Файл: Занятие 5 Преподаватель Пермь 2021.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«Национальный социально педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Культурология

Практическое занятие №5

Выполнила:

Преподаватель:

Пермь – 2021

Задание 1. Составьте сравнительную таблицу «Профессиональная и народная культура».

Художественная культура – один из элементов духовной культуры. Ее содержание составляет творческое отображение окружающей действительности в художественных образах. Художественная культура является результатом интеллектуальной и творческой деятельности людей, может носить любительский характер или осуществляться на профессиональном уровне. В соответствии с этим в ней выделяют народную и профессиональную культуру.

Народная культура – традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох: от глубокой древности до настоящего времени. Ее создателем, носителем и потребителем является народ – коллективная личность, имеющая единую систему ценностей, обладающая единым самосознанием. Народная культура образует сферу неспециализированной (непрофессиональной) деятельности. Культурный опыт в ней передается из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия – трудовых, обрядовых и иных совместных действий.

Народная культура несет в себе народную мудрость, отражает народный уклад и образ жизни, особое видение окружающего мира. Она представлена в разнообразных формах и видах:

  • сказках, былинах, легендах, мифах;

  • песнях, танцах, играх, ремеслах;

  • обряда, традициях, поверьях, приметах;

  • пословицах и поговорках;

  • одежде, предметах быта, постройках, убранстве жилища;

  • нормах поведения;

  • кухне.

Фольклор – неписьменное (устное) народное творчество: словесно-поэтическое, музыкальное, игровое, драматическое. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, богатством региональных и локальных форм.

Функции народной культуры:

  • познавательная – с ее помощью на основе художественных образов человек осваивает окружающий мир;

  • мировоззренческая – формирует тип мышления, который служит основой мировосприятия и деятельности людей;

  • социализирующая – приобщение подрастающего поколения к традициям своего народа;

  • социокультурная – воспитание принадлежности к своей социокультурной среде, формирование и сохранение этнической идентичности;

  • транслирующая – сохранение и передача духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса от поколения к поколению.


Народная культура вырастает из повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни. Для нее характерны традиционность, узнаваемость, импровизационность, анонимность. Народную культуру изучают такие дисциплины как история, этнография, филология, искусствознание.

Профессиональная культура создается людьми, прошедшими специальную профессиональную подготовку. Функционирование и развитие профессиональной культуры регулируется сложившимися и меняющимися социальными нормами, запросами общества, особенностями эстетического идеала и художественного стиля. Отличия профессиональной культуры от народной:

  • индивидуальность творчества – у каждого произведения есть автор, его имя (псевдоним) всем известны;

  • институциональность – ее функционирование обеспечивается созданием учреждений и структур (учебных заведений, музеев, театров, библиотек, министерств);

  • разделение на творца и потребителя – она создается профессионалами для определенного круга зрителей, слушателей, читателей;

  • наличие четкой художественной цели и специально разработанных методов творчества;

  • нацеленность субъекта творчества на поиск новых способов и приемов решения творческих задач.

Виды профессиональной культуры:

  • музыка;

  • литература;

  • кино;

  • хореография;

  • театр;

  • живопись.

Произведения профессиональной культуры характеризуются широтой обобщений, воплощают общественные идеи, отражают реальность в отвлеченной, условной форме. Они являются сложнейшими и высочайшими проявлениями человеческого духа.

Профессиональная и народная культуры тесно взаимосвязаны. Фольклор часто служит исходным материалом, источником образов, и средством обогащения художественного языка для литературы, изобразительного искусства, музыки, театра. Проникновение профессиональной культуры в широкие слои населения обуславливает эволюцию и трансформацию народной культуры.

Задание 2. Составьте перечень особенностей современной молодежной культуры с краткой их характеристикой.

Понятие «молодежная культура» создано для описания особого типа социального пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении. В самом деле, у поколения, входящего в общество, отсутствует реальный доступ к значимым ресурсам. Зависимость молодежи проявляется и в том, что она во все времена рассматривалась «социально зрелыми» взрослыми не как самоценная группа, а лишь как

естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать.

В описании «молодежи» наиболее ранним был биополитический конструкт, он и остается наиболее живучим. Перечислим базовые принципы этого подхода, предполагающие взгляд на молодежь как на социальную проблему и дающие основание для вмешательства в жизнь молодежи со стороны государственных чиновников и профессионалов («специалистов по молодежи») как на Западе, так и в современной России.

  1. Молодежь признается однородной возрастной группой с едиными психологическими характеристиками и социальными потребностями.

  2. Молодость считается особой ступенью в развитии личности. Модели поведения и ценности, усваиваемые молодыми людьми в этот период, становятся идеологическими ориентирами, не меняющимися в дальнейшем.

  3. Переход (транзиция) от детской зависимости к взрослой автономии включает в себя так называемую фазу «бунтарства», которая является частью культурной традиции, передающейся от одного поколения к другому.

  4. В последнее время этот переход осложнен новыми условиями социальной трансформации и модернизации, поэтому молодежь нуждается в контроле и поддержке со стороны профессионалов.

Из этих принципов прямо вытекает идеология, обосновывающая необходимость и «естественность» взрослого превосходства и доминирования, что на практике приводит к открытой и скрытой дискриминации по признаку возраста. Надо признать, что дискриминационные идеи «вросли» в теоретические конструкты так глубоко, что кажется невозможным писать и думать о молодежи без использования слов «подростки», «переходный возраст», «пубертатный период», «молодежная транзиция», «молодежная проблема». Пора если не расстаться с этими стереотипами, то попытаться критически их переосмыслить.

Понятие «молодежная культура» у Т. Парсонса связывалось с представлением о стабильности и целесообразности развития общественных систем. В этом понятии отразилось послевоенное возрождение западных обществ, вера в возможность благополучия и процветания всех его членов. Молодежная культура представлялась независимым социальным пространством, в котором молодые люди могут обрести аутентичность, тогда как в семье или школе они лишены реальных прав и полностью контролируются взрослыми. В традиционных (доиндустриальных) обществах семья полностью выполняла все необходимые функции социальной репродукции - биологическую
, экономическую и культурную. В современных индустриальных обществах семья, по мнению ученого, теряет традиционные функции в области культуры (образования и профессионализации). Молодежь занимает в них максимально уязвимую позицию, находясь между двумя ценностными мирами, между патриархальными моделями семейной социализации и взрослыми ролями, которые заданы рыночной рациональностью и безличной бюрократической структурой.

Ценным становится любое отличие от «Другого», выделение своего неповторимого стиля: манеры игры, интеллектуального увлечения, в редких случаях в одежде. Что касается одежды, то здесь нет места эпатажности и крикливости, скорее это либо намеренное и подчеркнутое пренебрежение модными тенденциями в одежде и отрицание гламурности, либо выбор спортивного стиля.

Если у многих современных молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, т. е. сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межрегенерационном общении, контркультурной направленности молодежного досуга. Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя».

Другая характерная особенность современной молодежной культуры — преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности. Это качественно меняет ситуацию с самоидентификацией. Люди принимают или отказываются от каких-то компонентов своей идентичности быстрее, чем когда-либо.

В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обуславливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая является содержательной стороной культурной деятельности молодого человека.

Состояние молодежной культуры, как считает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами:

  1. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой – коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека.

  2. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарной социализации практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации.

  3. Юношеский возраст (15 – 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию – преодоления социального отчуждения. естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

  4. Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями, в этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения.


Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.

В юношеской психологии кроется причина и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками – самыми зрелищными из словесных жанров).

И в более широком плане контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. В этом одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм поведения части молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (ведь и посещение спортивных зрелищ есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко вполне правомерно) как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.

Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание непременной и безусловной победы «своих» над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.

Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

Как часто можно услышать от молодежи запальчивое: «Вы нас не понимаете», и это «нас» приобретает смысл генерационный: нас – значит «всех моих сверстников». Конечно, этот феномен носит более универсальный характер, чем одно лишь отношение к сфере художественного или даже культурного. 

Здесь проявляется страх одиночества, отчуждения от ровесников (не случайно постоянные посетители дискотек называют их «средством от одиночества»), наконец, искаженное представление о коллективизме – чувство «толпы», «компании», «команды» вполне искренне понимается как чувство коллектива. но прежде всего групповой стереотип объясняется недостаточным уровнем сформированности самой личности в период прохождение социализации, индивид не приобрел еще личностной определенности и завершенности. А эта «размытость» в толпе не так заметна.