ВУЗ: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Философия
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 2897
Скачиваний: 37
|
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева |
Учебно-методический комплекс |
Издание: третье |
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»
Кафедра философии
1102 Fil Философия
(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)
для обучающихся специальности (ей) юридического факультета
Астана
2014
СИЛЛАБУС
1. Преподаватель курса:
Толгамбаева Даметкен Турлыбаевна, кандидат философских наук, доцент
Контактная информация: Тел.внутренний: 35214; dametken-kaz@mail.ru
Научная школа: базовое философское образование – КазГУ им. С.М.Кирова;аспирантура и защита кандидатской диссертации на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «09.03.00 – История философии»
Научные интересы: проблемы современной философии культуры, евразийская филосо фия, проблемы религиоведения.
2. Название дисциплины - Семиотика культуры
Код дисциплины – SK ; Кол-во кредитов – 3
3. Время и место проведения учебной дисциплины – согласно утвержденному расписанию факультета социальных наук
4. Пререквизиты учебной дисциплины: не требуются, Постреквизиты курса - все дисциплины специальности
5. Характеристика дисциплины
5.1 Назначение учебной дисциплины
Курс «Философия» является научной и учебной дисциплиной, призванной дать общее представление о сущности и этапах развития философии, об основных проблемах современной философской методологии, онтологии, эпистемологии, социальной философии. Значение философии для профессиональной подготовке специалиста определяется выполняемыми ею функции, и в первую очередь, мировоззренческой, гносеологической, методологической функциями.
Назначение философии: философия – это школа, которая позволяет формировать культуру мышления: свободно оперировать понятиями; выдвигать, обосновать, подвергать критике те или иные суждения; раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности; четко формулировать и выражать свои мысли; быть терпимым к инакомыслию; осознанно относится к себе и миру.
5.2. Цель изучения дисциплины: дать студентам базовые знания по философии. Сформировать у студентов целостное представление об общих принципах бытия и познания, отношения человека к миру, всеобщих законах развития природы, общества, мышления и тем самым сформировать непрагматический интерес к широкой образованности.
5.3. Задачи изучения дисциплины:
– раскрыть сущность философских проблем и их развитие в истории философии;
– привить навыки различения философских позиций;
– способствовать усвоению студентами категориального аппарата философии;
– развить навыки аналитической работы с текстами первоисточников;
– научить критически-рефлексивному отношению к окружающей действительности;
– сформировать мировоззрение специалиста как систему ценностей, определяющих практическое отношение к миру, и как систему понятий, определяющих теоретическое отношение к миру.
5.4. Содержание учебной дисциплины: Содержание учебной дисциплины «философия» включает рассмотрение следующих тем: предмет философии, ее функции и роль в развитии человека и общества; философские традиции Древнего Востока; античная философия; философия средневековья; философия Возрождения и Нового времени. Проблема метода; немецкая классическая философия и марксизм; постклассическая философия XIX в.; казахская философия; русская философия; современная западная философия; проблема бытия в философии; эпистемология, проблемы диалектики; мир как саморазвивающаяся целостность; общество как объект философского анализа. Философские проблемы личности; право как предмет философского исследования; культура и духовный мир человека. Философия глобальных проблем
5.5. План изучения дисциплины
№ недели |
Название темы |
Формы организации обучения и количество часов |
Задания для СРО |
|
1. |
Предмет философии, ее функции и роль в развитии человека и общества.
|
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч. |
Составить концептуальную карту: Философия в контексте культуры |
|
2 |
Философские традиции Древнего Востока.
|
Лекции – 2ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч. |
Работа с фрагмантами текста «Книги перемен», «Книга о дао и дэ», «Трипитака». Письменно: Что есть философия дзен-буддизма. |
|
3 |
Античная философия |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч. |
Работа с текстом Платона «Государство» (работа малыми группами).
|
|
4 |
Философия средневековья |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Работа с текстом по методу AQCI. Аль-Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата, 1972. С.105-120. Тестирование по 1-4 темам |
|
5 |
Философия Возрождения и Нового времени. Проблема метода. |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Эссе (тема на выбор): Ренессансный образ человека. Идеи гелиоцентризма и пантеизма в учении Дж.Бруно. Декарт-ученый и картезианская научно-философская картина мира. Истоки и смысл концепции прав человека. Естественное состояние человеческого рода: война всех против всех (Т. Гоббс). Учение Юма о человеке, его природе и познании. «Человек есть мыслящий тростник…» (Паскаль); Учение о субстанции Б.Спинозы. Монадология Г.Лейбница. Социальная философия Т.Гоббса и Дж.Локка. «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать» (Вольтер). |
|
6 |
Немецкая классическая философия и марксизм. |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Составить таблицу по теме «Немецкая классическая философия и марксизм» (представители, направление, основные работы, основные идеи). Работа с тестами по 5-7 темам. |
|
7 |
Постклассическая философия XIX в. |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Работа с текстом по методу AQCI. 1.Шопенгауэр 2. Ницше 3.Карл Маркс 4. Бергсон //Б.Рассел «История западной философии» |
|
8 |
Казахская философия. Русская философия. |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Анализ и интерпретация текстов: Абай «Слова назидания», Шакарим «Три истины». Составить таблицу «Русская религиозная философия конца XIX-нач./XX вв. (представители, работы, идеи)» |
|
9 |
Современная западная философия |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Реферат (на выбор): Я бунтую, следовательно, существую» (А. Камю). Неопозитивизм и теория языковых игр Л. Витгенштейна. Деконструкция культуры Ж.Деррида. Сциентизм и антисциентизм в философии XX века. |
|
10 |
Проблема бытия в философии |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Дать сравнительный анализ (письменно): Классическое и неклассическое понимание бытия. Реферат (на выбор):Материя и ее атрибутивные свойства. М.Хайдеггер: «Язык – дом бытия» |
|
11 |
Эпистемология. Проблемы диалектики. |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Доклады (на выбор, работа малыми группами): Проблема истины в философии Хайдеггера. Понятия "субъекта" и "объекта" в теории познания. Вненаучные формы познания. Вера и знание. Рациональность в современной культуре. Методология научно-исследова-тельских программ И. Лакатоса. Сознание как философская проблема. |
|
12 |
Мир как саморазвивающаяся целостность. |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Схема: Законы диалектики. Диалектическая система категорий. Работа с тестами. |
|
13 |
Общество как объект философского анализа. Философские проблемы личности |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Сравнить понятия «общество», «гражданское общество», «государство». Эссе (на выбор): Роль личности в истории. Прогресс и регресс как две стороны единого исторического процесса; Быть человеком – быть свободным (Ж.-П. Сартр). Индивидуализм и конформизм |
|
14 |
Право как предмет философского исследования |
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Доклады (работа малыми группами): Право как формальное равенство Пправо как свобода Право как справедливость. |
|
15 |
Культура и духовный мир человека. Философия глобальных проблем.
|
Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч |
Анализ и интерпретация текста: Фукуяма Ф. Конец истории? Эссе: «Человек и природа» Работа с тестами. |
6. Список основной и дополнительной литературы
6.1 Основная литература
1. Абдильдин Ж.М., Абдильдина Р.Ж.. История философии. – Алматы, Асем-Систем,2010
2. Алексеев П.В. Философия: учебник/ П.В.Алексеев; П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007
3. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997
4. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008
-
Дополнительная литература
1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996
2. .Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2007.
3. программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
4.сайт http://www.philosophy.ru
5.http://www.philos.msu.ru
7 Контроль и оценка результатов обучения
7.1 Виды контроля: текущий, рубежный, промежуточная аттестация, итоговый – устный экзамен
7.2 Формы контроля: устный опрос, презентация домашних заданий, эссе и проблемное обсуждение
8 Политика учебной дисциплины:
«Философия» входит в число общих обязательных дисциплин для специальности 5В050502 - политология. Общий объем часов - 135. Из них: лекций – 30 часов; практических занятий – 15; СРО – 90 часов. Всего аудиторных – 45 часов.
Требования: посещение занятий и активное участие в учебном процессе являются обязательными. Опоздания на занятия не допускаются. Сотовые телефоны на время занятия следует отключать. Качественное и своевременное выполнение заданий СРО, участие во всех видах контроля (текущий контроль, контроль СРО, рубежный контроль, итоговый контроль) обязательны. Для качественного освоения курса студент должен ориентироваться на то, что ему придется самостоятельно прочитать приблизительно 30-50 страниц в неделю.
Нормы поведения и этики должны соответствовать требованиям устава университета.
Критерии оценки письменных работ: соответствие выбранной теме; логичность изложения, соответствие базовой структуре; раскрытие сущности заявленной темы, аргументация; стиль изложения.
Рассмотрен на заседании методической секции кафедры,
от «_27__» августа2013 г., протокол № 1
ГЛОССАРИЙ
Абсолютная идея – понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности.
Аверроизм - направление в западноевропейском средневековом аристотелизме, восходящее к воззрениям арабского философа 12 века Ибн Рушда (в лат.традиции Аверроэс). Своеобразной формой обоснования независимого от откровения и теологии философского знания явилась авероистская теория двух истин.
Агностицизм (от греч. – недоступный познанию) - филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин введен английским естествоиспытателем Т.Гексли в 1869 для обозначения филос.позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками «позитивного» знания.
Академия (платоновская ) - основана Платоном в 85 г. до н.э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Руководил Академией схоларх, избиравшийся из ее членов. Члены Академии во многом добровольно ограничивали себя в мясоедении, плотской любви, во сне. Они занимались разработкой таких дисциплин, как философия, астрономия, естествознание, геометрия, особая роль которой была подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!»
Аксиология философская – философская теория ценностей (см. ценность)
Акциденция (от лат. случай) - философское понятие, означающее случайное, несущественное, противоположное субстанциальному, т.е. существенному. Впервые это понятие встречается в работах Аристотеля.
Аллегория (греч. иносказание) – понятие, близкое к понятию «символ». Это иносказание, развернутое уподобление, закрепленное культурной традицией.
Анализ (от греч. расчленение) – в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования , когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств.
Аналитическая философия – направление в западной философии ХХ в., считающее собственно философией исключительно употребление языковых средств и выражений, толкуемое как подлинный источник постановки философских проблем. В аналитической философии два направления: лингвистическая философия и философия логического анализа.
Философия логического анализа, применяющая аппарат современной математической логики, представляет линию сциентизма в современной философии, тогда как лингвистическая философия, отвергающая логическую формализацию в качестве основного метода анализа, выступает против культа научного знания и отстаивает «естественное» отношение к миру.
Антропоцентризм – мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию.
Антиномия (от греч. противоречие закона самому себе) - одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. Противоречия возникают от того, что имеет место попытка нашего разума экстраполировать приложимые только к миру «вещей в себе», понятия абсолютного и бесконечного на мир опыта и явлений.
Апейрон (греч. бесконечный) - термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, отсутствие внутренних границ. Первым его употребил в VI в. до н. э. представитель Милетской философской школы Анаксимандр.
Апория ( от греч. нет выхода) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известными являются апории представителя древнегреческой философской школы в городе Элея – Зенона «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.
Апология – оправдание, защита, защитная речь на суде, «Апология Сократа» - произведение Платона
Апологетика – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии
Апостериори и априори (лат. из последующего и предшествующего) – апостериори – знание, получаемое из опыта, а априори – знание, получаемое независимо от опыта. Встречаются у Декарта и Лейбница, наиболее часто употребляются Кантом. Априорной, по Канту, является только форма, способ организации знания. Заполняясь апостериорным содержанием, априорная форма придает научному знанию характер всеобщности и необходимости.
Атман – понятие древнеиндийской философии и религии, синоним индивидуальной души
Атараксия (греч. невозмутимость) – понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью.
Брахман (санскр.) – в древнеиндийском религиозном умозрении высшая обьективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем,что в нем находится.
Бессознательное – ключевое понятие философии фрейдизма, означающее совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Бытие – философская категория, обозначающая всю существующую реальность. Ключевое понятие философии. Оно было выдвинуто греческими досократиками, одни из которых рассматривали его как единое, неподвижное, самодостаточное и самотождественное (Парменид), другие – как перманентное становление (Гераклит). Они различали бытие по истине и по мнению, т.е. идеальную сущность бытия и его реальное существование.
Варна – закрытое социальное сословие
Волюнтаризм – направление в философии, сторонники которого считали волю предельным основанием бытия.
Воля – способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Ключевое понятие философии Шопенгауэра, для которого воля является предельным основанием бытия.
«Вещь в себе» - одно из основных понятий философии Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно непознаваемой их основы, рассудочно мыслимых предметов. Адекватный перевод с немецкого языка «вещь сама по себе»
Герменевтика (от греч. истолковываю) – теория толкования текстов. В древнегреческой философии – искусство понимания, у неоплатоников – интерпретация произведений Гомера, в христианской традиции – искусство толкования Библии. Современное направление западной философии, основными представителями которого являются Бетти, Гадамер, Рикёр.
Гилозоизм (от греч. слов материя и жизнь) – термин, введенный в XVII в. для обозначения натурфилософских идей и концепций, отрицавших границу между живым и неживым, и рассматривавшим жизнь в качестве имманентного свойства материи вообще.