Файл: Реферат По курсу культуралогия По Теме Культура политики в Казахстане и ее влияние на формирование культурной стратегии сохранения культурной идентичности казахского народа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат

По курсу: культуралогия

По Теме: Культура политики в Казахстане и ее влияние      на формирование культурной стратегии сохранения культурной идентичности казахского народа.

Студента группы: ПД-204

Сдал: Турукпаев А.еА.Е

г. Семей

2021-2022 г.

Культурная политика государства –  основа формирования патриотизма, любви к Родине, ее истории, уважения к народам, ее населяющим. Формирование культурных приоритетов – важная часть подлинного суверенитета государства. Не случайно в философии  и социологии приобретает все большую популярность термин «культурный суверенитет» как важная составляющая  национального и государственного суверенитета.[7]

Всё больше стран осознают важность культурного суверенитета и собственной независимой культурной политики как основы государственного строительства. Осознается это и руководством нашей республики.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 г., в числе необходимых условий для создания новых возможностей и раскрытия творческого потенциала казахстанцев, Н.А. Назарбаев отметил: «…следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры». [9]

Работа в области культурной политики ведется в Казахстане системно и последовательно уже более пятнадцати лет.

С 2004 года в несколько этапов осуществлялась Государственная программа «Культурное наследие» [8]. Эта программа вызвала большой интерес, как в странах СНГ, так и в мировом сообществе, в 2006 году ее презентация была проведена в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Это, безусловно, свидетельствует о востребованности таких программ.

Результаты программы «Культурное наследие» впечатляют. В ее рамках были изданы 230 наименований книг, в т.ч. уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари. Организованы научно-поисковые экспедиции в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и страны Западной Европы, где были обнаружены и приобретены около пяти тысяч рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в научных кругах республики. В качестве примера таких исследований можно привести статью Каргабековой Р.И. «Частные наблюдения и открытия, сделанные в ходе комплексной экспедиции по Монголии в 2010 – 2011 годах».
[14, с. 142-151]

Хотелось бы надеяться, что эта важная работа будет продолжена, и в ней будет уделено достойное место культурам других народов многонационального Казахстана, а так же будут предусмотрены исследования несторианских,  буддийских памятников культуры, многочисленных следов нахождения  на территории Казахстана иных народов Великой Степи.  Все эти памятники  представляют огромный исторический интерес и в то же время подвергаются риску окончательной их утраты.

4 ноября 2014 года  Указом Президента Республики Казахстан от № 939 была принята «Концепция культурной политики Республики Казахстан».

В этом документе

  • проанализирована ситуация в сфере культуры Казахстана;

  • выявлены её ключевые проблемы;

  • сформулированы модели культурной политики ведущих стран Европы, Азии, Америки;

  • обоснована необходимость долгосрочной концепции культурной политики государства, её цели, задачи и подходы к реализации;

  • названы  приоритетные направления развития до 2050 года;

  • обозначены ожидаемые результаты и целевые индикаторы.

Признание особой роли культуры в жизни государства сформулировано в «Концепции…» следующим образом:

«Анализ мирового опыта показал, что заинтересованность государства и грамотно выстроенная политика в сфере культуры способствуют социальной стабильности, формированию системы ценностей и ее преемственности, патриотизма и национальной идентичности, стимулируют инновационное развитие отрасли и устойчивый экономический рост». [5]

Реализацией идей, заложенных в   «Концепции культурной политики Казахстана» явилось важное для республики мероприятие – международная выставка ЭКСПО-2017, в которой была предусмотрена очень обширная и насыщенная культурная составляющая. В рамках культурной программы были показаны не только достижения казахстанского искусства, но и замечательные культурные проекты со всего мира. Среди них особенно важна, по нашему мнению, выставка картин Николая Константиновича Рериха «В поисках Шамбалы: шедевры из Нью-Йоркского Музея Николая Рериха». Это была первая выставка этого музея за пределами не только США, но и вообще за пределами музея. [4].

Осуществляется также и упомянутый в «Концепции…» проект «Сакральная география Казахстана». Этот проект назван стратегическим и призван «увязать воедино культурно-географический пояс святынь Казахстана как важнейшего каркаса национальной идентичности и духовного обновления казахстанцев». 



Таким образом, можно говорить о системной и целенаправленной работе по культурному строительству в республике.

В то же время само понятие «культура» нуждается в осмыслении. Специалисты подсчитали, что существует около 80-ти его  определений. Каждое из них, безусловно, отражает какую-то грань этого понятия, иногда и не очень важную, но близкую тому или иному автору. Тем не менее, сам факт наличия такого количества определений  свидетельствует главным образом о том, что само явление – культура – понято не  в полной мере, хотя и существует общественная потребность в понимании этого явления.

Огромную помощь в этом может оказать нам творческое наследие выдающегося художника, мыслителя, ученого и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947 гг.)

Философское наследие Н.К. Рериха состоит из многочисленных очерков, эссе, философских размышлений в письмах к адресатам, разбросанным по всему миру. В этом наследии затронуты важнейшие, не потерявшие с годами своей ценности вопросы, в том числе патриотизма, любви к Родине, своему народу, своей земле, красоте национального духа и всеобъемлемости духовных ценностей человечества

Важнейшей темой философского наследия Н.К. Рериха, ее ядром, безусловно, является Культура. Пониманию глубинного смысла истинной Культуры Николай Константинович придавал особое значение, писал его всегда с большой буквы.  В Культуре  он видел то, что необходимо для  выхода человечества на новый виток эволюционного развития, который предугадывали в своих научных трудах  Циолковский К.Э., Вернадский В.И., П. Тейяр де Шарден  и другие мыслители.

Эссе и очерки Н.К. Рериха содержат множество кратких определений понятия Культуры, которые раскрывают как суть этого понятия, так и его отдельные грани. Такой метод характерен для философской мысли Востока, когда  исследователя только подводят к тем умозаключениям, которые он должен сделать самостоятельно.

Вот некоторые из таких определений:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». [10, с.42]

Культура для Н.К. Рериха – основа расцвета общества, отсутствие ее – причина упадка.


«Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к Культурному строительству создавало все блестящие эпохи Рернессанса» [10, с.103]

Рерих был убежден в неправильности разделения Культуры на элитарную и массовую, что мы наблюдаем подчас в современной жизни. 

«Культура должна войти в ближайший каждодневный обиход как хижины, так и дворца» [10, с.103] «Культура не есть удел богатых, Культура есть достояние всего народа» [10, с.168]

 

Истинная Культура, по мнению Н.К. Рериха органично включает в себя ценности традиционного общества наряду с достижениями научно-технического прогресса. В очерке «Экспедиция Ситроена» он пишет:

«Не будем жалеть, что  поэтический верблюжий караван уступает свое место мотору, аэроплану, железным путям. Не будем огорчаться, что «длинное ухо» Азии передает свои возможности телеграфу и радио <…> Правильно истолкованные народные предания и тысячелетняя традиция в новом свете исследований дадут лишь новые блестящие возможности» [10, с.126]

Идеи Н.К. Рериха на современном этапе ввела в современный научный оборот выдающийся исследователь творчества Рерихов, мыслитель, ученый и общественный деятель Людмила Васильевна  Шапошникова (1926-2015). В статьях, посвященных проблемам Культуры в современном мире, Л.В. Шапошникова дает много ёмких и точных формул,  которые определяют Культуру как явление не только национальное или планетарное, но Космическое, связанное со сложнейшими энергетическими процессами Мироздания и микрокосмоса человека.

«Культура <…> есть энергетическое явление человеческого духа и носит природный характер. Она возникает вместе с человеком и является самоорганизующейся системой человеческого духа, в пространстве которого Космос реализует свое творчество. Поэтому такая система живет и развивается по Великим законам Космоса. Чем больше пространство духа, тем сильнее и устойчивей Культура». [13, c. 130]

«К области Культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливаются из таинственных глубин человека, носят природный характер и естественны для него».  [12, c.149]

«Такие высокоэнергетические проявления человеческого духа, как сердечность и любовь, есть неотъемлемая часть Культуры как таковой». 
[12, c.151]

«Раз возникнув или сложившись, Культура не умирает, ибо и в её основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают её конкретные носители, её материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки. Энергетика таких полей выплескивает в нужное время проявленные формы как бы забытой Культуры. Вступая во взаимодействие с такими полями мы вновь наполняемся энергетикой того прошлого, которое не потеряло своей жизнеспособности и без которого невозможно наше будущее». [13, с.132]

В статье казахстанского исследователя  Л.И. Глущенко «Концепция культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха»  так обобщены основные идеи рериховской концепции Культуры:

«1. Культура является духовной составляющей общества, имеет энергетическую, и потому неуничтожимую, природу. Содержит в себе высшие идеалы  и направляющий вектор эволюции развития человечества.

 2.   Все исторические и современные материальные объекты и предметы Культуры являются носителями культурных идей, в соприкосновении с которыми обогащались и обогащаются сознания поколений человечества, невидимо происходил и происходит процесс их  воспитания.

3. В связи с этим все материальные объекты и явления Культуры приобретают особо значимый социальный статус, имеют  в основе  своей важнейшее значение для стабильного существования и развития общества.

 4. Культура имеет значение государствообразующее, объединяет собою этносы, национальности, религии в разнообразии проявлений и устремлений к высшим идеалам.

 5. В связи с особой эволюционной ролью Культуры  неизбежен процесс противодействия антиэволюционных сил, выраженный в уничтожении её материальных объектов, в подмене истинной Культуры антикультурой в том числе не только в прошедших веках, но и в   новейшей истории.

6. Поэтому, осознание передовой частью общества роли и стратегического значения Культуры  в организации процесса  стабильного развития  любого  государства имеет решающее значение.

7. Со всей определённостью можно утверждать, что именно Культура является системообразующим началом, формирующим  социально-политические факторы стабильного развития  как Казахстана, так и других государств».