Файл: Пояснительная записка Назначение работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольно-измерительные материалы для проведения

итоговой контрольной работы по учебному предмету «Русский язык» (9 класс)
Пояснительная записка
Назначение работы

Оценка уровня подготовки обучающихся 9 класса по русскому языку в соответствии с планируемыми результатами основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Содержание контрольной работы

Синтаксис. Правописание: пунктуация.

Основные единицы синтаксиса

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетания.

Простое предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Синтаксический разбор односоставных предложений.

Простое осложненное предложение.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

Сложное предложение.

Основные виды сложных предложений.

Сложносочинённые предложения.

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчинённые предложения.

Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Подчинительные союзы и союзные слова. Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Место придаточной части в сложноподчинённом предложении. Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Сложные предложения с различными видами связи.


Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Текст.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ содержания текста.

Морфемика. Словообразование. Правописание: орфография.

Морфемный и словообразовательный анализ слова. Орфографический анализ.

Морфология. Правописание: орфография.

Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова. Орфографический анализ.

Выразительность русской речи.

Анализ средств выразительности.

Лексикология. Культура речи.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Лексический анализ.

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из двух частей, которые включают 12 заданий с кратким ответом, предполагающих проведение различных видов анализа языкового материала. Задания части 1 (1––9) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ.Задания части 2 (10––12) нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения обучающимися культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; характеристика героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.

В контрольной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;

– задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.

Задания 1 – 4, 8 – 12 контрольной работы соответствуют заданиям экзаменационной модели ОГЭ по русскому языку.
Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 9 класс.

Вариант 1.

ФИ_________________________________________________________________________________
Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из двух частей, которые включают 12 заданий, предполагающих проведение различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям является слово (несколько слов) или цифра (последовательность цифр). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Задания части 2 выполняются на основе текста.

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 40 минут.



Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!
Часть 1

Ответами к заданиям 1–9 являются слово (несколько слов) или цифра (последовательность цифр). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например, в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


1) Леонардо да Винчи уделял(предложение 1)
2) Он определил(предложение 2)
3) которые применяются(предложение 3)
4) Леонардо начертил (предложение 4)
5).Конструирование привело(предложение 5)

Ответ:_____________________________________________________________


2. Пунктуационный анализ простого осложнённого предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная

на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё

в середине XII века князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость (5) впервые

упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что стены и башни Кремля были

воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних белокаменных в конце XV века (8)

а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси тех времён.

Ответ:_____________________________________________________________
3. Пунктуационный анализ сложносочинённого предложения.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

А он всё летел,(1) всё уменьшался. Вот он пролетел последний этаж большого дома,(2) и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед,(3) а он ещё выше,(4) выше антенн и голубей...

Ответ:_____________________________________________________________
4. Пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения.

Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью.

В детстве я не знал,(1) кем хочу стать. Мне все люди вокруг нравились и все работы тоже. В голове у меня была путаница,(2) я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить,(3) за что же мне приниматься.

Ответ:_____________________________________________________________
5. Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

Определите предложения с последовательным подчинением придаточных. Выпишите номера этих предложений.

1. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

2. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

3. Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для нас закрыты.

4. Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.

Ответ:_____________________________________________________________
6. Синтаксический анализ бессоюзного сложного предложения.

Прочитайте текст.

(1)Еще деревья не распустились, на ветвях лишь вспухли пахучие почки, готовые с минуты на минуту взорваться нежной клейкой листвой. (2)Раскололось над крышами зданий хмурое ленинградское небо – в ярких голубых прорехах заплескался солнечный свет. (3)Из-за каменных зданий солнца не видно, но оно ощущается во всем: в сверкании нарядных витрин магазинов, в хромированном блеске снующих по улицам машин, в бойких солнечных зайчиках, прыгающих на тротуары из окон домов. (4)Солнечный Ленинград — это совсем другой город: он сразу молодеет лет на сто, становится прозрачнее, его причудливо украшенные чугунным литьем мосты через Неву уже не кажутся громоздкими, тяжело нависшими над водой, а, наоборот, легкими, воздушными..


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 между первым и вторым предложением в составе сложного поставлена запятая, так как простые предложения в нём обозначают одновременность происходящих событий.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения 2 указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Предложение 3 сложное, бессоюзное.

4) Двоеточие в предложении 4 ставится потому, что второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.

Ответ:_____________________________________________________________

7. Синтаксический анализ предложения с разными видами связи.

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Однажды, охотясь в невысоких холмах Приуралья, я набрёл на табунок серых куропаток.

(2)Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой. (3)Я выстрелил неудачно, сразу задев спуски обоих курков, дробь хлестнула по краю табунка, и на землю упала только одна птица.

(4)Облачко серого пуха долго стояло над шиповником, нехотя осыпая на землю лёгкие серые пушинки — я стрелял близко.

(5)Я пошёл подбирать убитую птицу, легко нашёл её на чистой пролысинке среди кустов, нагнулся и невольно отдёрнул руку.

Ответ:_____________________________________________________________
8. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «легко сделать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 
Ответ:_____________________________________________________________

9. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А 
2) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения 
3) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения 
4) ДЛИННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН 
5) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё 

 Ответ:_____________________________________________________________