Файл: Г.В. Борисова Мировая культура и искусство. Рабочая программа, планы семинарских занятий.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1298

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

 
 

 10 
 

Литература 

 

1.  Белюков  А.М.  Методические    рекомендации  студентам  по 

изучению      курса  «Язык  видов  искусств»  / А.М.  Белюков,     
В.Л. Правда. – Кемерово, 1993 

2.  Виппер  Б.Р.  Введение  в  историческое  изучение  искусства. – 

М.,1985 

3.  Ермонская  В. Основы понимания  скульптуры. – М.,1964 
4.  Пластические искусства: Краткий терминологический словарь. – 

М.,1995 

5.  Популярная художественная энциклопедия. Т. 1 – 2. – М., 1986 
6.  Правда  В.Л.  Анализ  произведений  искусства.  Графика. 

Живопись.  Скульптура.  Архитектура:  Метод.  указания. - 

 

Кемерово, 1993 

7.  Шмидт Н. Беседы о скульптуре. – М.,1963 
 
 

Доклады и сообщения 

 

1.  Древнегреческая скульптура. 
2.  Римский скульптурный портрет. 
3.  Скульптура Микеланджело. 

 

Литература к докладам и сообщениям 

 

1.  Бритова  Н.Н.  Римский  скульптурный  портрет / Н.Н.  Бритова, 

Н.М. Лосева, Н.А. Сидорова. - М., 1975 

2.  Виппер В.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972 
3.  Дворжак  М.  История  итальянского  искусства  в  эпоху 

Возрождения. – М., 1978 

4.  Кушперовская  Г.   Микеланджело. Титан. – М.,1973 
5.  Любимов Л. Искусство древнего мира. – М.,1971 
6.  Равкин Б.И. Античное искусство. – М.,1972 
7.  Соколов Г.И.  Искусство Древнего Рима. – М.,1971 
8.  Соколов  Г.И.  Римский  скульптурный  портрет 111 в.  и 

художественная культура того времени. – М., 1983 

 

 


background image

 

 

 
 

 11 
 

ТЕМА № 4 

 

АРХИТЕКТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА  

   

План 

 

1.  Конструкция и образ в архитектуре. 
2.  Выразительный язык в архитектуре. 
3.  Анализ архитектурных произведений. 

 

Литература 

1.  Белюков  А.М.  Методические  рекомендации  студентам  по 

изучению    курса    «Язык    видов    искусств»   /  А.М.  Белюков, 
В.Л. Правда.  – Кемерово, 1993 

2.  Виппер Б.Р.  Введение в историческое изучение искусства. – М., 

1985 

3.  Гутнов А. Язык архитектуры. – М., 1985 
4.  Ильин М.А. Основы понимания архитектуры. – М., 1984 
5.  Популярная художественная энциклопедия. Т. 1 – 2. – М.,1995 
6.  Правда  В.Л.  Анализ  произведений  искусства.  Графика. 

Живопись.  Скульптура.  Архитектура:  Метод.  указания. – 
Кемерово, 1993 

7.  Пластическое искусство: Краткий терминологический словарь.- 

М.,1995 

 

Доклады и сообщения 

 

1.  Древнеегипетская архитектура. 
2.  Особенности архитектуры античности. 
3.  Ансамбль Московского Кремля. 
 

Литература к докладам и сообщениям 

 

1.  Любимов Л. Искусство древнего мира. – М.,1971 
2.  Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М.,1970 
3.  Пластические искусства: Краткий терминологический словарь. – 

М.,1995 

4.  Памятники архитектуры Москвы. – М., 1982 
5.  Равкин  Б. И.  Античное искусство. – М., 1972 


background image

 

 

 
 

 12 
 

6.  Тихомиров Н.Я.    Московский   Кремль.   История архитектуры 

/ Н.Я. Тихомиров, А.П. Иванов. -  М., 1967 

7.  Шуринова  Р.  Искусство  Древнего  Египта.  Живопись, 

скульптура, архитектура, прикладное искусство. – М.,1972 

 
 

ТЕМА № 5 

 

ЭРМИТАЖ И ЕГО ШЕДЕВРЫ 

 

План 

 

1.  Государственный Эрмитаж – музей и архитектурный памятник. 
2.  Состав коллекции Эрмитажа: 
      а) Античное искусство; 
      б) Шедевры  западноевропейского искусства Х111 – ХХ вв.;       
      в) Восточное искусство;       

      г)  Памятники  русской  художественной  культуры  Х – нач.  ХХ 

вв.      

 

Литература 

 

1.  Государственный  Эрмитаж:  Альбом / Сост.:  В.А.  Суслов. – 

М.,1987 

2.  Дьяконова  Н.В.  Искусство  народов  зарубежного  Востока  в 

Эрмитаже. – Л., 1962 

3.  Государственный 

Эрмитаж: 

Памятники 

русской 

художественной    культуры  Х – нач.  ХХ  вв.:  Альбом /  Сост.: 
З.А. Бернякович. – М.,1979 

4.  Грицай  Н.И.  Фламандская  живопись  ХV11  в.:  Очерк – 

путеводитель: Эрмитаж. – Л.,1990 

5.  Государственный  Эрмитаж:  западноевропейская  живопись. 

Альбом /  Сост.: Ю.И. Кузнецов. – Л.,1987 

6.  Воронихина  А.                      Эрмитаж.    Здания    и    залы      музея           

/ А. Воронихина, Т. Соколова.  – М.,1968 

7.  Воронихина Л.Н.  Государственный Эрмитаж. – Л.,1983 
8.  История    Эрмитажа  и  его  коллекций:  Собр.  науч.  тр. /  Ред. 

С.О. Андросов. – Л.,1989 


background image

 

 

 
 

 13 
 

9.  Шапиро Ю.Г. Эрмитаж и его шедевры. – Л.,1973 
10.Шапиро Ю.Г. Эрмитаж. Путеводитель по выставочным залам. – 
Л.,1989 
11.Эрмитаж.  Ленинград.  Шедевры  живописи  в  Эрмитаже. – 
Л.,1971 
12.Эрмитаж. Ленинград. Живопись: Альбом – Л.,1970 
13.Эрмитаж. История и современность (1764 – 1988 гг.). – М.,1990 

 

Доклады и сообщения 

 

1.  Ф.Б. Растрелли – создатель Зимнего Дворца в Петербурге. 
2.  Эрмитаж после 1917 года. 

 

Литература к докладам и сообщениям 

 

1.  Денисов Ю.М. Зодчий Растрелли / Ю.М. Денисов, А.Н. Петров. 

– Л.,1963 

2.  История     русской     архитектуры:    Учеб.   для   вузов             // 

В.И. Пилявский , Т.А. Славина – СПб.,1994 

3.  Неверов О.Я. Эрмитаж. Собрание и собиратели / О.Я. Неверов, 

Н.Б. Пиотровский.  – СПб.,1997 

4.  Овсянников Ю.М. Ф.-Б. Растрелли. – Л.,1984 
 

ТЕМА №  6 

 

РУССКИЙ МУЗЕЙ – СОКРОВИЩНИЦА ОТЕЧЕСТВЕННОГО 

ИСКУССТВА 

План 

1.  История  создания  музея  и  основные  этапы  формирования  его 

коллекции. 

2.  Русское искусство в коллекциях музея: 

а)  Иконопись  и  декоративно-прикладное  искусство  Древней 
Руси; 
б) Живопись ХV111 –   нач. ХХ в.; 
в) Скульптура ХV111 – нач. ХХ в.; 
г) Декоративно – прикладное искусство ХV111 – ХХ вв.; 
д) Графика, живопись и скульптура советского периода. 
 


background image

 

 

 
 

 14 
 

Литература 

 

    1. Алянский  Ю.А. Рассказы о Русском музее. – Л.,1988 

2.Государственный  Русский  музей:  Альбом    /  Коллекции 

живописи,  скульптуры,  графики,  декоративно-прикладного 
искусства  Х11 – ХХ вв. – М.,1991 

3.  Русское  искусство  ХV – ХХ  вв.  из  фондов  государственного 

Русского музея  /  Сост.: Е.Н. Петрова. – М., 1989 

4.  Русский музей. Ленинград. – М.,1970 
5.  Русское  народное  искусство  в  собрании  Государственного 

Русского музея. – Л.,1984 

6.  Русский    музей.  Ленинград.  По  залам  музея:  Альбом / Сост.: 

В.А. Суслов. – Л.,1970 

Доклады и сообщения 

 

1.  К. Росси – создатель ряда архитектурных ансамблей Петербурга. 
2.  Ансамбль  Михайловского Дворца – памятник русского ампира. 

 

Литература к докладам и сообщениям 

 

1.  История русской архитектуры; Учеб. для вузов //В.И. Пилявский   

Т.А. Славина  – 2 изд. – СПб.,1994 

2.  Памятники архитектуры Ленинграда. – Л.,1976 
3.  Тарановская М.З.   Карл Росси. – Л.,1980 
 

ТЕМА № 7

 

 

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ – КРУПНЕЙШЕЕ СОБРАНИЕ 

РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 

 

План 

1.  П.М. Третьяков и история создания его галереи.  
2.  Крупнейшие коллекции Третьяковской галереи: 

а) Собрание древнерусских икон; 
б) Произведения русской живописи ХV111 в.; 
в) Коллекция картин конца  ХV111 в. -  1 пол. ХIХ в.; 
г)  Собрание  картин  русских  художников 11 пол.  Х1Х  в. – нач.   

ХХ в.; 

д) Произведения живописи советского периода.