Файл: Понятие и принципы авторского права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


курсовая работа

По дисциплине


Интеллектуальная собственность и "ноу-хау"





На тему





Понятие и принципы авторского права






Содержание
Введение…………………………………………………………..……….……..3

1.Понятие авторского права……………………………………………...……6

1.1Понятие, задачи и принципы авторского права………………….………….6

1.2Объекты авторского права……………...……………………………………..8

1.3Субъекты авторского права………………….………………………………12

1.4Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства…………………………………………………………………………18

Заключение………………...…………………………………….……………..24

Список использованной литературы…………………...……………..……26
Введение
В последние годы, в связи с коренными преобразованиями в экономике, перед людьми стали вставать многие вопросы правового характера, которые раньше или не могли возникнуть или представляли скорее научный, чисто академический интерес.

С наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность.

По сравнению с ранее действующим законодательством об авторском праве и смежных правах, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. впервые предоставляет авторам право передавать свои исключительные имущественные права, и установил свободу авторского договора. Кроме того, авторские правомочия распространены Законом на более широкие сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, т.е. свободно.

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

По общепринятому мнению Закон отвечал международным стандартам в области авторского права и смежных правах, и это позволило Российской Федерации присоединиться к ряду международных конвенций.

В дальнейшем законодательство об авторском и смежных правах изменялось, дополнялось и уточнялось различными нормативными актами, но основные принципы защиты авторских и смежных прав, а также формы, виды и основные свойства авторских договоров остались неизменными в своём соответствии международному праву.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Авторское право распространяется: на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской.

Федерации и их правопреемниками; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Цель данной курсовой работы – изучить авторское право и содержание авторского договора.

В соответствии с этим можно выделить следующие задачи, которые необходимо выполнить в ходе написания данной курсовой работы.

Во-первых, рассмотреть понятие, задачи и принципы авторского права.

Во-вторых, изучить объекты авторского права, субъектов авторского права и субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства.

В-третьих, проанализировать содержание авторского договора.

Нормативной основой данной курсовой работы послужила Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах".

В научной литературе данный вопрос освещен в трудах Сергеев А.П., Н.Д. Егорова, который в частности определяет авторский договор как документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения, М.И. Бару, В.Л.Черткова.
1. Понятие авторского права
1.1 Понятие, задачи и принципы авторского права
Авторское право - один из институтов гражданского права.

Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства1.

Объекты этого института представляют собой нематериальные результаты интеллектуального труда и в зависимости от характера последнего делятся на две группы:

  • объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства);

  • объекты смежных прав (исполнение, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания).

Взаимная заинтересованность субъектов авторского смежных прав в создании высокохудожественных произведений и их профессиональном представлении публике, специфика складывающихся между авторами и субъектами смежных прав отношений позволяют объединить авторское право и смежные права в один институт. Поэтому термин "авторское право" часто употребляют в широком смысле, когда в это понятие включаются положения как авторского права в точном значении этого слова, так и смежных прав.

Авторское право призвано решать следующие задачи:

  • способствовать созданию наиболее благоприятных условий для творческого труда путем предоставления субъектам авторского права и смежных прав надежной правовой охраны их личных неимущественных и имущественных интересов;

  • Обеспечить широким слоям населения доступ к произведениям науки, литературы и искусства в целях образования, воспитания, повышения культурного уровня.

Эти задачи реализуются в законодательстве на основе научных принципов – основополагающих положений, обязательных для всего законодательства об авторском праве и смежных правах.

Авторское право является частью гражданского права, поэтому ему присущи принципы как общие для гражданского права в целом, так и характерные только для данного института.

Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества2 путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития литературы и искусства.

Принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений. На практике существуют личные формы морального поощрения: присуждение почетных званий (заслуженный артист и т.д.), переиздание произведений, снискавших признание народа. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования.

Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества. Исходя из этого принципа обеспечивается баланс личных интересов авторов, заинтересованных в признании и осуществлении принадлежащих им прав, включая право извлекать имущественную выгоду от использования созданных ими произведений, и всего общества в целом, заинтересованного в широком и свободном доступе к новейшим достижениям науки и культуры.

Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав. личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора) принадлежат только автору и не могут перейти к другим лицам даже после уступки имущественных прав.
1.2 Объекты авторского права
Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства. Хотя ученые расходятся во мнении по вопросу определения понятия произведения как объекта авторского права, они указывают для произведения в этом качестве следующие обязательные признаки:

  • оно - продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающей возможность труда без участия психических сил. Произведение – нематериальный объект.

  • произведение должно быть результатом творческой деятельности автора.

Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства.

В юридической литературе под творчеством понимается интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Одно из определений творчества обозначает его как сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий целью достижение определенного результата.

Другой признак произведения - объективная форма выражения. Пока замысел автора не проявился вовне, нет объекта охраны. Его воплощение в произведение литературы, науки и искусства требует соответствующего правового регулирования, объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образамысли, доступной для восприятия других. Каждое произведение конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме рукописи, чертежа и т.д3.

Для признания произведения объектом авторском права закон не требует завершенности работы. Произведение может быть незаконченным, но обеспечивается правовой охраной. В перечне объектов авторского права названы эскизы, планы и т.д., которые, как правило, используются автором при создании произведения.

Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо объективной форме подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно оно обществу или нет. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Пункт 1 ст. 9 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.4 предоставляет обладателю исключительных имущественных прав помещать на каждом экземпляре произведения знак охраны, который состоит из трех элементов:

  • латинской буквы "С" в окружности: С;

  • имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

  • года первого опубликования произведения.

Правовой охраной в равной степени пользуются как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака. Знак охраны авторского права – формальность, которая служит для оповещения третьих лиц о наличии у автора или иного лица исключительных имущественных прав на произведение.

Произведения науки, литературы и искусства являются нематериальными объектами, однако их качество и значимость для общества могут быть оценены только тогда, когда они объективируются на материальном носителе. Последний представляет собой материальный объект – вещь, собственник которой может не иметь авторского права на воплощенное в ней произведение. Передача материального объекта, в котором выражено произведение, не влечет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

Объектами авторского права являются: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения5.

Согласно принципу свободы творчества не считается нарушением авторского права использование существующего произведения для создания нового, существенно от него отличающегося. В отличие от самостоятельных произведений созданные на их основе новые произведения называются производными.

К числу производных произведений относят переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Составные произведения создаются путем соединения в единое целое уже существующих произведений. Оригинальность составного произведения определяется выбором входящих в его состав объектов и их расположением. Составное произведение может быть снабжено оригинальным комментарием, иллюстрациями, предметным и именным указателем.

Действующее законодательство к числу составных произведений относит: антологии, энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, базы данных.

Таким образом, объектом авторского права является произведение, представляющее собой результат творческой деятельности и имеющее объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение, поскольку материального объекта, содержащего произведения, нет и объекта охраны.
1.3 Субъекты авторского права
Субъектами авторского права являются обладатели субъективных авторских прав и носители субъективных обязанностей в правоотношениях, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Субъектами авторского права являются:

  • авторы (граждане Российской Федерации и иностранцы), их наследники и иные правопреемники;

  • Российская Федерация.

Не все субъекты авторского права пользуются одинаковыми правами на одно и тоже произведение. Одни субъекты обладают авторским правом на произведение в силу факта его создания, другие приобретают определенные авторские правомочия в порядке наследования, по авторскому договору или иным основаниям. В связи с этим различают субъектов первоначального и производного авторского права.

Согласно ст. 4 Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Термин "автор" не применяется ни к юридическим лицам, ни к наследникам, ни к иным правопреемникам автора.

Создание произведения как юридический факт, порождающий определенные правовые последствия, является фактическим действием, к которому неприменимы требования, установленные законом в отношении юридических сделок. Иначе говоря, деятельность по созданию произведения относится к таким правомерным действиям, которые именуются юридическими поступками.

Поскольку фактические действия могут совершать и недееспособные лица, и лица, ограниченные в правоспособности, конкретные авторские права могут возникать у любого лица, независимо от его возраста и дееспособности.

Право лица иметь права автора изобретения, произведения науки, литературы, искусства или иного результата интеллектуальной деятельности входит в содержание правоспособности граждан, определенное в ст. 18 Гражданского Кодекса РФ6. Способ осуществления авторских прав несовершеннолетними определен в ст. 26 и 28 ГК РФ.

Автором или обладателем исключительного права на произведение является то лицо, чье имя или наименование значится на произведении.

При обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не вызывает сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и имеет право защищать права автора обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Авторское право может принадлежать нескольким лицам – соавторам. Для объектов авторского права, созданных коллективным трудом, очень важно, чтобы были четко определены условия возникновения соавторства, права и обязанности соавторов и их наследников по отношению к произведению в целом и его частям, а также мера ответственности каждого из соавторов по обязательству, вытекающему при использовании созданного в соавторстве произведения7.

Совместный труд нескольких лиц должен иметь творческий характер. Только в результате творческой деятельности возникают произведения литературы, науки и искусства, которые признаются охраноспособными объектами.

Совместный труд соавторов может протекать по-разному. Одни объединяют творческий процесс и работают вместе. Другие вырабатывают план, структуру произведения, определяют каждому участнику творческого коллектива ту часть, которую он должен создать. Затем объединяют, изменяют и редактируют написанное. Соавтор может приступить к работе на любом этапе. Момент вступления в работу не является определяющим для соавторства. Важнее индивидуальные особенности авторов, их манера работы.

Другой признак, характеризующий соавторство, - создание коллективного произведения. В работе над коллективным произведением соавторы используют разные формы выражения замыслов: слово, звук, изображение и т.д. При использовании одной формы выражения (например, слово) труд соавторов носит однородный характер, поскольку они выполняют одинаковую работу: пишут роман, повесть, статью и т.п.

Целостность такого коллективного произведения определяется единством его содержания.

Коллективное произведение может состоять из частей, имеющих разные формы выражения, например кинофильм, опера. Единство таких произведений обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения.

Третий признак соавторства - принадлежность авторского права лицам, участвующим в создании произведения. В действующем законодательстве авторское право закреплено за соавторами независимо от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая их которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть коллективного произведения, имеющую самостоятельное значение.

Самостоятельной признается работа, которая может быть использована независимо от других частей произведения.

Признаки соавторства, закрепленные законом, позволяют выделить два вида соавторства: нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более авторами, представляет собой единое целое, в котором невозможно выделить самостоятельные части.

Нераздельное соавторство возникает в отношении произведения, составляющее одно неразрывное целое. При таком соавторстве выделить долю каждого автора в произведении невозможно, поэтому все соавторы пользуются неделимым авторским правом на все произведение в целом и на каждую его часть. С создателями такого произведения заключается один авторский договор. В случае нарушения кем-либо из соавторов обязательств, связанных с созданием произведения, весь авторский коллектив несет за это ответственность.

При раздельном соавторстве единое произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, причем известно, кем из соавторов эти части созданы.

Согласно ст. 10 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Все специалисты, исследовавшие проблему соавторства, сошлись во мнении, что, во-первых, соавторство не созданием оказанием организационной или технической помощи автору, во-вторых, участие в создании коллективного произведения должно быть добровольным, принуждение к соавторству – уголовно наказуемое деяние. В-третьих, оно должно быть творческим. Мнение ученых разошлись по вопросу, является ли необходимым условием для соавторства предварительное соглашение нескольких авторов создать коллективное произведение. Одни отвечают на этот вопрос положительно,8 другие – отрицательно9.

Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора.

Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором. Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения.

Круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.

Субъектами первоначального авторского права могут быть не только физические, но и юридические лица. О правах юридического лица, возникновение которых не связано с заключением авторского договора или универсальным правопреемством, можно говорить тогда, когда само юридическое лицо совершает определенные действия творческого характера с целью создания нового объекта на основе уже опубликованных произведений. К таким действиям относятся:

• подбор и расположение материалов,

• подбор и организация данных, в том числе и на магнитных носителях.

Права лиц, при организационном, финансовом и ином участии которых создаются составные объекты, определены в п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 13 как исключительные. Порядок осуществления этих прав предусмотрен законом в отношении следующих объектов: энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий; аудиовизуальных произведений; фонограмм; передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания.

К создателям аудиовизуального произведения Закон "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. относит двух субъектов: авторов и производителя. Согласно п. 1 ст. 13 названного Закона, авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом и без текста. Производителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Предполагается заключение с авторами аудиовизуального произведения договора о передаче производителю исключительных прав на использование аудиовизуального произведения способами, определенными п. 2 ст. 13 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. Юридическая природа таких договоров в законе не определена, в литературе считают, что "по своей сути эти договоры могут быть трудовыми или гражданско-правовыми. Причем - не обязательно авторскими"10. При любом использовании аудиовизуального произведения его производитель вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Считается, что это право, как и право издателя на указание своего наименования, является особым личным правом и не является авторским правомочием11.

Производители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания относятся к субъектам смежных прав.

Субъектами авторских прав могут быть иные правопреемники. Термин "иные правопреемники" появился в отечественном законодательстве в 1974 г. Это связывают с присоединением СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве, выделением лиц, к которым в соответствии с законом или договором переуступались отдельные авторские правомочия в отдельную категорию субъектов авторского права в отличие от субъектов первоначального авторского права и их наследников и дискуссией о передаваемости авторского права.

Согласно современной доктрине в роли иных правопреемников авторов выступают организации и учреждения, а также физические лица, к которым переходят по договору права на использование произведения. Следует согласиться с господствующим в литературе мнением, что правопреемники владеют авторскими правами не в полном объеме. К ним не могут перейти ни по каким основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя.
1.4 Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства
Согласно современной теории и действующему законодательству авторское право относится к категории исключительных. Это значит, что в течение определенного времени автору произведения науки, литературы и искусства, его наследнику или иному правопреемнику принадлежит монопольное право использовать это произведение любым или каким-либо определенным способом, все третьи лица должны воздерживаться от совершения аналогичных действий.

Ст. 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" к числу личных неимущественных прав автора относит право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора и право на обнародование.

Имущественные права автора ст. 16 того же Закона определены как исключительные права осуществлять или разрешать осуществлять действия, перечисленные в этой статье.

Право авторства заключается в обеспеченной законом возможности лица считаться автором созданного им произведения и требовать признания этого факта другими лицами.

Право авторства называется первым в перечне субъективных авторских правомочий. И это не случайно, ибо все остальные права, как неимущественные, так и имущественные, предоставляются автору вследствие признания его автором данного произведения.

Авторство всегда индивидуально, поэтому право авторства может принадлежать только физическому лицу12. Это право не передается ни по договору, ни по завещанию, ни по какому-либо иному основанию и сохраняется за автором даже в том случае, когда автор не приобретает или лишается (полностью или частично) права распоряжаться созданным произведением. Право авторства возникает с момента придания произведению объективной формы и существует независимо от того, было ли оно использовано или даже обнародовано или нет. От этого права нельзя отказаться.

Нарушение права авторства может осуществляться в виде опубликования под своим именем чужого произведения (плагиата) или заимствования чужого произведения в целом или в части для создания нового объекта. Что касается неправомерного заимствования, то оно влечет гражданско-правовую ответственность.

Право на имя по существу заключается в праве автора избрать способ указания своего имени при использовании произведения. Согласно п. 1 ст. 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", автор может использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно.

Проявлением права на имя является установленный соавторами порядок указания их имен при использовании произведения. По соглашению между соавторами произведение может быть использовано под именем одного или нескольких из них.

В некоторых случаях право на выбор авторского имени может ограничиваться. Так, автор не вправе использовать произведение под псевдонимом, если такое использование будет вводить в заблуждение общественность, например, при выборе псевдонима, совпадающего с подлинным именем или псевдонимом другого автора. Автор не вправе использовать в качестве псевдонима слова и выражения, носящие оскорбительный характер или нарушающие морально-этические нормы.

Право авторства и право на авторское имя принадлежат только автору. После его смерти эти права прекращаются, но признаются и охраняются в общественных интересах.

Нарушением права на имя является внесение каких-либо изменений автором (соавторами) в способ обозначения его (их) имени или псевдонима, а также раскрытие псевдонима автора без его согласия. Право на имя будет нарушаться при использовании произведения или его части без указания имени его создателя.

В п. 1 ст. 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" определено право автора на защиту созданного им произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это право проявляется в запрете вносить какие бы то ни было изменения в само произведение, включая его название, снабжать его иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями, любыми пояснениями без согласия автора.

Анализируя содержание этого права, в литературе справедливо указывали, что в законодательстве об авторском праве право на неприкосновенность произведения выражается не в качестве активного правомочия автора, а как запрет, относящийся к издательствам, зрелищным предприятиям и т.д.13 Вместе с тем право автора на неприкосновенность произведения имеет не только запретительный характер. Это право означает также, что лишь сам автор вправе решить вопрос о зрелости своего произведения, ему одному должно принадлежать и право вносить изменения и дополнения в произведение, подвергать его переработке, т.е. определять тот вид, в котором произведение доводится до неопределенного круга лиц.

Право на обнародование охватывает все осуществляемые с согласия автора действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом.

Сущность права на обнародование заключается в обеспеченной законом возможности автора публично огласить свое произведение. Только автор вправе определить, готово ли созданное им произведение к сообщению публике, только он вправе избрать место, время и способ такого сообщения. Если произведение является коллективным, разрешение на его обнародование должны дать все соавторы.

Для обнародования не требуется, чтобы произведение было доведено до сведения третьих лиц. Достаточно, чтобы лица имели реальную возможность ознакомиться с произведением.

Обнародовать произведение можно только один раз. После обнародования произведение приобретает иной правовой режим. Если произведение создано, но автор не желает знакомить общество с его содержанием, никто не вправе истребовать это произведение у автора, каким бы значимым не было для общества его использование. (Исключение из этого правила составляют служебные произведения.) В силу прямого указания закона автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. На необнародованное произведение не распространяются ограничения имущественных прав. На них не может быть обращено взыскание по долгам его автора.

С правом на обнародование тесно связано право на отзыв, которое, в случае его реализации, возвращает произведению его первоначальный статус необнародованного. В связи с принятием решения отказаться от обнародования произведения автор может возместить пользователю причиненные таким решением убытки, включая имущественную выгоду. Право на отзыв не может быть реализовано в отношении произведения, которое было воплощено на материальном носителе и реализовано пользователю по договору купли-продажи. Закон указывает, что правом на отзыв не обладают авторы служебных произведений.

Согласно ст. 16 закона от 11 августа 1998 г., автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизведение произведения; распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности; прокат оригиналов или экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указанных произведений; импорт экземпляров произведения; публичный показ оригинала или экземпляра произведения; публичное исполнение произведения; передачу произведения в эфир; иное сообщение произведения для всеобщего сведения; перевод произведения на другой язык; переделку или иную переработку произведения.

Исключительное право на использование принятого архитектурного проекта означает право его автора требовать от заказчика предоставления ему права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором.

Перечень действий, определенных в п. 1 ст. 16 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", является закрытым. Это значит, что совершение в отношении какого-либо произведения действий, отличных от перечисленных в названной статье, не будет считаться нарушением авторского права.
Заключение
Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право).

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Объектом авторского права является произведение, представляющее собой результат творческой деятельности и имеющее объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение, поскольку материального объекта, содержащего произведения, нет и объекта охраны.

Субъектами авторского права являются обладатели субъективных авторских прав и носители субъективных обязанностей в правоотношениях, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Согласно современной теории и действующему законодательству авторское право относится к категории исключительных. Это значит, что в течение определенного времени автору произведения науки, литературы и искусства, его наследнику или иному правопреемнику принадлежит монопольное право использовать это произведение любым или каким-либо определенным способом, все третьи лица должны воздерживаться от совершения аналогичных действий.
Список использованной литературы
1. Брагинский М.И. Гражданское право России. Курс лекций. Ч. 1. / Под ред. Садикова О.Н. М., Юридическая литература, 1996.

2. Вакман Е., Грингольц И. Авторские права художников. М., 1962.

3. Витрянский В.В. Заключение договора // Комментарий ч. 1 ГК РФ для предпринимателей. Под ред. Брагинского М.И. М., 1995.

4. Гавзе Ф.И. Обязательственное право. Минск, 1968.

5. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". М., 1996.

6. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984.

7. Гражданское право. Учебник в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1993.

8. Гражданское право. Учебник. ч. III / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., Проспект, 1998.

9. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. М., 1972.

10. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск. 1982.

11. Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947.

12. Садиков О.Н. Гражданское право России. Ч. 1. М., 1996.

13. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб, 1994.

14. Советское гражданское право. Киев, 1977, ч.1.

15. Цыбуленко З.И. Гражданское право России. Ч. 1. М., Юрист, 1998.

16. Чертков В.Л. Наследование авторских прав // Советское государство и право. 1970. № 11.



1 Садиков О.Н. Гражданское право России. Ч. 1. М., 1996. С. 357.

2 Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. п.1 ст. 44.

3 Сергеев А.П. Авторское право России. СПб, 1994. С. 263.

4 Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» / Энциклопедия российского права: электронный бюллетень. №7.

5 Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», п. 1 ст. 7. / Энциклопедия российского права: электронный бюллетень. №7.

6 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. М. 1995.,ст. 18.

7 Брагинский М.И. Гражданское право России. курс лекций. Ч. 1. / Под ред. Садикова О.Н. М., Юридическая литература, 1996. С. 284.

8 Вакман Е., Грингольц И. Авторские права художников. М., 1962. С. 73.; Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. С. 105.

9 Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск. 1982. С. 24.

10 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". М., 1996. С. 57.

11 Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. М., 1972. 165; Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" М., 1996. С. 58.

12 Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П. СПб., 1996. С. 349.

13 Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984. С. 143.