Файл: С каждым годом отмечается рост детской преступности, тенденция к увеличению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголизации, табакокурения, токсикомании и наркомании среди детей и подростков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Актуальность исследования. Изменения, происходящие сегодня в новой России в различных сферах жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, усиление влияния псевдокультуры, неблагоприятные семейно - бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей и т.п. приводят к деформации институтов социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этих условиях возникают серьезные предпосылки для зарождения у детей отклоняющегося поведения, причинами возникновения которого, являются разнообразные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления отклоняющегося поведения детей также многообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний.
С каждым годом отмечается рост детской преступности, тенденция к увеличению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголизации, табакокурения, токсикомании и наркомании среди детей и подростков. Особую тревогу вызывает снижение «возрастных границ» детской преступности в сторону омоложения. Так, по данным социологических исследований по России за 2011 год, курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь.
В младшем школьном возрасте начинается процесс формирования и развития личности ребенка, и девиации в поведении еще не являются устойчивыми, характеризуются вариативностью и, в значительной степени, обратимостью.
Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность школы в целом классного руководителя в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Законом РФ от 10.07.1992 №32661 «Об образовании» (далее - Закон об образовании), а также Федеральными законами от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. А это значит что ОУ должно проводить мероприятия спортивно-оздоровительного характера и заниматься профилактикой отклоняющегося поведения, правонарушений, заболеваний и т.д.
В Федеральном законе от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» говорится
«Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.»
Федеральный закон 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 07.05.2009 №89-ФЗ). Одна из целей закона - предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной нанести вред здоровью граждан. Ст. 6 предусматривает защиту несовершеннолетних от злоупотреблений алкоголем и табачной продукции.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Важна роль спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в создании условий для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. В СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. №189 предполагается, что эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов, что проблематично реализовать в рамках учебной деятельности.
Проведенный нами анализ современного состояния проблем педагогической практики, нормативных документов позволяет говорить о недостаточно компетентной оценке педагогами причин и характера возникновения девиации в поведении детей младшего школьного возраста, несвоевременном выявлении возможных отклонений, что порождает круг новых, еще более сложных проблем, разрешение которых становится с каждым годом все более трудным. Именно эти проблемы, возникающие в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для
формирования стойких отклонений в поведении, проявляющихся в дальнейшем в подростковом возрасте.
Таким образом, все более остро обнаруживаются противоречиямежду:
наличием объективных предпосылок к возникновению отклоняющегося поведения у детей и отсутствием научно обоснованных педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения у детей на младшего школьного возраста;
необходимостью и возможностью решения задач профилактики отклоняющегося поведения детей, с помощью разработанного в психологической и педагогической науке диагностического и профилактического инструментария и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в педагогической практике.
Эти противоречия определяют проблему: какие педагогические условия способствуют профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования:
«Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: разработать программу профилактики отклоняющегося поведения младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
. Рассмотреть сущность внеурочной деятельности
. Раскрыть подходы к определению и классификацию отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста
. Описать педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения младших школьников во внеурочной деятельности
. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня
. Разработать программу профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и частично апробировать во время прохождения первого этапа государственной итоговой аттестации
.Проанализировать результаты
Теоретико-методологической основой исследования являются:
теория возрастной периодизации и идея о сензитивных периодах личностного развития ребенка младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Корепанова, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); теории профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков (С.А. Беличева, А.С. Белкин, Г.Г. Бочкарева, СБ. Думов, Л.М. Зюбин, Ю.А. Клейберг, М.А. Ковальчук, И.А. Невский, Р.В. Овчарова, М.И. Рожков, Л.С. Славина, Д.И. Фельдштейн, Т.И. Шульга, Н.В. Ялпаева и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста, диагностического инструментария. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе различных образовательных учреждений.
Базой для исследования послужило Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №9 ГО Красноуфимск 3 класс.
Методы исследования:
- анкетирование;
тестирование.
внеурочный программа профилактика аттестация
1. Теоретические основы отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста
.1 Внеурочная деятельность в начальной школе
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. В каждом образовательном учреждении необходимо создать гуманистическую и эффективную систему внеурочной деятельности. Сформированные педагогическим коллективом представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся следует изложить в разрабатываемой учебным заведением основной образовательной программе начального общего образования.
Проектирование и построение системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов является очень сложным делом, успешное осуществление которого не представляется возможным без опоры на теоретические, методические и практические разработки. Некоторые научно-методические советы предлагаются автором данной публикации, который при их подготовке исходил из следующего определения ключевого понятия:
внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.
В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.
Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, и в соответствии со следующими принципами:
.Принцип гуманистической направленности.
При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
.Принцип системности.
Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
всеми участниками внеурочной деятельности - учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
основными компонентами организуемой деятельности - целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
урочной и внеурочной деятельностью;
региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.