Файл: Лабораторная работа 1. "Основные классы неорганических соединений".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
+ OH-

Вторая ступень гидролиза:

Молекулярное уравнение:

NaHSiO3 + H2O H2SiO3 + NaOH

Полное ионное уравнение:

Na+ + HSiO3- + H2O H2SiO3 + Na+ + OH-

Краткое ионное уравнение:

HSiO3- + H2O H2SiO3 + OH-

Т.к. в результате гидролиза образовались гидроксид-ионы (OH-), то раствор имеет щелочную среду (pH > 7).

2) NH4Cl - соль слабого основания и сильной кислоты, поэтому гидролиз протекает по катиону.

Молекулярное уравнение:

NH4Cl + HOH NH4OH + HCl

Полное ионное уравнение:

NH4+ + Cl- + HOH NH4OH + H+ + Cl-

Краткое ионное уравнение:

NH4+ + HOH NH4OH + H+

Т.к. в результате гидролиза образовались ионы водорода (H+), то раствор будет имееть кислую среду (pH < 7).

2.Напишите ионное и молекулярное уравнение совместного необратимого гидролиза силиката натрия и хлорида аммония.

Молекулярное уравнение:

2NH4Cl + Na2SiO3 + 2Н2О= 2NH4OH + H2SiO3 + 2NaCl

Полное ионное уравнение:

2NH4+ + 2Cl- + 2Na+ + SiO32- + 2Н2О = 2NH4+ + 2ОН- + H2SiO3 + 2Na+ + 2Cl-

Краткое ионное уравнение:

SiO32- + 2Н2О = 2ОН- + H2SiO3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С АГРЕССИВНЫМИ СРЕДАМИ»

Цель работы: изучить химические свойства металлов научиться составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с водой, кислотами, щелочами.

Задание: провести реакции взаимодействия металлов с водой, щелочами, разбавленными и концентрированными растворами серной и азотной кислот. Выполнить требования к результатам опытов, оформить и защитить отчет.

Опыт 1
. Взаимодействие металлов с водой

Выполнение опыта

В кристаллизатор с водой добавьте несколько капель фенолфталеина. Пинцетом достаньте кусочек натрия (или кальция) из склянки, где он хранится под слоем керосина, и высушите его фильтровальной бумагой. Ножом отрежьте небольшую часть (размером со спичечную головку) и пинцетом перенесите в кристаллизатор с водой. Что наблюдается?

Металл бурно взаимодействует с водой. Выделяется газообразный водород. Фенолфталеин становится малиновым: в растворе образовалась щелочь - едкий натр.

Запись результатов опыта

1.Составьте уравнение реакции взаимодействия натрия с водой, используя метод электронно-ионного баланса.

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Na0 -1eNa+1 |2 восстановитель, процесс окисления

2H+1 +2eH20↑ |1 окислитель, процесс восстановления

2.Сделайте вывод, какие металлы взаимодействуют с водой.

Щелочные и щелочноземельные металлы реагируют с водой при любых условиях (даже при обычной температуре и на холоде), при этом реакция сопровождается выделением водорода и образованием гидроксида металла.

Опыт 2. Действие разбавленной и концентрированной серной кислоты на металлы

Выполнение опыта

а). В три пробирки налейте по 2–3 мл разбавленной серной кислоты и опустите в одну из них кусочек железа, во вторую – цинка, в третью – меди. Какие металлы реагируют с кислотами?

Железо и цинк взаимодействуют с разбавленной серной кислотой, а медь – нет, т. к. медь в ряду активности металлов стоит после водорода, а цинк и железо до водорода.

б). (Проводить в вытяжном шкафу!) В две пробирки налейте по 2–3 мл концентрированной серной кислоты. В одну из них опустите кусочек цинка, в другую – кусочек меди. Обе пробирки слегка нагрейте. Наблюдайте выделение серы и по запаху определите выделяющийся газ в первой пробирке. Какой газ выделяется во второй пробирке?

В первой пробирке выделяется газ с запахом тухлых яиц (сероводород H2S). Во второй пробирке выделяется газ – SO2 оксид серы (IV).

Запись результатов опыта

1.Составьте уравнения реакций взаимодействия металлов с разбавленной серной кислотой, используя метод электронно-ионного баланса.



Fe + H2SO4(разб) = FeSO4 + H2

Fe0 -2eFe2+ |1 восстановитель, процесс окисления

2H+1 +2eH20↑ |1 окислитель, процесс восстановления

Zn + H2SO4(разб) = ZnSO4 + H2

Zn0 -2eZn2+ |1 восстановитель, процесс окисления

2H+1 +2eH20↑ |1 окислитель, процесс восстановления

2.Сделайте вывод, какие металлы взаимодействуют с разбавленной серной и соляной кислотами.

Соляная кислота и разбавленный раствор серной кислоты взаимодействует только с металлами активными и средней активности (расположенными в ряду активности до водорода).

3.Составьте уравнения реакций взаимодействия цинка и меди с концентрированной серной кислотой, используя метод электронно-ионного баланса.

1) 4Zn + 5H2SO4(конц) = 4ZnSO4 + H2S↑ + 4H2O

Zn0 -2eZn2+ |4 восстановитель, процесс окисления

SO42- + 8H+ +8eS2- + 4H2O |1 окислитель, процесс восстановления

4Zn0 + SO42- + 8H+→ 4Zn2+ + S2- + 4H2O

2) 4Cu + 2H2SO4(конц) = CuSO4 + SO2 + 2H2O

Cu0 -2eCu2+ |1 восстановитель, процесс окисления

SO42- + 4H+ +2eSO20 + 2H2O |1 окислитель, процесс восстановления

Cu0 + SO42- + 4H+ → Cu2+ + SO20 + 2H2O

4.Сформулируйте правило взаимодействия металлов с концентрированной серной кислотой.

В концентрированной серной кислоте окислителем является сульфат ион SO42-, в котором сера находится в степени окисления +6. При реакции с металлами серная кислота восстанавливается до сероводорода (H2S), серы (S) и оксида серы(
IV) (SO2). Продукты восстановления серной кислоты зависит от активности металла. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с активными металлами образуется соль, вода и преимущественно сероводород. Малоактивные металлы восстанавливают серную кислоту преимущественно до SO2. Металлы средней активности восстанавливают серную кислоту преимущественно до S. Неактивные металлы с концентрированной серной кислотой не взаимодействуют.

Опыт 3. Действие разбавленной и концентрированной азотной кислоты на металлы

Выполнение опыта

а). (Проводить в вытяжном шкафу!) В две пробирки налейте по 2–3 мл разбавленной азотной кислоты и опустите в одну из них кусочек цинка, в другую – кусочек меди. Слегка нагрейте обе пробирки. Наблюдайте выделение газа.

Наблюдаем выделение газа.

б). (Проводить в вытяжном шкафу!) В две пробирки налейте по 2–3 мл концентрированной азотной кислоты и опустите в одну из них кусочек цинка, в другую – кусочек меди. Какой газ выделяется?

Выделяется бурый газ NO2.

Запись результатов опыта

1.Составьте уравнения реакций взаимодействия цинка и меди с разбавленной азотной кислотой, используя метод электронно-ионного баланса.

1) 4Zn + 10HNO3(разб) = 4Zn(NO3)2 + N2O + 5H2O

Zn0 2e Zn+2 |4 восстановитель, процесс окисления

2NO3- + 10H+ +8e N2O0 + 5H2O |1 окислитель, процесс восстановления

4Zn0 + 2NO3- + 10H+ → 4Zn+2 + N2O0 + 5H2O

2) 3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O

Cu0 2e Cu+2 |3 восстановитель, процесс окисления

NO3- + 4H+ +3e NO0 + 2H2O |2 окислитель, процесс восстановления

3 Cu0 + 2NO3- + 8H+ → 3Cu+2 + 2NO0 + 4H2O

2.Составьте уравнения реакций взаимодействия цинка и меди с концентрированной азотной кислотой, используя метод электронно-ионного баланса.

1) Zn + 4HNO
3(конц) = Zn(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O

Zn0 2e Zn+2 |1 восстановитель, процесс окисления

NO3- + 2H+ +1e NO20 + H2O |2 окислитель, процесс восстановления

Zn0 + 2NO3- + 4H+ Zn+2 + 2NO0 + 2H2O

2) Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O

Cu0 2e Cu+2 |1 восстановитель, процесс окисления

NO3- + 2H+ +1e NO20 + H2O |2 окислитель, процесс восстановления

Cu0 + 2NO3- + 4H+ Cu+2 + 2NO0 + 2H2O

3.Сформулируйте правило взаимодействия металлов с концентрированной и разбавленной HNO3.

Азотная кислота активно взаимодействует с металлами. При этом никогда не выделяется водород! При взаимодействии азотной кислоты с металлами окислителем всегда выступает азот +5. Азот в степени окисления +5 может восстанавливаться до степеней окисления -3, 0, +1, +2 или +4 в зависимости от концентрации кислоты и активности металла. Концентрированная азотная кислота взаимодействует с неактивными металлами и металлами средней активности (в ряду электрохимической активности после алюминия). При этом образуется оксид азота (IV). С активными металлами (щелочными и щелочноземельными) концентрированная азотная кислота реагирует с образованием оксида азота (I). Разбавленная азотная кислота взаимодействует с неактивными металлами и металлами средней активности (в ряду электрохимической активности после алюминия). При этом образуется оксид азота (II). С активными металлами (щелочными и щелочноземельными), а также оловом и железом разбавленная азотная кислота реагирует с образованием молекулярного азота.
Опыт 4. Действие щелочи на металлы

Выполнение опыта

В две пробирки налейте по 2–3 мл концентрированного раствора щелочи. В одну из них насыпьте небольшое количество цинковых опилок, в другую – алюминиевого порошка. Если реакция не идет, слегка нагрейте. Когда начнется интенсивное выделение газа, поднесите к отверстиям пробирок зажженную лучинку. Что наблюдается?