Файл: Реферат По курсу культуралогия По Теме Культура политики в Казахстане и ее влияние на формирование культурной стратегии сохранения культурной идентичности казахского народа.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[3, с.68-71]
Идеи особой роли и ценности Культуры нашли отражение в художественном творчестве Н.К. Рериха, а так же в его общественной деятельности, наиболее яркой страницей которой было создание и подписание в 1935 году Пакта Рериха, международного договора об охране культурных ценностей.
В тексте Пакта Рериха, который состоит всего из 8 статей, нашло отражение рериховское представление о всеобъемлющей роли Культуры. Статья 1 Пакта гласит:
«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.
Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.
Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время» [1, с.8]
Таким образом, Пакт Рериха расширяет понятие культурных ценностей и включает в это понятие образовательные и научные учреждения, их персонал. Также действие Пакта Рериха не ограничивается только условиями военных действий, но и распространяется на мирное время.
Принципы Пакта Рериха были использованы в разработке Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаагская конвенция 1954 г.).
В преамбуле Конвенции сказано, что она создана «руководствуясь принципами защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленными в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 г.». Также статья 36, п. 2 Гаагской конвенции признает, что Конвенция связана преемственностью с Пактом Рериха.[1, с.107, с.118]
Но в то же время специалисты отмечают, что эта преемственность была нарушена в очень важных положениях Гаагской конвенции 1954 г. Видный юрист, член Правления Международной ассоциации юристов, вице-президент Союза адвокатов СНГ П.Д. Баренбойм и его соавтор А. Захаров в книге «Пакт Рериха в ХХI веке» пишут: «Конвенция подменила главный доктринальный тезис Пакта Рериха: приоритет защиты культурных ценностей по отношению к военной необходимости. Она установила как раз обратное - приоритет военной необходимости. <…> Конвенция 1954 года хотя и развила некоторые идеи Пакта, но в целом повернула развитие международно-правовой защиты культуры от военных в другом направлении»
[1, с.30]
В свете такой оценки Гаагской конвенции становится понятными те чудовищные преступления против Культуры, свидетелями которых мы являемся в Ираке, Ливии, Сирии и других «горячих точках» планеты. Та возмутительная беспомощность мирового сообщества перед чудовищными зверствами и разрушениями ИГИЛ также стала возможной, в том числе из-за отсутствия механизмов защиты Культуры и правильных приоритетов законодательства. Человечество слишком дорого платит за несовершенство Гаагской конвенции.
Предчувствуя такое положение, еще накануне Второй мировой войны, в 1938 г. Н.К. Рерих писал:
«Истребляют, разбивают и рассеивают памятники Культуры, а человечество не только попустительствует, но оно складывает страницу истории, и какая это будет мрачная страница! <…> Страшные дела творятся в мире. Самые истребительные войны уже не называются войнами; непоправимые разрушения называются «переменой политики», и вандалы спесиво изобретают себе новые мундиры и одеяния, считая себя вершителями судеб. <…> Попустительство есть соучастие в преступлении. Возопить должен человек против вандализма». [1, с.84]
Культура подвергается опасности не только во время военных конфликтов, но и в мирное время. Известный юрист М.П. Куцарова (Болгария) в статье «Пакт Рериха – основа международной правовой защиты ценностей культуры и ее будущее» отмечает, что культурным ценностям угрожает и непродуманная политика государств. В силу разных причин, в том числе и непонимания роли Культуры в жизни общества, объекты и учреждения Культуры не получают достаточного финансирования, приносятся в жертву ложно понятым соображениям экономии средств. [6, с. 66-77] Плоды такой экономической политики мы можем наблюдать и на пространстве СНГ.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что для формирования полноценной культурной политики государства необходимо:
Сравнивая вышеизложенные принципы и принципы культурной политики Казахстана, сформулированные в «Концепции культурной политики Республики Казахстан» можно отметить, что многое из декларированных в ней положений и реализация их в конкретных культурных проектах (например, проект «Сакральная география Казахстана») во многом соотносятся с концепцией Культуры, как её понимал Н.К. Рерих.
И представляется символичным, что еще в 1999 году Президенту РК Назарбаеву было вручено побывавшее в Космосе Знамя Мира, символ Пакта Рериха. [2]
Очень важно, чтобы культурная политика не только Казахстана, но и других стран, стала основой для подлинного культурного суверенитета и для формирования «истинного патриотизма, который», как считал Н.К. Рерих, «является верным залогом преуспеяния». [11, с.106]
Опубликовано:
"Культура - путь в будущее: философия космической реальности и современность" Материалы Международной научно-общественной конференции 23 марта 2019 г. - Иркутск.
Источники:
1. Баренбойм П., Захаров А. Пакт Рериха в ХХI веке. - М.: Летний сад, 2010. – 160 с.
2. Вручение Знамени Мира президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву (стенограмма) [Электронный ресурс] –URL: http://www.roerich.kz/publication/zm-nazarbaev.htm (дата обращения 26.02.2019)
3. Глущенко Л.И. Концепция культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха / Сборник материалов международной научно-практической конференции «Интеграция культуры Казахстана в мировое культурное пространство: динамика и векторы», Алматы, 2014. Также: Сайт "Сердце Азии" [Электронный ресурс] - URL: http://roerich.kz/publication/concept-kultura-evrazia.htm (дата обращения 26.02.2019)
4. "Выставка работ Н.К. Рериха из Нью-Йоркского музея в столице Казахстана". Сайт "Сердце Азии" [Электронный ресурс] - URL: http://www.roerich.kz/publication-rm/rd-in-kaz/vystavka-reriha-v-astane.htm (дата обращения 26.02.2019) Также: Комплексная программа культурно-зрелищных и спортивных мероприятий международной специализированной выставки ЭКСПО-2017. [Электронный ресурс] – URL: http://www.expo2017culture.kz (дата обращения 26.02.2019)
5. Концепция культурной политики Республики Казахстан. // Әділет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. [Электронный ресурс] – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000939 (дата обращения 26.02.2019)
6. Куцарова М. Пакт Рериха – основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и ее будущее. - «Культура и время», журнал, № 4, 2005.
7. Малахов В.С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет // Интернет-версия журнала «Вопросы философии» [Электронный ресурс]. – URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=388&Itemid=52 (дата обращения 26.02.2019)
8. О Концепции стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы // Әділет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/P080001016_ (дата обращения 26.02.2019)
9. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. // Официальный сайт министерства образования и науки Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.gov.kz/ru/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-17-yanvarya-2014-g (дата обращения 26.02.2019)
10. Рерих Н.К. Культура и цивилизация, серия «Малая Рериховская библиотека». - М.: Международный Центр Рерихов, 1997. – 200 с.
11. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1, серия «Большая Рериховская библиотека». - М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – 672 с.
12. Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире / Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Статьи и выступления 1997-2006. В 2 т. Т. 2. - М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. 2006. – 592 с., с илл.
13. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры / Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Статьи и выступления 1997-2006. В 2 т. Т. 2. - М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. 2006. – 592 с., с илл.
14. Ю.Н.Рерих. 110 лет со дня рождения. Сборник материалов научно-общественных чтений. - Алматы, 2013. – 204 с., с илл. Также: Сайт "Сердце Азии" [Электронный ресурс] - URL: https://cloud.mail.ru/public/Fmiv/bJouQKm8L (дата обращения 26.02.201
Идеи особой роли и ценности Культуры нашли отражение в художественном творчестве Н.К. Рериха, а так же в его общественной деятельности, наиболее яркой страницей которой было создание и подписание в 1935 году Пакта Рериха, международного договора об охране культурных ценностей.
В тексте Пакта Рериха, который состоит всего из 8 статей, нашло отражение рериховское представление о всеобъемлющей роли Культуры. Статья 1 Пакта гласит:
«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.
Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.
Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время» [1, с.8]
Таким образом, Пакт Рериха расширяет понятие культурных ценностей и включает в это понятие образовательные и научные учреждения, их персонал. Также действие Пакта Рериха не ограничивается только условиями военных действий, но и распространяется на мирное время.
Принципы Пакта Рериха были использованы в разработке Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаагская конвенция 1954 г.).
В преамбуле Конвенции сказано, что она создана «руководствуясь принципами защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленными в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 г.». Также статья 36, п. 2 Гаагской конвенции признает, что Конвенция связана преемственностью с Пактом Рериха.[1, с.107, с.118]
Но в то же время специалисты отмечают, что эта преемственность была нарушена в очень важных положениях Гаагской конвенции 1954 г. Видный юрист, член Правления Международной ассоциации юристов, вице-президент Союза адвокатов СНГ П.Д. Баренбойм и его соавтор А. Захаров в книге «Пакт Рериха в ХХI веке» пишут: «Конвенция подменила главный доктринальный тезис Пакта Рериха: приоритет защиты культурных ценностей по отношению к военной необходимости. Она установила как раз обратное - приоритет военной необходимости. <…> Конвенция 1954 года хотя и развила некоторые идеи Пакта, но в целом повернула развитие международно-правовой защиты культуры от военных в другом направлении»
[1, с.30]
В свете такой оценки Гаагской конвенции становится понятными те чудовищные преступления против Культуры, свидетелями которых мы являемся в Ираке, Ливии, Сирии и других «горячих точках» планеты. Та возмутительная беспомощность мирового сообщества перед чудовищными зверствами и разрушениями ИГИЛ также стала возможной, в том числе из-за отсутствия механизмов защиты Культуры и правильных приоритетов законодательства. Человечество слишком дорого платит за несовершенство Гаагской конвенции.
Предчувствуя такое положение, еще накануне Второй мировой войны, в 1938 г. Н.К. Рерих писал:
«Истребляют, разбивают и рассеивают памятники Культуры, а человечество не только попустительствует, но оно складывает страницу истории, и какая это будет мрачная страница! <…> Страшные дела творятся в мире. Самые истребительные войны уже не называются войнами; непоправимые разрушения называются «переменой политики», и вандалы спесиво изобретают себе новые мундиры и одеяния, считая себя вершителями судеб. <…> Попустительство есть соучастие в преступлении. Возопить должен человек против вандализма». [1, с.84]
Культура подвергается опасности не только во время военных конфликтов, но и в мирное время. Известный юрист М.П. Куцарова (Болгария) в статье «Пакт Рериха – основа международной правовой защиты ценностей культуры и ее будущее» отмечает, что культурным ценностям угрожает и непродуманная политика государств. В силу разных причин, в том числе и непонимания роли Культуры в жизни общества, объекты и учреждения Культуры не получают достаточного финансирования, приносятся в жертву ложно понятым соображениям экономии средств. [6, с. 66-77] Плоды такой экономической политики мы можем наблюдать и на пространстве СНГ.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что для формирования полноценной культурной политики государства необходимо:
-
понимание особой ценности Культуры для государства и общества; -
формирование государственной политики в области культуры на принципах приоритета культурных ценностей над экономическими; -
широкое общественное обсуждение концепции государственной политики в области культуры; -
учет недостатков существующей международной практики в области охраны культурных ценностей.
Сравнивая вышеизложенные принципы и принципы культурной политики Казахстана, сформулированные в «Концепции культурной политики Республики Казахстан» можно отметить, что многое из декларированных в ней положений и реализация их в конкретных культурных проектах (например, проект «Сакральная география Казахстана») во многом соотносятся с концепцией Культуры, как её понимал Н.К. Рерих.
И представляется символичным, что еще в 1999 году Президенту РК Назарбаеву было вручено побывавшее в Космосе Знамя Мира, символ Пакта Рериха. [2]
Очень важно, чтобы культурная политика не только Казахстана, но и других стран, стала основой для подлинного культурного суверенитета и для формирования «истинного патриотизма, который», как считал Н.К. Рерих, «является верным залогом преуспеяния». [11, с.106]
Опубликовано:
"Культура - путь в будущее: философия космической реальности и современность" Материалы Международной научно-общественной конференции 23 марта 2019 г. - Иркутск.
Источники:
1. Баренбойм П., Захаров А. Пакт Рериха в ХХI веке. - М.: Летний сад, 2010. – 160 с.
2. Вручение Знамени Мира президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву (стенограмма) [Электронный ресурс] –URL: http://www.roerich.kz/publication/zm-nazarbaev.htm (дата обращения 26.02.2019)
3. Глущенко Л.И. Концепция культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха / Сборник материалов международной научно-практической конференции «Интеграция культуры Казахстана в мировое культурное пространство: динамика и векторы», Алматы, 2014. Также: Сайт "Сердце Азии" [Электронный ресурс] - URL: http://roerich.kz/publication/concept-kultura-evrazia.htm (дата обращения 26.02.2019)
4. "Выставка работ Н.К. Рериха из Нью-Йоркского музея в столице Казахстана". Сайт "Сердце Азии" [Электронный ресурс] - URL: http://www.roerich.kz/publication-rm/rd-in-kaz/vystavka-reriha-v-astane.htm (дата обращения 26.02.2019) Также: Комплексная программа культурно-зрелищных и спортивных мероприятий международной специализированной выставки ЭКСПО-2017. [Электронный ресурс] – URL: http://www.expo2017culture.kz (дата обращения 26.02.2019)
5. Концепция культурной политики Республики Казахстан. // Әділет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. [Электронный ресурс] – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000939 (дата обращения 26.02.2019)
6. Куцарова М. Пакт Рериха – основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и ее будущее. - «Культура и время», журнал, № 4, 2005.
7. Малахов В.С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет // Интернет-версия журнала «Вопросы философии» [Электронный ресурс]. – URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=388&Itemid=52 (дата обращения 26.02.2019)
8. О Концепции стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы // Әділет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/P080001016_ (дата обращения 26.02.2019)
9. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. // Официальный сайт министерства образования и науки Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.gov.kz/ru/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-17-yanvarya-2014-g (дата обращения 26.02.2019)
10. Рерих Н.К. Культура и цивилизация, серия «Малая Рериховская библиотека». - М.: Международный Центр Рерихов, 1997. – 200 с.
11. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1, серия «Большая Рериховская библиотека». - М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – 672 с.
12. Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире / Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Статьи и выступления 1997-2006. В 2 т. Т. 2. - М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. 2006. – 592 с., с илл.
13. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры / Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Статьи и выступления 1997-2006. В 2 т. Т. 2. - М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. 2006. – 592 с., с илл.
14. Ю.Н.Рерих. 110 лет со дня рождения. Сборник материалов научно-общественных чтений. - Алматы, 2013. – 204 с., с илл. Также: Сайт "Сердце Азии" [Электронный ресурс] - URL: https://cloud.mail.ru/public/Fmiv/bJouQKm8L (дата обращения 26.02.201