Файл: Военные факторы русской колонизации западной сибири (конец xvi начало xviii в.).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Системно-структурный метод позволяет увидеть русское общество Сибири в процессе колонизации как систему, обладающую сложной структурой.
Пользуясь количественным методом, автор проводит статистические исследования по теме.
Сравнительно-исторический метод дает возможность провести сравнительный анализ военной политики Русского государства в Сибири.
Источники. В ходе исследования автором были использованы материалы сибирской истории, опубликованные в «Актах исторических», «Дополнениях к актам историческим», «Памятниках Сибирской истории XVIII в.», «Материалах по истории Сибири», «Описании Тобольского наместничества» и других изданиях. Большое значение для работы представляют документы, опубликованные в приложении к 3 томам «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера. К работе были привлечены источники по истории монголов, казахов, башкир28.
В работе использовались записки иностранцев о Русском государстве XVI – XVII, в которых содержатся ценные материалы по русской внешней политике, истории военных сил, колонизации Сибири29. Из этой литературы, прежде всего, надо отметить работу «Политика» Ю. Крижанича, который в 1661 – 1676 гг. жил в ссылке в Тобольске и хорошо изучил жизнь русской Сибири. Ю. Крижанич с большим знанием дела характеризует военное дело народов Сибири, сообщает о русском военном искусстве, и о применении европейской тактики в Сибири30. Академик М. Н. Тихомиров справедливо отмечал, что «тонкий наблюдатель, дальновидный исследователь Юрий Крижанич» в этой работе приводит много сведений о России и особенно о Сибири, которые не уступают сочинению Г. Котошихина и превосходят работы европейцев.
Русские летописи XII – XVIII вв. содержат значительный материал по отношениям Руси и народов Сибири, а также данные о первых военных походах Новгородской республики и Русского государства на север края31.
Большое значение в работе имели сибирские летописи: Есиповская летопись, первая из летописей Тобольска, и Сибирский летописный свод – крупнейший источник по истории Сибири XVII в. Сибирский летописный свод дошел до нас в нескольких списках. В работе использовалась Книга Записная – первая редакция свода, Томский вид, в котором имеются ряд уникальных данных по истории Томского разряда и восточных уездов Сибири, а также позднейшие списки свода – Головинский и Нарышкинский. Надо отметить большую достоверность данных свода, большинство списков которого писались в Тобольске при воеводах Тобольского разряда, служилыми людьми, работавшими на основании актов. Один из списков свода был составлен в Томске, когда город стал центром особого разряда
32.
В работе использовалась неопубликованная летопись Черепанова, составленная в Тобольске во второй половине XVIII в. Илья Черепанов составил серьезный труд на основе работы с летописями и актами33. Летопись Черепанова высоко оценивалась И.Я. Златкиным как источник по истории народов Сибири 34. В сибирских летописях имеются ценные данные по строительству городов и острогов Сибири, административной деятельности воевод, служилых людей, отношениям с народами Сибири,
Надо отметить, что сибирские летописи начали составляться через несколько десятилетий после занятия русскими Западной Сибири и строительства городов Тюмени, Тобольска, Березова, Сургута и Тары. В результате, в летописях имелось мало материалов по ранней истории русской Сибири, вследствие чего возник ряд проблем с датировкой образования ряда уездных центров. Эти вопросы ранней истории русской Сибири можно решить при привлечении разрядных книг, которые дают ряд ценных данных по истории Сибири и основания первых городов35.
Главное значение при написании работы имел актовый материал. В РГАДА (Российский государственный архив древних актов), разработке был подвергнут фонд Сибирского приказа (ф. 214), где находится большинство материалов по Сибири XVII в. В работе использовались перечневые сметы Тобольского разряда – уникальный источник по истории государственной политике в крае. Надо отметить, что сметы составлялись воеводами Тобольска и городов Сибири для Сибирского приказа и потому являются очень достоверным источником. В перечневых сметах содержатся данные по состоянию укреплений, оружия, составу служилых людей в городах разряда и их основным службам. Эти перечневые сметы записывались по данным городов в Тобольске и каждый год посылались в Москву в Сибирский приказ. Однако позднее Н.Н. Оглоблину удалось найти только часть этих материалов. В работе были использованы все известные перечневые сметы Тобольского разряда. В перечневой смете 1628 г. приводятся данные по всем городам Сибири. В более поздних перечневых сметах имеются данные только по городам Тобольского разряда. В 1629 г. восточные города Сибири были выделены в особый Томский разряд, перечневые сметы которого не найдены. Большинство данных, взятых из смет, впервые вводятся в научный оборот. Эти материалы позволяют исследовать по десятилетиям основные тенденции формирования гарнизонов уездных городов и развитие служб в Сибири.
Большое значение имеют также городовые списки, где фиксировались сведения о гарнизонах и службах по отдельным городам Сибири. В этих списках содержатся данные, главным образом, по истории последних десятилетий XVII – начала XVIII в. Городовые списки позволяют более подробно исследовать историю строительства укреплений, формирование гарнизонов и службы ратных людей в городах Сибири. Н.Н. Оглоблин отмечал, что часть городовых списков содержит подробные описания укреплений, а часть отмечает только артиллерию и боеприпасы города. В большинстве списков перечислены группы служилых людей, в некоторых приведены именные списки, службы и оклады. Большинство данных городовых списков впервые вводятся в научный оборот.
В работе использовались материалы о служилых людях Сибири – «верстальные и разборные книги» служилых людей, которые дают возможность более близкого знакомства с биографиями и службами личного состава гарнизонов Сибири. Большое значение имели «послужные списки» служилых людей Сибири, в которых имеются данные о походах русских отрядов против кочевников. Поздние «послужные списки» содержат ценные сведения о службах, окладах и отличиях служилых людей гарнизонов отдельных городов Сибири – Тобольска, Тары, Тюмени, Березова, Верхотурья. Эти списки позволяют исследовать службы, о которых нет данных в других источниках. Кроме того, в работе использовались ценные доклады Сибирского приказа по отдельным вопросам истории Сибири XVII в., материалы по отношениям с Кучумовичами, ойратами, башкирами, киргизами, а также доклады по положению служилых людей края, ссылке служилых людей из русских городов.
Ряд ценных материалов по началу XVIII в. по административной политики на востоке и гарнизонам Сибири был взят из ф. 24 (Сибирский приказ и управление Сибири). Важные данные по организации регулярных военных сил и отношениям с кочевниками в Сибири имеются в фонде Сената (ф. 248). Кроме документов центрального органа управления края – Сибирского приказа, в работе использовались материалы местного управления. Кроме центрального органа управления Сибири – Сибирского приказа большое значение в работе имели материалы уездного управления в крае. В фонде Верхотурской приказной избы (ф. 1111) исследовались отписки приказчиков воеводам Верхотурского уезда об отношениях с кочевниками, укреплении острогов и слобод на территории уезда, формировании групп служилых людей в городе, а также отрядов беломестных казаков. Материалы фонда позволяют исследовать военную роль русского крестьянства на юге Сибири.
В портфелях Г. Ф. Миллера (ф. 199) находятся сотни документов по истории Сибири, которые позволяют дополнить материалы Сибирского приказа по многим важным вопросам. Историку удалось собрать ценные материалы уездного управления Сибири в подлинниках и копиях. В актах содержатся важные данные по отношениям с кочевыми народами Сибири – ногаями, калмыками, башкирами, казахами, киргизами, а также материалы по строительству городов, служилым людям. К сожалению, после Н.Н. Оглоблина, который крайне критично отозвался о копиях актов, привезенных из Сибири Г.Ф. Миллером, качество материалов портфелей Г.Ф. Миллера подвергалось критике. Однако, кроме копий, в фонде находятся сотни подлинников, грамот XVII в. Крупнейший специалист по источниковедению Сибири А.И. Андреев справедливо писал, что даже копии документов в фонде Миллера остаются важнейшими источниками по истории Сибири36. Ценным источником по военной политике Русского государства в Сибири и отношений с кочевниками являются карты XVII-XVIII вв., сосредоточенные в РГАДА (ф. 192).
Исследовались материалы ф. 9 (Кабинет Петра I), ф. 20 (Дела военные), на базе которых изучалось формирование гарнизонных полков в Сибири XVIII в., а также ф. 130 (Сибирские дела), ф. 108 (Башкирские дела), ф. 113 (Зюнгорские дела), ф. 119 (Калмыцкие дела), ф. 517 (Кузнецкая воеводская канцелярия), ф. 938 (Исетская управительская канцелярия), ф. 1007 (Ишимская управительская канцелярия), ф.1016 (Управительская канцелярия Ялуторовского дистрикта), которые дали возможность дать анализ отношений с кочевниками на юге Сибири и исследовать военную роль крестьян края. В ф. 181 (Рукописная коллекция МГАМИД), ф. 196 (Рукописное собрание Ф. Ф. Мазурина) были изучены рукописи по географии и истории Сибири XVII-XVIII вв., которые дали возможность исследовать формирование городов и острогов в крае.
В РГВИА (Российский государственный военно – исторический архив) были изучены материалы ф. 23 (Воинские комиссии Военной коллегии), ф. 26 (Военно – походная канцелярия Е. И. В.), ф. 410 (Материалы о Российской империи), ф. 416 (Генеральные карты Российской империи), ф. 423 (Материалы о границах России) по борьбе с кочевниками на востоке России и организации военных сил в Сибири XVIII в. В ГАОО (Государственный архив Омской области) исследовались материалы ф. 1 (Военно – походная канцелярия главного командира Сибирского корпуса), ф. 86 (Западно – Сибирский отдел Русского географического общества), ф. 366 (фонд Г. Е. Катанаева), в которых содержатся ценные данные по отношениям с кочевниками, организации гарнизонов городов края XVII и формированию военных сил на линиях Сибири в XVIII.
В ГАКО (Государственный архив Курганской области) были изучены материалы ф. 9 (Курганская городская управа), а также личные фонды историков Е. С. Селедкова (ф. 2260), Н. А. Лапина (ф. 1747), В фонде 2260 находится большое количество копий документов ГАТОТ, ГАОО, ГАСО, содержащие ценные данные о колонизации юга Сибири, многие из которых еще не вовлечены в научный оборот. В ШФГАКО (Шадринский филиал государственного архива Курганской области) исследованию подвергся фонд Успенского Далматова монастыря (ф. 224) – уникальный источник по истории Сибири, в котором имеются ценные материалы о русской колонизации юга Сибири XVII – XVIII в. и отношениям с кочевниками.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в историографии дается комплексный анализ военных факторов в политике Русского государства на территории Западной Сибири. В работе впервые анализируется развитие историографии по данной проблеме.
До настоящего времени предметом научного интереса не было исследование политического и военного влияния ойратов на русскую колонизацию Сибири в конце XVI-XVII вв. Ойраты, которые в XVII в. занимали территорию на юге от р. Оби до р. Волги, стали главным соперником Русского государства в Сибири. В сложных отношениях с ойратами определился южный рубеж русской колонизации Сибири. Изучается влияние набегов ойратов на русские города и ясачные волости на строительство острогов на юге Сибири и формирование военных сил в крае.
Впервые исследуются процессы формирования гарнизонов в городах по всем уездам Тобольского разряда, строительства укреплений, формирование артиллерии. В работе рассматривается развитие основных задач и служб служилых людей Западной Сибири; роль служилых людей Тобольского разряда в защите южных территорий Сибири, сборе дани, доставке продовольствия и оружия в северные и восточные уезды Сибири, присоединении Восточной Сибири.
Предметом отдельного изучения ранее не являлось формирование военного населения, которое было организовано правительством на юге Западной Сибири для защиты края от кочевников. Изучается организация отрядов годовальщиков, которые посылались для защиты южных территорий из уездных городов. Отряды годовальщиков возникли в городах Тобольского разряда по традиции формирования военных сил Русского государства и имели большое значение для обороны обширных территорий Сибири. Исследуется формирование отрядов беломестных казаков на юге Сибири, которые были организованы для защиты острогов и слобод от набегов кочевников.