Файл: Сформулирую запрос, связанный с травматической ситуацией из истории моей подруги (делюсь с её разрешения).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сформулирую запрос, связанный с травматической ситуацией из истории моей подруги (делюсь с её разрешения).

Юлия, 29 лет.

«Много лет меня мучают ночные приступы паники, я не могу спать, потому что меня мучают ночные кошмары, я просто боюсь уснуть. Каждый раз когда я засыпаю я снова испытываю этот животный ужас, который испытала, когда мой отец, застукав меня за курением подождал пока я приду домой облил меня жидкостью для розжига и поджог. Он, конечно, потушил огонь заготовленным ведром воды, но ожоги все равно остались, а еще адская боль и этот страх, который преследует меня по сей день. Я не могу прекратить прокручивать в голове это воспоминание, оно слишком яркое, вернее, я не могу контролировать эти приступы. Я боюсь огня, а от запаха сигарет меня начинает тошнить и накатывает дикая паника. Однажды я практически накинулась на своего соседа, который курил в подъезде, я была так зла на него, я кричала так сильно, что забилась в истерике, пришлось вызывать скорую. Также периодически меня накрывают панические атаки. Я перестала доверять людям, закрываюсь даже от самых близких людей, умом я понимаю, что они ничего плохого мне не сделают, но вот каждый раз ловлю себя на мысли, что боюсь с кем либо сближаться.»

Запрос: Хочу избавиться от навязчивых состояний, научится контролировать свою тревогу, обрести спокойствие и равновесие.

Опишите, что произошло с человеком в представленном случае, причины возникновения вышеуказанного состояния.

Юлия в подростковом возрасте пережила сверхсильное психотравмирующее событие, которое вызвало посттравматическое расстройство, вследствие этого повышенную тревожность, приступов ярких воспоминаний травмирующего события, которые не контролируются.

Предположите, какой «диагноз» ближе к данной проблеме, в чём особенности травматической диссоциации, если на это есть указания. Аргументируйте свой ответ.

Я считаю, что самый приближенный «диагноз» к данной проблеме - это посттравматическое стрессовое расстройство. Психологи диагнозы не ставят, но я могу это предположить, по ряду симптомов:

- Нарушения сна, в зависимости от типа расстройства это бывает бессонница или постоянная сонливость;


- Навязчивые воспоминания о травмирующем событии;

- Флеш-бэк симптоматика. У пациента возникает ощущение, что прошлое врывается в реальную жизнь (например, когда Юлия чуть не набросилась на соседа за курение);

- Приступы навязчивых воспоминаний, нередко возникающих спонтанно;

- Избегание всего, что может напоминать о трагической ситуации (Юлия предупредила всех друзей, что рядом с ней курить нельзя).

Особенности травматической диссоциации это мучающие ночные кошмары, подсознательный страх заснуть, высокая частота приступов навязчивых воспоминаний.

Укажите основные мишени психологического воздействия в данном случае, особенности и риски психологической работы. Если вам не хватает каких-то данных в описании ситуации – отметьте это.

Мишени, относящиеся к когнитивной сфере: нарушение концентрации внимания (отвечая на дополнительные вопросы Юлия, пояснила, что не может сфокусироваться, даже на самой банальной деятельности), нарушение мышления, памяти и восприятия, а также нарушение процессов принятия решения, контроля, регуляции состояний.

Мишени, относящиеся к эмоциональной сфере: высокий уровень тревоги (в данном случае также возникающие достаточно часто панические атаки), состояние ужаса, нарушение чувства безопасности, потеря доверия к людям ( а также в нашем случае потеря доверия к миру).

Соматовегетативные нарушения: нарушение сна (в нашем случае вследствие ночных кошмаров и тревожности, которая появляется преимущественно в ночное время), снижение аппетита, вялость в мышцах, снижение энергетического тонуса.

Мишени, относящиеся к поведенческой сфере, потеря контроля над поведением (Юлия рассказывает, что когда её "накрывает" такое состояние, она уже не может контролировать свое поведение, будто бы действует не она, а кто-то кто берет управление в свои руки), потеря целенаправленности поведение, которое выражается в бесцельной активности, либо же в пассивности. В общении и взаимоотношениях наблюдается агрессивное поведение, конфликты, отчуждение (о чем и говорила Юлия, когда сказала, что стала закрываться, даже от близких людей).

В работе в первую очередь необходимо начинать с мишеней, относящихся к эмоциональной сфере, необходимо снизить общий уровень тревоги, потому что у Юлии тревожный тип посттравматического синдрома, сопровождающийся сильнейшими приступами тревоги и панических атак. Результат будет достигнут, тогда когда снизится уровень тревоги, исчезнут панические атаки. Когда Юлия научится контролировать навязчивые мысли и т.д (вышеперечисленные мишени).



Риски психологической работы:

Риск прерывания терапии. Для ПТСР характерен высокий показатель прерывания терапии (после 2–3 встреч клиент не приходят в терапию). Это связано со следующими причинами:

• иногда клиент убеждён, что он должен сам суметь усилием воли забыть пережитое;

• некоторые клиенты борются за получение компенсации и обращаются к врачу или к психологу лишь за подтверждением диагноза;

• неверие в то, что терапевт способен на понимание, если терапевт сам не пережил подобной травмы (что усиливается малейшим недопониманием, отвержением или обесцениванием переживаний со стороны психотерапевта);

• неспособность поверить в возможность излечения.

Для терапии ПТСР характерны психологические трудности, которые переживает сам психотерапевт. Существуют 2 крайности в реакции терапевта на ситуацию пациента:

• Избегание (обесценивание): собственные эмоции терапевта (страх, отвращение, осуждение с точки зрения общепринятой морали) мешают ему воспринимать рассказ клиента, иногда возникает защитное недоверие к отдельным деталям, терапевт избегает задавать вопросы относительно деталей события и конкретных переживаний, как бы дистанцируясь от переживаний клиента.

• Сверхидентификация: определяется чрезмерной эмпатией терапевта, может даже вызвать у него фантазии спасения. Если клиент сообщает, что ему трудно говорить об определённых проблемах, терапевт склонен не настаивать. Рассказ клиента о травме может вызвать у терапевта слёзы на глазах. У клиента появляются сомнения в терапевте, поскольку последний не способен вынести его рассказ.

Составьте план работы с человеком: как бы вы работали с ним, если бы он был вашим клиентом.

Работа с травмой выступает одной из наиболее сложных тем в работе психотерапевта. Это обуславливается, с одной стороны, широким спектром травматических ситуаций, которые могут смешиваться и накладываться одна на другую, а с другой стороны субъективным проживанием клиентом каждого отдельного травмирующего события. Поэтому для психотерапевта важно не только верно диагностировать травмирующее событие в жизни человека, но бережно обходиться с ним в терапии, чтобы избежать возможной ретравматизации или «побега» клиента из процесса работы.

Первый этап:

Провести тщательную диагностику. Во время диагностики учитывается несколько критериев:

какое именно событие произошло
;

какова роль пациента в том или ином происшествии — непосредственного участника или же свидетеля;

насколько часто явление повторяется в мыслях пострадавшего;

какие болевые симптомы проявляются;

нарушения со стороны социальной жизни;

степень ощущения страха в момент происшествия;

в какое именно время, днём или ночью, всплывают в памяти эпизоды события.

Кроме этого, специалисту очень важно определить форму и тип психологического расстройства. Ставиться окончательный диагноз при присутствии у пациента не менее трёх симптомов. В диагностике также важно отличить данный синдром от других заболеваний, имеющих похожие признаки, в особенности болевые ощущения, например, затяжная депрессия или черепно-мозговые травмы. Главное установить связь между произошедшим событием и состоянием больного.

Установление контакта.

Очень важно установить доверительные отношения с клиентом. Можно использовать метафорические ассоциативные карты, чтобы через карты послушать историю клиента, чтобы ему было легче открыться, можно использовать различные техники из арт-терапии, чтобы клиент настроился на работу.

Этап воздействия:

Переходя к непосредственной работе с травмой, терапевту следует быть внимательным и снизить риск ретравматизации, для этого:

Терапевту необходимо выдерживать темп, в котором будет комфортно клиенту, для меня его можно описать так «не слишком быстро, не слишком медленно» = «не слишком близко, не слишком далеко». Травма клиента может быть очень глубокой и ранней, поэтому нужно время чтобы человек смог довериться и понять, что готов пригласить терапевта исследовать ее. Нужно обязательно выдерживать контракты: контракт на сессию, контракт, а интервенцию, контракт темы обсуждаемые в процессе. Это позволит снизить уровень тревоги клиента, а также гарантирует ему последовательность и безопасность в процессе терапии. Проводя беседу с человеком пережившим ПТСР лучше задавать вопросы, ориентированные на ресурс и решение, которое удалось найти в тот момент жизни:

Как вы справились в тот момент?

- Что помогла больше всего?

- Я понимаю, что этот опыт был ужасен, а какие аспекты сделали вас сильнее как человека и тд.

Д. Денбро выделяет три типа вопросов, которые можно задавать человеку, пережившему травму (2):

Вопросы, задающие контекст беседы: Скажите, что вы ожидаете от нашей беседы сегодня? К каким хорошим последствиям она могла бы привести? Что эти надежды и решение рассказать свою историю может поведать нам о том, что для вас ценно и дорого в жизни? Всегда ли эти были важно для вас? Как эти важные ценности появились в вашей жизни и какое влияние они на нее оказали?


Получение сведений о непосредственном травматическом событии: Расскажите мне о том насилии и унижении, которому вы подвергались. В каких формах это происходило? В то время, когда это происходило, каким образом вы старались вынести это испытание? О чём вы думали? Какие воспоминания и мечты помогали вам держаться? Что поддерживало вас в самые ужасные минуты? Какие последствия были самыми тяжелыми для вас? Почему? Продолжают ли проявляться последствия той травмы в вашей жизни в настоящее время?

Укрепление истории о выживании и жизнестойкости: Были ли у вас какие-либо способы, которые помогли облегчить последствия травмы? Если да, то как вы это сделали? Были ли эти способы новыми в вашей жизни, или вы пользовались ими ранее? Как вы научились этому? Какую роль эти умения играют в вашей жизни? Был ли кто-то из людей, кто помог вам изменить ситуацию к лучшему? Что они сделали или сказали, что имело значение для вас? Почему это было важно? Если кому-то пришлось бы пережить нечто подобное тому, что пережили вы, чтобы вы могли им посоветовать? Какие истории вы рассказали бы им о том, какие шаги вы предприняли, чтобы вырвать свою жизнь из-под влияния последствий этой травмы?

Получив достаточно сведений о травмирующей ситуации и переживаниях клиента, терапевт может заметить, что травматический опыт сформировал новые убеждения, на основании которых клиенты могут принимать неверные решения о себе и мире. Верн Масс, в своей статье, указывает на то, что в травмирующих ситуациях, люди принимают решения, которые увеличивают их шансы на выживание. Эти решения могут помешать выжившим пользоваться жизнь после того, как травматическая ситуация прошла . Поэтому так важно поддерживать клиента в принятии новых решений, которые свободны от его прежнего травматического опыта и в то же время исследовать карту клиента и обнаружить какие убеждения появились у него на базе травмы.

Можно использовать различные техники работы с МАК. Например, следующую технику.

Карты клиент достает сам в закрытую, по одной на каждую позицию. Карты располагаются на столе, затем вскрываются.

1 карта – Травмирующее событие. Какое событие всплывает в памяти клиента в связи с выпавшей картой? Что произошло? Как на это отреагировал клиент?

2 карта – Травмированная часть. Что происходит с травмированной частью психики клиента? Как она себя чувствует?

3 карта – Выживающая часть. Стратегии выживания клиента. Как клиент справляется с травмой? Как он объясняет самому себе произошедшее?