Файл: Курсовая работа по дисциплине Основные формы государственного правления.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стиль сотрудничества. Обозначает, что субъект старается разрешить конфликт в свою пользу, но при этом должен учитывать интересы оппонента. Поэтому разрешение конфликта предполагает поиск выгодного обеим сторонам исхода. Наиболее типичными обстоятельствами, когда используется этот стиль, можно считать следующие:
-
если обе стороны конфликта имеют одинаковые ресурсы и возможности; -
если разрешение этого конфликта выгодно, и ни одна из сторон не устраняется от него; -
если между оппонентами давние и взаимовыгодные отношения; -
если у каждой из сторон вполне объяснимые цели, которые они могут объяснить; если у каждой из сторон есть иные пути выхода из кризиса.
Стилю сотрудничества прибегают в тех случаях, когда у каждой из сторон есть время на поиск общих интересов. Но такая стратегия требует терпимости и эффективна в том случае, если в перспективе не предвидится каких-либо изменений в расстановке сил противоборствующих сторон.
Стиль компромисса. Компромисс означает, что противники стараются найти такое решение, при котором будут какие-то взаимные уступки. Использование этого стиля возможно, если стороны обладают одинаковыми ресурсами, но их интересы взаимоисключающие. Тогда стороны придут к какому-то временному решению, а выгода, которую они получат, будет кратковременной.
Самое интересное, что именно компромисс становится порой единственным возможным выходом из конфликта. Когда противники уверены, что стремятся к одинаковому результату, но понимают, что одновременно достичь этого невозможно.
Стиль избегания(уклонения). Обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение. Например, руководящие работники очень часто уклоняются от принятия спорного решения, откладывая его на неопределённый срок.
Если говорить о других должностях, например, менеджере среднего звена, то он может якобы терять документы, озвучивать бесполезную информацию, ссылаться на то, что вышестоящий начальник в командировке. Но затягивание решения по данному вопросу может ещё сильнее усложнить проблему, поэтому стилем уклонения пользоваться лучше тогда, когда это не будет иметь серьёзных последствий.
Стиль приспособления. Проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии. Подобная модель поведения может быть оправдана лишь тогда, когда, уступая кому-то, вы слишком много теряете.
Подобный стиль для разрешения конфликта рекомендуется выбирать в следующих случаях:
-
когда необходимо сохранить мирные отношения с другим человеком или даже целой группой; -
когда недостаточно власти, чтобы одержать победу; когда победа для оппонента важнее, чем для вас; -
когда необходимо найти решение, устраивающее обе стороны; -
когда невозможно избежать конфликта, а сопротивление может навредить. (3)
5 Как избежать конфликтных ситуаций .
После анализа литературы я отобрала самые эффективные методы избегания конфликтной ситуации:
-
Не провоцируйте. Если вы знаете, что человек хам и склочник, лучше держаться от него подальше, лишний раз не разговаривать с ним, общаться только по необходимости. Таким образом, вы снизите шансы на то, что конфликт прицепится именно к вам. -
Если неприятность все же случилась, и человек втянул вас в конфликтную ситуацию, ни в коем случае не опускайтесь до его уровня. На практике это бывает сделать совсем непросто, однако если в ответ на хамство или ругань в ваш адрес вы поступите подобным образом, вы потеряете лицо, чего и добивается ваш оппонент. Ведите себя сдержанно, не повышайте голос и не кричите. -
В том случае, если ваш недруг перешел всяческие границы, оскорбляя вас, ни в коем случае не молчите. Скажите, что разговор в таком тоне недопустим, и вы отказываетесь продолжать беседу до тех пор, пока он не извинится. Все дальнейшие его слова игнорируйте напрочь – до тех пор, пока не получите извинение.
-
Подумайте над тем, какие цели преследует человек, с которым у вас часто возникают конфликтные ситуации. Если вы найдете, откуда растут ноги у конфликта, вы сможете его прекратить. -
После каждой конфликтной ситуации анализируйте свое поведение. Вполне возможно, что в чем-то вы послужили причиной конфликта, сами того не замечая. Делать это нужно после того, как вы перестали пылать праведным негодованием и можете посмотреть на ситуацию объективно. (4)
Глава 2. Практическая часть
Мною было проведено анкетирование между двумя группами (Приложение 1), с целью выяснения участников, причин возникновения и путей выхода из конфликта.
-
В первую очередь меня интересовал вопрос: как часто мои сокурсники вступают в конфликтную ситуацию. В 1 группе всего лишь 1 человек ответил, что конфликты возникают ежедневно, а вот во 2 уже 5 учащихся (24%) ответили утвердительно. В первой группе раз в неделю возникали конфликты у 60 % , во второй уже 36% (8 человек). Но раз в месяц конфликтные ситуации стали возникать чаще, было у 36% , стало 50%(Приложение 2).
-
В целом обстановка в группах не конфликтная, хотя и не скажешь, что доброжелательная. Доказательством этого является анализ данных на второй вопрос: с кем чаще всего возникают разногласия? Чаще всего конфликты возникают с одногруппниками, на втором месте – родители, на третьем месте друзья. Фактически отсутствуют конфликты с учителями (Приложение 3). В первой
группе ситуация не меняется. Но процент конфликтов с родителями увеличивается, а вот с одногруппниками уменьшается на 10%. Я считаю, что это происходит закономерно. Психологи утверждают: что за конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека; неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности. Наиболее частые причины, по которым мои сокурсники оценивают сложные ситуации общения с родителями:
-
«считают меня маленькой», -
не понимают меня и часто путают мои чувства, -
не доверяют мне в выборе учебы и моих друзей, -
«совсем не знают моего характера»
Психологами доказано, что наиболее тяжелым и конфликтным является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними. Анализируя ответы, я выделила следующие причины конфликтов между учениками:
-
противоположные интересы и желания (борьба за авторитет, соперничество и т.д.) 56% - вторая группа и 46 % - первая группа -
Разные моральные ценности ( обман, сплетни, оскорбления, обиды , личная неприязнь к человеку ) 24% - вторая группа и 27% - первая группа -
Не могут контролировать свои эмоции 20 % - вторая группа и 27% - первая группа.
Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь, поэтому среди учащихся и происходят конфликты.
Наконец, пути выхода из конфликтной ситуации. Выше я уже писала, что ученые выделяют три пути:
-
Компромисс - данный путь разрешения конфликтной ситуации характерен для большинства учащихся в решении конфликта с друзьями (в первой группе 56%, во второй группе – 83%). Это и не удивительно ведь в подростковом возрасте, друзья иногда становятся ближе, чем родители. А вот с одноклассниками, как показывает опрос, все меньше и меньше идут на компромисс (44% в первой группе и 4% во второй). Избегание - чаще всего по данному пути идут с одноклассниками (30%) (обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение). -
Приспособление – путь, по которому чаще всего идут мои одноклассники с родителями (проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия,
ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии), и в первой группе (44%) и во второй (43%).
-
Примирение – 30% сокурсников отметили этот путь в решении конфликтов с родителями и 22% с одногруппниками. Данный выход был отмечен в графе свой вариант ответа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996.
-
Боголюбов Л.Н. учебник обществознания 6 класс М. «Просвещение» 2014
-
Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.
-
Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ,1996.
Интернет - источники:
-
http://e-libra.ru/read/367651-psihologiya-konflikta.html
-
http://www.libma.ru/psihologija/shpargalka_po_konfliktologii/p33.php
-
https://refdb.ru/look/1183047.html
-
https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8222.pdf
-
http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm