Файл: Военные факторы русской колонизации западной сибири (конец xvi начало xviii в.).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На правах рукописи
Пузанов Владимир Дмитриевич
ВОЕННЫЕ ФАКТОРЫ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
(КОНЕЦ XVI – НАЧАЛО XVIII В.)
Специальность 07.00.02. – Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора исторических наук
Москва 2010
Работа выполнена на кафедре Истории Российской государственности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Научный консультант: доктор исторических наук, профессор
Комиссаренко Аркадий Иванович
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор
доктор исторических наук, профессор
доктор исторических наук, профессор
Ведущая организация Институт Российской истории РАН
Защита состоится «___»_________2010 г. в___ часов на Заседании диссертационного совета Д 502.006.04 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84, ауд.___________
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автореферат разослан «___»_________2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
д. и. н., профессор О. Г. Малышева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Русское государство возникло на территории Восточной Европы, на юге которой властвовали сильные кочевые племена. Отношения с кочевниками были важной проблемой внешней политики России до конца XVIII в. Кочевые племена оказали большое влияние на историю Руси, на политические, социальные, экономические процессы, культуру общества. Кочевые набеги заставляли государство и общество тратить много сил и средств на защиту территории и населения, строить крепости и остроги, формировать военные силы.
В XVI в. Русское государство, используя новую военную технику, переходит в наступление на кочевой мир, подчиняет Казанское и Астраханское ханства, строит десятки городов в поле на юге Восточной Европы. Присоединение Сибирского царства к России в конце XVI в. стало одним из результатов этого наступления. Политическая и военная история русской Сибири конца XVI – начала XVIII вв. может быть названа одной из глав сложной истории отношений восточных славян
, позднее Киевской Руси, Русского государства, с кочевниками. Таким образом, главной политической и военной проблемой русской власти в Сибири были не местные племена, а кочевые объединения, от которых первые давно уже находились в определенных отношениях зависимости. Кочевники до прихода русских в Азию на протяжении тысячелетий распространяли свою власть на оседлые группы к югу и северу от районов Великой степи. Непосредственный предшественник русской власти в крае – Сибирское ханство, одно из таких поздних политических организаций, очень типичных для традиционного Востока, где небольшие мобильные группы кочевников подчинили себе ряд племен по рекам Оби, Иртышу и Тоболу и их притокам.
На юге Сибири русская колонизация столкнулась с различными кочевыми народами: ногаями, ойратами, восточными монголами, казахами, башкирами. Главную проблему для русской колонизации Западной Сибири представляли отношения с ойратами, которые в это время занимали южные земли края и боролись за право сбора дани с тюркского населения. В результате русская колонизация Сибири на протяжении конца XVI – начала XVIII вв. имела военный характер. Отношения Русского государства с кочевыми этносами и военные факторы политики России в Сибири определили развитие процессов русской колонизации, территорию русского расселения, последующие административные преобразования. Изучение перечисленных проблем имеет важнейшее значение для понимания проблем истории Сибири в целом.
Степень изученности темы. Русское государство на протяжении более тысячи лет со времени возникновения и до начала XX в. в качестве соседей имело кочевые общества. Проблемы военной политики России в Сибири XVII в. в отечественной историографии были тесно связаны с проблемами определения характера присоединения Сибири к Русскому государству и роли различных групп русского населения Сибири в этом присоединении.
Г.Ф. Миллер исследовал проблемы отношений русской власти с народами Сибири, борьбы с Кучумовичами и кочевыми народами, а также вопросы строительства городов и формирования гарнизонов 1.
Концепция Г.Ф. Миллера оказала очень большое влияние на развитие русской исторической науки. Н.М. Карамзин считал завоевание Сибирского царства в конце XVI в. заслугой правительства Бориса Годунова. Особая роль отводилась Н.М. Карамзиным строительству Обского городка в 1585 г., Тюмени в 1586 г. и Тобольска в 1587 г., который «сделался новой столицей Сибири»
2. В концепции П.А. Словцова главную роль в присоединении Сибири играло государство: «возобладание Сибирью, возобладание не шаткое, конечно, было творением царским»3. С.М. Соловьев полагал, что присоединение Сибири явилось частью великого процесса колонизации, которая, по мнению ученого, была одним из главных явлений русской жизни4. В последней трети XIX в. историков Сибири стали привлекать материалы центрального управления – фонд Сибирского приказа. Большое значение в исторической науке этого периода имели работы П.Н. Буцинского5. Первенство в заселении Сибири П.Н. Буцинский отдавал правительственной колонизации.
В работах русских историков XVIII-XIX вв. утвердилось представление о решающей роли государства в деле присоединения Сибири к России. Большая роль в формировании этой научной концепции принадлежит Г.Ф. Миллеру, который создал ее на базе изучения всех доступных на тот период источников, в первую очередь обширного актового материала. Главное значение в утверждении власти Русского государства в Сибири, согласно этой концепции, представляло строительство в крае городов как русских военных центров, организация в них военных сил, подчинение местного населения и наложение на него дани. Также историки отмечали большую роль отношений русской Сибири с кочевым миром, особенно в первое столетие колонизации края. Таким образом, проблемы истории военной политики России в Западной Сибири находились в центре научных исследований. Однако до П. Н. Буцинского и Н. Н. Оглоблина источниковой базой по Сибири XVI – XVII в. оставались, главным образом, труды Г. Ф. Миллера и небольшая часть собранных историком документов городов Сибири. Это положение не давало возможности ученым глубоко раскрыть историю формирования гарнизонов Сибири и отношений с кочевниками на юге края.
Так В. К. Андриевичу, для которого был характерен значительный интерес к военным проблемам истории Сибири, даже численность служилых людей в городах Сибири была неизвестна. Примером организации гарнизонов Сибири, для В. К. Андриевича, была военная организация Перми. Историк приводит царскую грамоту 1662 г. воеводе Перми Михаилу Голенищеву о сборе ратников с уезда по одному человеку с пяти дворов для похода на башкир, и считает, что такой же была и организация в городах Сибири6. На самом деле в Перми собирали тяглых людей, поэтому и сбор идет по одному человеку с пяти дворов. В Сибири в XVII в. именно служилые люди были наиболее значительной, а во многих городах, единственной группой русского населения. По мнению В. К. Андриевича, гарнизоны городов Сибири первое время составляли по 30 – 40 человек, как в Кетском остроге, а затем для борьбы с бунтами инородцев увеличивались до нескольких сотен человек. Это положение можно считать ошибочным, в большинстве городов Западной Сибири после основания были образованы гарнизоны в несколько сот служилых людей.
Новая концепция присоединения Сибири появилась во второй половине XIX в., под влиянием Великих реформ и тех потрясений в русской общественной жизни, которыми они сопровождались. В Сибири это направление было развито лидерами «областников» Н.М. Ядринцевым и Г.Н. Потаниным. Н.М. Ядринцев в работе «Сибирь как колония», опубликованной в 1882 г., писал, что Сибирь была завоевана правительством и превращена в колонию, а колонизация Сибири была достигнута, главным образом, в результате стихийного переселения русского народа за Урал7.
Г.Н. Потанин полагал, что завоевание Сибири «было более делом мужиков, чем воевод»8. Лидеры областников Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин были, в первую очередь, крупными общественными деятелями, а уже затем историками. В результате, научные взгляды Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина оказались во многом обусловлены их общественной ролью и политическими представлениями. Борьбу с правительством они фактически перенесли в свои исторические работы. Кроме того, представления Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина о Сибири XVII в. формировались, главным образом, на основе исторической литературы, а не источников.
С.В. Бахрушину на основе большого количества новых источников удалось создать новую концепцию колонизации Сибири9. Исследователь полагал, что русское продвижение в Сибирь было начато Новгородской республикой. В конце XVI в. в завоевание Сибири «энергично вступается государство». С.В. Бахрушин утверждал, что русская колонизация Сибири была результатом действия нескольких сил: правительства, служилых людей, промышленников, крестьян.
В исторической литературе XVIII-XIX в. проблемы отношений с кочевым миром, роли служилых людей в крае обычно изучались в общих трудах по истории Сибири. В XX в., в рамках советской историографии, центр внимания ученых смещается на отдельные проблемы сибирской истории. В результате, в научный оборот было введено большое количество новых источников, которые дали возможность формирования новых, более глубоких представлений по многим вопросам истории Сибири. Среди них в первую очередь следует отметить фундаментальные исследования В.И. Шункова и А.А. Преображенского по истории сибирского крестьянства, работы О.Н. Вилкова по хозяйственному развитию Сибири XVII в., труды по истории отдельных регионов Сибири: З.Я. Бояршиновой и Н.Ф. Емельянова по Томскому краю, В.А. Александрова по Енисейскому краю и многих других
10.
В это время исследование Сибири, как и ряда других проблем истории, находилось под давлением идеологии. В центре исследований в это время находились вопросы экономического освоения Сибири, а главной силой колонизации края было объявлено крестьянство. В результате проблемы политической истории русской Сибири, военные проблемы истории края, формирование гарнизонов, роль служилых людей изучались недостаточно или вообще не исследовались.
Однако советские исследователи крестьянства Сибири XVII-XVIII в. увидели большое значение военных факторов в истории края. По мнению В.И. Шункова, на юге Сибири угроза кочевых набегов существовала в течение всего XVII в.11 А.Д. Колесников указал на то, что колонизационный процесс проходил «под контролем и непосредственным содействием местной администрации, которая с согласия правительства формировала отряды и определяла места для сооружения городов и острогов, тем самым обеспечивалась безопасность территории и ее заселение»12. М.М. Громыко отмечала «наличие угрозы внешнего врага, сохранявшейся для южных районов и в XVIII в.», одним из двух факторов (наряду с тяжелыми природными условиями), которые способствовали укреплению общины сибирских крестьян13.
В 60-70 гг. XX в. в советской историографии начинается исследование социальной и экономической роли служилых людей Сибири. Проблемы административной роли сибирского города были подняты в работах В.И. Сергеева, А.Н. Копылова, О.Н. Вилкова14. Большую роль в изучении социального положения служилых людей Сибири XVII в. сыграли работы Н.И. Никитина15. Исследователь на основе большого количества источников сделал вывод, что именно служилые люди сыграли ведущую роль в колонизации Сибири XVII в. Они совершили большинство географических открытий, присоединили новые территории, защищали их от кочевников, были важны в хозяйственной жизни.
В 80-90 гг. XX в. историки Сибири исследовали политические, административные, военные проблемы истории края. В ходе переосмысления роли правительства в процессе колонизации большее внимание стало уделяться разнообразным формам правительственной политики, служилому населению, строительству линий. Подобные представления стали результатом вовлечения в научный оборот большого количества архивных документов