Файл: Методические указания по контрольной работе заочника по учебной дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Политехнический институт
Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ЗАОЧНИКА
по учебной дисциплине
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат
Направление подготовки:
23.03.03– Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Профиль подготовки: Автомобили и автомобильное хозяйство
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: заочная
Тула 2021
Методические указания по выполнению контрольной работы заочника (крз) составлены доцентом кафедры Н.В. Григорьевой и обсуждены на заседании кафедры АиАХ,
протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Зав. кафедрой _______________
Методические указания по выполнению контрольной работы заочника (крз) пересмотрены и утверждены на заседании кафедры АиАХ,
протокол № от «___» 20___ г.
Зав. кафедрой _______________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………..…………….……… 4
Цель и задачи выполнения контрольной работы …………………..……. 4
Объем и содержание контрольной работы ………...………………….….... 4
Часть 1. Перечень теоретических вопросов для выполнения КРЗ ……. 5
Часть 2. Расчет норм расхода топлива на автомобильном транспорте .. 8
Задание № 1. Нормирование линейного расхода топлива
для легковых автомобилей ………………………… 13
Задание № 2. Нормирование линейного расхода топлива для
грузовых бортовых автомобилей, тягачей,
самосвалов и специального подвижного состава ….15
Задание № 3. Расчет групповых норм расхода смазочных
материалов .……………………..…………………... 22
Библиографический список рекомендуемой литературы
……………... 25
Приложение …………………………………………………………………… 26
Введение
Методические указания к контрольной работе заочника (КРЗ) по дисциплине «Эксплуатационные материалы» включают перечень теоретических вопросов, таблицы исходных данных для расчетных вариантов и описание необходимых теоретических сведений по нормированию расхода топлив, которые нужно знать студенту для выполнения расчетного задания.
Прежде чем приступить к выполнению работы, студент должен:
- выбрать свой расчетный вариант в каждом задании (номер варианта задания должен соответствовать номеру по списку студентов в журнале группы или номер варианта назначает преподаватель);
- изучить теоретический материал, изложенный в технической литературе, и необходимый для выполнения данного задания;
- провести необходимые расчеты норм расхода топлива различными моделями, марками и модификациями автомобильной техники;
- по результатам расчетов сделать необходимые выводы.
Контрольная работа состоит из двух частей:
- в первой части необходимо дать подробные письменные ответы на три вопроса, которые должны содержать аналитический и цифровой материал, и принципиальные схемы производственных процессов получения топлив и смазочных материалов, а так же отразить вопросы, связанные с влиянием условий эксплуатации на топливную экономичность транспортных средств;
- в основе второй части работы лежат расчеты норм расхода топлива для транспортных средств общего назначения, для специального и специализированного подвижного состава на шасси базового транспортного средства.
Цель и задачи выполнения контрольной работы
Работа имеет своей целью закрепление знаний по дисциплине «Эксплуатационные материалы», полученных на лекциях, лабораторных работах, практических занятий и при самостоятельной подготовке. В процессе работы над контрольной работой студент должен показать знания и компетенции по применению эксплуатационных материалов для различных марок, моделей и модификаций транспортных средств, а так же учесть возможные изменения и многообразие условий эксплуатации транспортных средств, изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности перевозки грузов и пассажиров и т.п.
Объем и содержание контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине предусматривает выполнение письменных ответов на три вопроса и выполнение трех расчетных заданий. Пояснительная записка к контрольной работе выполняется на листах формата А4 с соблюдением всех правил по оформлению реферативных материалов (см. приложение). В конце записки приводится библиографический список используемых источников технической и специальной литературы, данные нормативных документов.
Часть 1. Перечень теоретических вопросов для выполнения КРЗ
I группа вопросов
-
Автомобильные топлива, классификация, состав. Агрегатные состояния топлив. Теплота сгорания топлива. Высокая и низкая теплота сгорания. Способы определения теплоты сгорания. -
Нефть как основное сырье для получения топлив и масел. Химический состав нефти. Получение автомобильных топлив при разгонке топлив. Получение бензинов крекинг-процессом, риформингом и синтезом из углеводородных газов. -
Автомобильные бензины по ГОСТ Р 51105-97. Требования к бензинам. Оценка карбюрационных свойств. Влияние фракционного состава автомобильного бензина по ГОСТ 51105-97 на его эксплуатационные свойства. -
Влияние на работу двигателя давления насыщенных паров бензина. Интенсивность смоло- и нагарообразования. Коррозионная активность бензина, методы определения. Состав продуктов сгорания бензинов. -
Детонация и ее внешние признаки. Сущность детонационного сгорания. Оценка детонационной стойкости бензина. Способы повышения детонационной стойкости. -
Ассортимент, требования ГОСТ Р 51105-97 к автомобильным бензинам. Нормы расхода автомобильных бензинов. Экологические аспекты применения автомобильного бензина. -
Дизельное топливо по ГОСТ Р 52368-2005 «Основные требования, предъявляемые к дизельному топливу». Класс дизтоплива для Тульской области. -
Вязкость дизельного топлива и его влияние на работу двигателя. Низкотемпературные свойства и фракционный состав дизельного топлива. -
Скорость смоло- и нагарообразования в дизеле. Влияние механических примесей на износ. Оценка фильтруем ости дизельного топлива. Коррозионная активность топлива. -
Процесс сгорания дизельного топлива и состав продуктов сгорания в дизелях. Оценка склонности дизельного топлива к самовоспламенению. Влияние цетанового числа на работу дизеля. -
Марки и требования ГОСТ Р 52368-2005 к дизельному топливу. Экологически чистое дизельное топливо. Пути снижения расхода дизельного топлива при эксплуатации автомобилей. Нормирование расхода дизельного топлива. -
Особенности применения сжатого природного газа (СПГ) и сжиженного нефтяного газа (СНГ) для двигателей автомобилей. -
Классификация газовых топлив (СНГ, СПГ, биотопливо, водород, метанол и др.), их преимущества и недостатки. -
Применение сжиженных газов (СНГ) для газобаллонных автомобилей. -
Использование топлив ненефтянного происхождения для автомобилей (синтетические жидкие, спирты, водород). -
Альтернативные виды топлив для автомобильных двигателей (газовые конденсаты, эфир, вода как добавка к топливу).
II группа вопросов
-
Виды трения и износа в деталях, узлах и агрегатах автомобиля. -
Требования, предъявляемые к моторным маслам. Классификация и ассортимент моторных масел по SAE и API. -
Вязкостные и низкотемпературные свойства моторных масел. Противоизносные (смазывающие) свойства моторных масел. -
Противоокислительные и диспергирующие свойства моторных масел. Защитные и коррозионные свойства моторных масел. -
Изменение свойств моторных масел при эксплуатации. Контроль качества и оценка старения моторных масел. -
Пути снижения расхода моторных масел. Нормы расхода моторных масел на автомобильном транспорте. Регенерация отработанных моторных масел. -
Классификация и ассортимент моторных масел по ГОСТ и их применение. -
Эксплуатационно-технические требования к трансмиссионным маслам. Основные эксплуатационные свойства трансмиссионных масел. -
Классификация и ассортимент трансмиссионных масел по ГОСТу и по классификации SAE, API и их применение. Особенности работы масел в автоматических коробках передачах. -
Структура, состав и производство пластичных смазок. Основные эксплуатационные свойства пластичных смазок и методы их оценки. -
Ассортимент пластичных смазок по ГОСТу и их применение. Пластичные смазки общего назначения и для повышенных температур. -
Пластичные смазки многоцелевые и термостойкие. Пластичные смазки морозостойкие и консервационные. Производство пластичных смазок. -
Основные свойства и область применения низкозамерзающих охлаждающих жидкостей. Основные требования по ТУ. Проверка качества жидкостей. -
Назначение и требования к качеству жидкостей для гидравлических систем автомобилей. -
Ассортимент и область применения тормозных и амортизационных жидкостей. Омывающие жидкости (омывайки) для стекол автомобилей. -
Назначения и классификация лакокрасочных материалов. Условные обозначения красок и покрытий из них. Применение различных марок красок для ремонта транспортных средств. -
Применение пластмасс в конструкциях автомобилей. Свойства и классификация пластмасс. -
Клеящие материалы, применяемые при мелком ремонте автомобилей в процессе эксплуатации. Резины, применяемые при ремонте и эксплуатации автомобилей. -
Обивочные, уплотнительные и изоляционные материалы, применяемые при ремонте и эксплуатации автомобилей.
III группа вопросов
-
Влияние различных конструктивных элементов на топливную экономичность двигателя внутреннего сгорания (карбюраторных, инжекторных). -
Влияние различных конструктивных факторов на топливную экономичность дизельных двигателей. -
Влияние состояния ходовой части и агрегатов силовой передачи на экономию топлива. -
Влияние состояния механизмов управления и тормозной системы на экономию топлива. -
Влияние техники вождения автомобиля на экономию топлива. -
Влияние организации автомобильных перевозок на экономию топлива. -
Использование специализированного парка автомобилей на экономию топлива. -
Сокращение расхода топлива и смазочных материалов при проведении технических обслуживаний автомобилей и ремонтных работ в условиях АТП. -
Уменьшение потерь топлива и смазочных материалов при заправке и проведении смазочных работ в зоне текущего ремонта. -
Влияние технического состояния автомобилей на расход масел и смазок. Улучшение конструкций автомобиля – важное направление повышения топливной экономичности. -
Дизелизация автотранспорта – одно из направлений экономии топлива. Улучшение аэродинамики автомобиля – эффективный путь экономии топлива. -
Общая характеристика основных направлений и перспектив применения традиционных видов топлива. -
Использование сжатого природного газа топлива на автомобильном транспорте. -
Использование сжиженного нефтяного газа в качестве топлива на автомобильном транспорте. -
Использование альтернативных топлив (топлива с добавками воды, синтетические спирты, этанол, метанол) на автомобильном транспорте. -
Использование альтернативных топлив (эфиры, газовые конденсаты, топливо из твердого сырья, водород) на автомобильном транспорте. -
Использование электрической энергии, сжатого воздуха, гибридных источников топлива и других видов энергии на автомобилях. -
Направления совершенствования и пути экономии моторных и трансмиссионных масел, и тормозных жидкостей. -
Виды потерь нефтепродуктов при приеме, хранении и выдаче, а также снижение потерь топлива от испарения. Предотвращение потерь топлива за счет его загрязнения и обводнения.
Часть 2. Расчет норм расхода топлива на автомобильном транспорте
Общие положения
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
- транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:
- автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса загрузка пассажиров;
- самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая (коэффициент 0,5) загрузка самосвала;
- транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом (или с использованием установленных коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, или с использованием более точных расчетов, выполняемых ФГУП НИИАТ по специальной программе-методике для каждой конкретной марки и типа автотранспортного средства.
Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.
Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза,