Файл: Курсовая работа по дисциплине Основные формы государственного правления.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основные формы государственного правления»
Выполнил (а):
Студент (ка) 1 курса
Очной формы обучения
Самохина Анна С.
Научный руководитель:
Преподаватель истории и
обществознания
Римский Даниил Олегович Работа защищена
___________ 20____ г.
Дата предоставления работы
_______________ 20_____ г. Оценка___________
Подпись___________
г. Симферополь, 2023г
Оглавление
Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1
1.Общие сведения о понятии «конфликт»………………………..…….....5
2.Причины конфликтов…………………………………………………......7
3. Основные этапы конфликтов……………………………………….…...8
4. Способы (стили) разрешения конфликта………………………….……9
5. Как избежать конфликтных ситуаций …………………………………11
Глава 2 ……………………...………………………………………...…12
Заключение………………………………………………………………....15
Список использованной литературы…………………………….……….16
Введение
Актуальность темы исследования. Конфликты неотъемлемая часть человеческой жизни, т.к. возникают они только в процессе общения людей.
Эти столкновения наблюдаются как в повседневной жизни, так и в рабочей деятельности. Но все же большую часть времени человек проводит именно на работе, взаимодействуя с начальством, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном общении возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к конфликтам. А в условиях экономической жизни, каждая компания стремится к достижению наивысшего результата. Для этого необходимо выполнение нескольких условий: во-первых, налаженный рабочий процесс, во-вторых, отсутствие разногласий и напряженности в коллективе. Именно поэтому так важно недопущение или сведение к минимуму возникновения конфликтных ситуаций. Но в большинстве случаев, существующие конфликты либо оставляются без внимания, либо разрешаются не до конца. По моему мнению, в каждой компании должен работать человек, который будет заниматься решением уже возникших конфликтов.
Степень изученности. Степень изученности возникновения конфликтов, еще очень не высока. Поскольку, внимание руководителей направлено на решение других задач. Хотя написано достаточно много литературы на эту тему. Например, «Социальные конфликты в трансформирующихся обществах» Видоевич З., Голенкова З.Т.; «Социология конфликта» Здравомыслов А.Г. В основном все это теория, а на практике советы применяются редко. Перечень возникающих конфликтов и их причин не ограничивается описанными в книгах, а постоянно увеличивается. Поэтому изучение данной проблемы безгранично.
Объект: организационные конфликты.
Предмет: технологии разрешения конфликтов.
Цель: определение методов разрешения конфликта, рассмотреть конфликт как социально-психологический процесс и проанализировать механизмы его разрешения.
Для реализации данной цели были поставлены задачи:
- определить понятийный аппарат рассматриваемого явления;
- ознакомиться с опытом изучения конфликтов описать способы и методы разрешения конфликтов;
- обобщить результаты изучения литературы в виде краткого аналитического обзора;
Методы исследования: обработка результатов в таблице/диаграммах; анализ материалов СМИ, интернет источников.
Теоретическая и практическая значимость: данная работа позволит использовать материалы в дальнейшей практической деятельности.
Структурно – научная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I Теоретическая часть.
1. Общие сведения о понятии «конфликт».
Понятие «конфликт» в научной литературе, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». В учебнике обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова : конфликт – это столкновение противоположных интересов. Межличностный конфликт – столкновение интересов нескольких участников. (2)
Само слово "конфликт" - явление из области психологии. Все знают, что конфликт - это отсутствие общего мнения на тот или иной вопрос или ситуацию. На самом деле это слово можно определить и другими фразами, но суть - одна - отсутствие общего мнения, согласия, договоренности. В конфликте имеет место противоречие участвующих в нем сторон. (3)
В книге "Психология конфликта" Гришиной Н. В. изложены психологические проблемы конфликтов. Также представлены их виды, описаны реакции людей на жизненные ситуации, которые затрудняют общение(5).
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
-
обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется -
агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п.
Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей(8). В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины(9). Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому
-
работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты. -
теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперникам(6).
Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению. (7)
Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления(7).
2.Причины конфликтов.
В учебнике обществознание 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова выделяют следующие причины конфликтов:
-
Противоположные желания и интересы; -
Смысловые барьеры в общении; -
Различия, связанные с положением в обществе; -
Эмоциональное состояние; -
Различные представления о правилах или нормах поведения.
Конфликтологи пишут, что невозможно выделить все причины и , предпочитают оперировать следующими группами причин возникновения конфликтов.
Объективные причины. К ним относят столкновение интересов разных людей, слабое использование процедур разрешения противоречий, недостаточная разработанность этих процедур.
Организационно-управленческие причины. Эта группа относится к рабочим конфликтам. Сюда входят неэффективная организация работы в компании (отсутствие необходимых внешних и внутренних связей), несоответствие работника занимаемой должности, ошибки подчиненных и руководителей, допущенные в процессе работы.
Социально-психологические причины. Они порождают конфликты в ситуациях, когда нет сбалансированности в исполнении своих ролей, неправильная оценка результатов своей деятельности и т.д.
Личностные причины конфликтов. Это такие факторы, как особенности характера человека (холерики, конфликтные люди чаще являются инициаторами конфликтных ситуаций), неадекватная оценка своих возможностей, недостаточная социальная адаптированность и прочее. Эта группа чаще всего является причиной бытовых конфликтов.
3. Основные этапы конфликтов.
-
Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
-
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.
Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
-
Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша,
заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
-
Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
-
Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):
педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
4. Способы (стили) разрешения конфликта.
В учебнике Л.Н. Боголюбова выделено 4 стиля (или пути) разрешения конфликта:
-
сотрудничество,
-
компромисс,
-
избегание (уклонение),
-
приспособление. (2)
Кроме этого, проводя исследование других источников, были более подробно изучены способы (стили) разрешения конфликта.