Файл: Пояснительная записка Назначение работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.
(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.

– (4)Тут, – признался дед.

– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.

– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

– Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

– (13)Так просто, – буркнул мальчик.

– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет...

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, –  убитым тоном сказал внук.

– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:


– Это тебе... эти ледянистые...

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

(По В.И. Одноралову*)

10.Анализ содержания текста


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Укажите номера ответов.
1) Дед и внук были очень похожи.
2) Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.
3) Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.
4) Рассказчик пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.
5) Алка отказалась брать цветы.


Ответ:_____________________________________________________________


11. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.

1) – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.
2) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.
3) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
5) Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

Ответ:_____________________________________________________________

12. Лексический анализ.

В предложениях 34–39 найдите разговорный синоним к слову «сказал». Выпишите этот синоним.
Ответ:_____________________________________________________________
 

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 9 класс.

Вариант 2.

ФИ_________________________________________________________________________________
Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из двух частей, которые включают 12 заданий, предполагающих проведение различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям является слово (несколько слов) или цифра (последовательность цифр). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Задания части 2 выполняются на основе текста.

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 40 минут.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!
Часть 1


Ответами к заданиям 1–9 являются слово (несколько слов) или цифра (последовательность цифр). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.
1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя, Распутина, Достоевского и Шекспира.

Укажите варианты ответов, в которых верно указана грамматическая основа в простом предложении или в одной из частей сложного предложения

Запишите номера ответов


  1. Искусство читать (предложение 1)

  2. Научат книги (в 1 части предложения 2)

  3. Вкус развивается (в 1 части предложения 3)

  4. Надо воспитать (во 2 части предложения 4)

  5. Нельзя (в 1 части предложения

Ответ:_____________________________________________________________

2. Пунктуационный анализ простого осложнённого предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Читая в первый раз хорошую книгу(1) мы испытываем то же чувство(2) как при приобретении нового друга. 
Ответ:_____________________________________________________________


3. Пунктуационный анализ сложносочинённого предложения.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Солнце пряталось за холодные вершины(1) и беловатый туман начинал расходиться в долинах(2) когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.  К рассвету хлынул дождь и снег(3) подтаявший раньше (4)расплавился в потоке воды.

Ответ:_____________________________________________________________
4. Пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения.

Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью

.


Анна знала,(1) что больше никогда не вернется в это шумное,(2) беспокойное место, (3)которое её очень утомило.

Ответ:_____________________________________________________________
5. Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

Определите предложения с последовательным подчинением придаточных. Выпишите номер этого предложения

1.Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она. 2.Когда он подъезжал к заднему двору,  Егорушка напряг своё зрение,  чтобы лучше рассмотреть его 
Ответ:_____________________________________________________________
6. Синтаксический анализ бессоюзного сложного предложения.

Прочитайте текст.

1)Всю жизнь Ломоносов работал на пределе, как теперь сказали бы, «на износ». (2)В Москву приехал, не имея в городе ни единого знакомого, спал зимой на возу с рыбой, голодал: денег не было вовсе. (3)Потом, когда начал учиться, просиживал за книгами не часы — сутки. (4)Экономил на всем. (5)Ведь все его «жалованье» во время учебы — три копейки в день, а богатый отец решил, что возьмет его измором: денег не посылал и настоятельно требовал его возвращения домой. (6)Недоедал в молодости постоянно. (По Я.Голованову)

Укажите номера предложений, в которых есть бессоюзная связь. Запишите номера этих предложений.

Ответ:_____________________________________________________________
7. Синтаксический анализ предложения с разными видами связи.

Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью. Запишите номер предложения.
1.Ожидания оправдались: занавес раздвинулся, и началось представление, которого с нетерпением ждали зрители.

2. Кто там живёт, не знал я раньше

3.Когда мама с работы пришла, Галя ей ничего не рассказала, и я тоже.
Ответ:_____________________________________________________________
8. Синтаксический анализ словосочетания.


Замените словосочетание « смотрел с улыбкой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкания. Запишите получившееся словосочетание. 
Ответ:_____________________________________________________________

9. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ОБОЗНАЧЬ (направление) – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.
2) НЕМЕЦКИЙ (станок) – в относительном прилагательном, образованном от существительного с основой на -Ц, пишется суффикс -К-.
3) ОЧАРОВАНИЕ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
4) ЦЫПЛЁНОК – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).
5) (дверь) НЕ ЗАКРЫТА – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

 Ответ:_____________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…

(3)О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали. (4)Директор дома, Мария Дмитриевна, обрадовала воспитанников.

– (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.

(6)Что же будет ребятам на первое?

– (7)Бульон куриный?

– (8)Борщ украинский?

– (9)Щи зелёные?

– (10)Суп гороховый?

– (11)Суп молочный?

(12)Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13)Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам – такой же суп.

(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

– (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.

(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.

(22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?

– (24)Макароны по-флотски?

– (25)Жаркое?

– (26)Рагу или гуляш?

(27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.

(29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.

– (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.

(31)Рады ребята таким котлетам. (32)Скорей бы несли обед.