему позволяется контролировать все стороны общественной жизни. Главная его задача – обеспечение порядка, для чего необходимо вводить жесткие нормы, обязательные для всех. Важная роль государства сохраняется и в экономике. Государство главенствует над личностью, оно должно заботиться о благосостоянии народа, стремясь к социальной справедливости. Таким образом, политической культурой Востока государство признаётся как сила, обеспечивающая социальную стабильность. Отсюда предпочтение отдаётся авторитарным формам правления и харизматичным лидерам. Но также в процессе управления обществом приоритет может отдаваться местным правилам и обычаям, главенствующим над общегосударственными законами и установлениями.
Ценности восточной культуры ориентируют личность на умеренное потребление, материальные вещи не являются главным смыслом жизни общества, выступая лишь средством обеспечения физического здоровья и комфортной духовной жизни. Личность несёт ответственность за правильное функционирование общества, но при этом выполняет лишь исполнительские функции.
2.3. Политическая культура России
Процесс развития политической культуры в России проходил весьма своеобразно. Страна расположена на границе двух цивилизаций:
Западной и Восточной. Это сыграло огромную роль в ее развитии.
Для первой главной ценностью являлась личность, ее права и свободы.
Для второй была характерна социоцентрическая ориентация на общество, коллектив, государство. Взаимодействие этих двух культурных типов непременно вызывало борьбу между ними, а в условиях огромной территории России с ее разнообразием этнических культур это способствовало формированию этатистской политической культуры, ибо только сильная государственная власть могла предотвратить опасность развала. Государственность, как и в восточном типе санкционировалось некими внешними высшими силами. От «отцагосударя» зависело благосостояние народа. Таким образом, особенности современной политической культуры России тянутся из ее исторического прошлого, из крестьянской общины, которая препятствовала становлению индивидуальности.
Отсюда мы можем наблюдать преобладание патриархального характера российской политической культуры.
Значительное влияние на российскую политическую культуру оказала и православная церковь с ее идеями соборности, государственной религии, государственной церкви.
Кроме влияния византийского наследия, специфика российской политической культуры определяется и отсутствием в России в прошлом таких явлений как Возрождение и Реформация, оказавших огромное влияние на культуру западноевропейских стран в плане придания ей светскости, раскрепощения личности, формирования гуманистического мировоззрения. В России же ценности индивидуализма, свободы совести, толерантности, компромисса не получили достаточного для определения западным типом развития. В результате всю политическую историю России можно представить, как постоянное противоборство либеральных и традиционных ценностей:
с одной стороны – наличие индивидуальной инициативы, стремление к самоутверждению, свобода совести и трудолюбие, ограничение роли государства в обществе;
с другой - общинность, соборность, коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, лидерству харизматического типа, сильному государству.
Революция 1917 г. еще больше усилила проникновение государства во все сферы общественной жизни. Политическая культура стала полностью авторитарной. Роль и функции, которые ранее выполняла православная церковь, перешли к марксизму-ленинизму, ставшему единственной государственной идеологией. Интересы отдельной личности стали полностью подчинены государству. На первый план выдвигалось равенство всех в обществе. У людей формировались двойственные моральные принципы, убежденность в своей незначительности в делах общества и государства.
В нынешнее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, трансформации всех сфер общества, сформировалась новая политическая культура. Однако происходит этот процесс с большими трудностями. А причины этих трудностей заключаются в сложности осуществляемых экономических и политических преобразований.
Фактором, затрудняющим формирование новой политической культуры в России, является также кризис политической социализации. Одной из основных причин данного кризиса стало не только отсутствие «национальной идеи» и ценностных ориентиров, интегрирующих граждан в новое социально-политическое пространство, но и отказ государства с самого начала реформ от выполнения своих функций, в том числе по обеспечению условий функционирования институтов политической социализации.
2.4. Сравнение политических культур Запада и Востока
Базовые составляющие политических культур Запада и Востока в большинстве своем противоположны и это невозможно изменить, наверное, даже никакими серьезными реформами. Но конечно, в некоторых государствах все же сформировался некий симбиоз двух политических культур, как например в Японии. Политическая субкультура Запада ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политическими пристрастиями.
Политическая культура Востока ориентирована на историкорелигиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченнополитического выбора. Распределена передача власти по наследству и ее авторитарность. Политологи видят основные различия политических культур Запада и Востока в следующем:
1.В странах Запада более, чем в странах Востока, распространена убежденность в том, что политическая власть может базироваться на физическом, духовном или экономическом превосходстве человека над человеком, на Востоке господствует уверенность в божественном происхождении власти, не связанной ни с какими человеческими достоинствами.
-
На Западе к политике относились и относятся как к разновидности конфликтной социальной деятельности, строящейся на принципах честной игры и равенства граждан перед законом, в то время, как на Востоке сформировалось отношение к политике как к подвижнической деятельности, являющейся прерогативой лишь выдающихся личностей и недоступной простым людям. На Востоке политика понималась как средство достижения гармонии и мира, причем возможность случайных событий в политической жизни отрицалась. -
На Западе личность осознавалась как самодостаточная для осуществления ею властных полномочий, на Востоке личность таковой не признавалась, а предполагалась необходимость в посредничестве в отношениях между личностью и властью. -
На Западе утвердились идеалы индивидуальной свободы, для Востока характерен приоритет идеалов справедливости. -
На Западе принято признавать индивида главным субъектом политического процесса, а государство считать гарантом прав и свобод личности, инструментом достижения целей и реализации интересов отдельных групп и индивидов, зависимым от гражданского общества. На Востоке главная роль в политике отдается элитам, за государством же признается функция патроната над отдельными людьми. -
На Западе, в конце концов, утвердился плюрализм форм политической жизни, сложный характер организации политических систем, демократический характер политических режимов. На Востоке долго сохранялось тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поискам харизматических лидеров, предпочтение коллективных форм политического участия при безусловном подчинении личности исполнительной власти. -
Для Запада в целом характерно рациональное отношение к исполнению политическими элитами и лидерами своих управленческих функций в соответствии с нормами общественного договора, здесь утвердилось мнение о необходимости общественного контроля над их деятельностью. На Востоке имеет место сакрализация (обожествление) власти и ее носителей при отсутствии убежденности в необходимости контроля над их действиями. -
Для Запада характерен примат общегосударственного кодифицированного права над частными нормами и местными обычаями, то на Востоке, наоборот, приоритет отдается местным правилам и обычаям перед формальными законами государства. -
На Западе довольно рано пришли к пониманию различий моральной и политической мотивации политического действия, на Востоке же сохранилась тенденция к сглаживанию противоречия между моральными и правовыми мотивами политического поведения. 2.5. Сравнение политических культур Запада и России