Файл: Реферат по дисциплине философия Религия в историях народов мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И СОЦИАКУЛЬРУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

КАФЕДРА ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЛОСОФИЯ

«Религия в историях народов мира»

Подготовила студентка

С-КПс-11, 1 курса

Майорова Валерия Ярославовна

Проверил

Старший преподаватель кафедры Философии

Леонова Ольга Владимировна

Калуга, 2022

Оглавление


Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………3

Что такое религия………………………………………………………………………………………………………………………………..5

Возникновение религии………………………………………………………………………………………………………………………5

Религии, пришедшие на смену древним……………………………………………………………………………………………8

Мировые религии………………………………………………………………………………………………………………………………..8

Список используемой литературы……………………………………………………………………………………………………12

Введение

Как и тысячи лет назад люди верили и верят в Бога. Религия нужна всем, но по разным причинам: нашим предкам - чтобы объяснить различные явления, такие как гроза или пожар. А нашему времени религия нужна для объединения и сохранения накопленных моральных ценностей.

Люди начали задумываться о высших силах, о богах на заре своего существования. Под словом Бог подразумевалась, непостижимая для человеческого разума сущность, повелевающая могучими силами природы. Слово «религия», скорее всего, произошло от латинского «religare» – «связывать», «соединять». Религии пытаются связать материальный мир людей и невидимый божественный духовный мир. На основе своих представлений о божественном, религии устанавливают законы, которыми надо людям руководствоваться в повседневной жизни.

Некоторые ученые считают, что религии – это отголоски древних знаний погибших цивилизаций.

Естественно, что различные народы, живущие в определенных природных условиях, создали свои религии, законы которых наиболее подходят условиям проживания. Весьма знаменательным является то, что, несмотря на многие различия, основные мировые религии, так или иначе, сходятся в основных положениях:


– существование Бога – творца всего сущего;

– бессмертия человеческой души;

– противоборство Добра и Зла (исключение – Индуизм и Буддизм, где и праведник и злодей есть суть одного Божественного начала);

– необходимость духовного роста человека, преодоления звериных инстинктов (зависть, жадность, агрессия, эгоизм);

– строгие жизненные правила, позволяющие человеку выжить и эволюционировать в этом суровом мире.

В этом контексте уместна аналогия, сравнивающая религии с многочисленными тропами, ведущими к одной вершине – Богу.

К основным религиям современного мира можно отнести: буддизм; христианство и самую молодую из мировых религий – ислам. Последователей ислама называют мусульманами.

Так как христианство вышло из иудаизма (религия евреев), а ислам тоже складывался под влиянием этой религии, иудаизм, несмотря на сравнительную малочисленность ее последователей (около 10 млн.), тоже принято относить к мировым.

Существует целая наука, изучающая религии - религиоведение. (Религиоведение - область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии). В мировом научном сообществе религиоведение уже более сотни лет считается целостной наукой.

1. Что такое религия

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Это одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Религия - организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Виды религий:

  • Многобожье (политеизм). Характерно для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси.

  • Единобожье (монотеизм). Характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

  • Пантеизм. Учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений. Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.

  • Религии без Бога. Вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм


Мировые религии - группа из трех религий (буддизм, христианство, ислам); отличающихся полиэтнической распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Также существует множество других религий, таких как индуизм, племенные религии, сикхизм, иудаизм, шаманизм, спиритизм, конфуцианство, вера Бахаи, джайнизм, шинто, зороастризм и др.

2. Возникновение религий

Ранние формы религии. Наиболее ранние формы религиозных представлений встречаются в 10-5 тысячелетии до н.э., и были представлены тотемизмом (верой в магическую связь людей и животных/растений/мифических существ) и анимизмом (верой в одухотворённость всего живого и неживого, всей окружающей действительности). Также многие древние народы верили в реинкарнацию - перерождение человека после смерти в другое существо или растение. О вере в реинкарнацию свидетельствует древний способ погребения умерших в позе эмбриона, как бы приготовленного для следующего рождения.

Последователи тотемизма и анимизма практиковали шаманизм, магические обряды, целью которых было привлечение потусторонних сил для их воздействие на действительность, ход событий, результаты деятельности, получения материальных результатов.

Обычно магическими обрядами занимались специальные люди - колдуны и шаманы. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю.

Формами ритуалов ранних религий были коллективные обряды: танцы, песнопения, молитвы, принесение жертв богам.

Имелись в ранних религиях и внешние атрибуты религии: специальные облачения, ритуальные украшения, орудия, утварь, жертвенники, изображения богов, храмы. Тогда же стала формироваться иерархия религиозных служителей, принадлежность к числу которых стала определяться либо по наличию определённых признаков (истеричные люди, отшельники и прочее), часто увечий или заболеваний (слепые, эпилептики), либо по рождению (кастовая система).

Так или иначе, но эти первобытные религиозные представления об устройстве культа и служения богу сохранились на тысячелетия, и современные религии имеют с ними аналогии.


Происхождение религии. О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений. Например, крупный психолог-религиовед конца XIX - начала XX вв. У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду. Французский социолог Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Еще ранее немецкий философ Л. Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию. Марксистская философия считает, что религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Эта философия подчеркивает социальные причины существования религии. Существует и ряд других концепций философов и ученых.

Причины возникновения религий. Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования: социальные, гносеологические и психологические.

Социальные причины - это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие - с отношениями между людьми.

Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений.

Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции - чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных
возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Функции религии:

  • Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

  • Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

  • Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

  • Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

  • Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

  • Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

  • Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.