Файл: Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины оуд. 01 Русский язык 2021 г.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение
к ООП по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства дисциплина общеобразовательного учебного цикла
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Агротехнологический колледж»
Рабочая ПРОГРАММа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 01 Русский язык
2021 г.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», протокол № 3 от 21 июля 2015 года; рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; приказа «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 года № 1089» от 07 июня 2017 года № 506.
Рабочую программу разработали:
Паничева Евгения Юрьевна, Туз Наталья Владимировна
преподаватели русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 15 |
| 17 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 01 Русский язык
1.1. Область применения программы:
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы СПО (ООП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык».
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Цель дисциплины: научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации.
Задачи дисциплины:
-закрепить навыки орфографии и пунктуации;
-привить навыки составления деловых документов;
-помочь освоить нормы письменной и устной речи, стандарты деловых документов;
-дать студентам знания, которые будут помогать отбирать речевой материал в соответствии с требованием стиля и жанра;
-дать студентам навыки редактирования текста, ориентированного на определенную форму речевого общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
-внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 64 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
творческая работа домашняя работа | 12 27 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи | 12 | | |
Тема 1.1. Русский язык в современном мире | Содержание учебного материала | 2 | |
Русский литературный язык. Языковая норма. Функции языка. Функциональные стили речи и их особенности. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Основные требования к речи. | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка к семинару по теме: «Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста». | 2 | | |
Тема 1.2. Стили литературного языка | Содержание учебного материала | 2 | |
Функциональные стили речи. Особенности функциональных стилей. Основные признаки. Сфера использования. | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: составление опорной схемы «Стили литературного языка». | 2 | | |
Тема 1.3. Разговорный стиль речи. Научный стиль речи | Содержание учебного материала | 2 | |
Разговорный стиль речи. Основные признаки. Сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Сфера использования. | | 1 | |
Практическое занятие № 1. Разговорный стиль речи. Научный стиль речи (чтение и анализ текстов научного и разговорного стилей речи, выявление особенностей стиля). | 2 | | |
Тема 1.4. Официально-деловой стиль речи | Содержание учебного материала | 2 | |
Официально-деловой стиль речи. Признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме | | 1 | |
Практическое занятие № 2. Официально-деловой стиль речи (анализ основных стилевых разновидностей письменной речи; определение типа текста, стиля, жанра; выявление особенностей и признаков стиля). | 2 | | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: составление документов различных жанров. | 3 | ||
Тема 1.5. Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи | Содержание учебного материала | 2 | |
Публицистический стиль речи. Назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи. Основные признаки. Образность. Использование изобразительно-выразительных средств. | | 1 | |
Практическое занятие № 3. Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи (определение типа текста, стиля, жанра текста; выявление особенностей и признаков стиля, нахождение изобразительно-выразительных средств). | 2 | | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: работа над рефератами, докладами по темам: «Публицистический стиль речи. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи». | 3 | ||
Тема 1.6. Текст | Содержание учебного материала | 2 | |
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). | | 2 | |
Практическое занятие № 4. Текст (анализ текстов разных стилей и жанров на фонетическом, морфологическом и лексическом уровнях; выявление средств и видов связи предложений в тексте). | 2 | | |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, орфография | 8 | ||
Тема 2.1. Фонетика | Содержание учебного материала | 2 | |
Фонетические единицы. Ударение. Интонация. Фонетический разбор слова. | 2 | 2 | |
Тема 2.2. Орфоэпия | Содержание учебного материала | 2 | |
Орфоэпия. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Соотношение буквы и звука. | | 2 | |
Практическое занятие № 5. Орфоэпия (выявление закономерностей орфоэпической системы языка; составление таблицы «Нормы ударения»). | 2 | | |
Тема 2.3. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных | Содержание учебного материала | 2 | |
Слова с безударными гласными, проверяемые ударением. Слова с безударными гласными, не проверяемые ударением. Правописание слов с чередующимися гласными. Гласные после шипящих и ц. Правописание согласных. | | 2 | |
Практическое занятие № 6. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных (составление опорного конспекта и выполнение тренировочных упражнений). | 2 | | |
Тема 2.4. Правописание приставок на 3/С. Правописание И-Ы после приставок | Содержание учебного материала | 2 | |
Правописание приставок на З / С. Правописание И – Ы после приставок. Употребление Ъ после приставок. | | 2 | |
Практическое занятие № 7. Правописание приставок на 3/С. Правописание И-Ы после приставок (выполнение тренировочных упражнений). | 2 | | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | 3 | | |
Раздел 3. Лексика и фразеология | 6 | ||
Тема 3.1. Лексика | Содержание учебного материала | 2 | |
Лексика. Слово. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Лексические ошибки. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: лексический анализ слова. | 2 | | |
Тема 3.2. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы | Содержание учебного материала | 2 | |
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. | | 2 | |
Практическое занятие № 8. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы (определение лингвистических понятий; составление синонимической цепочки, подбор омонимов и антонимов; составление предложений с паронимами). | 2 | | |
Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас | Содержание учебного материала | 2 | |
Исконно русская лексика и заимствованная лексика. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи. | | 2 | |
Практическое занятие № 9. Активный и пассивный словарный запас (определение лингвистических понятий; нахождение в текстах исконно русских слов, подбор к заимствованной лексике русских эквивалентов; толкование фразеологизмов). | 2 | | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: составление связного высказывания на лингвистическую тему. | 3 | ||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | 8 | ||
Тема 4.1. Морфемика | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | | 2 | |
Практические занятия № 10. Морфемика. Морфемный разбор слова (выполнение тренировочных упражнений). | 2 | | |
Тема 4.2. Словообразование | Содержание учебного материала | 2 | |
Словообразование. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка творческого задания по теме: «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов в будущей профессиональной деятельности». | 3 | | |
Тема 4.3. Правописание приставок. Приставки пре- и при-. Правописание сложных слов | Содержание учебного материала | 4 | |
Правописание приставок пре-, при-. Значения слов с приставками пре -, при -. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи. Правописание сложных слов. | | 2 | |
Практические занятия № 11, 12. Правописание приставок. Приставки пре- и при-. Правописание сложных слов (составление таблицы «Значение приставок», выполнение тренировочных упражнений, распределительный диктант). | 4 | | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка эссе: «Приставка в русском языке» с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. | 3 | ||
Раздел 5. Морфология и орфография | 18 |