Файл: Сказка о жабе и розе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Цель:

знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";

повышение уровня восприятия литературного произведения;

развитие критического мышления через изучение произведения.

Задачи:

учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;

помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

развивать творческие способности, навыки работы в группе;

воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Оборудование:

мультимедиа оборудование;

презентация к уроку;

учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

листы для работы в группе;

маркеры;

толковый словарь;

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методический приём: кластеры.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

На уроке не зеваем,

Слушаем, запоминаем,

И, конечно, отвечаем!

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. И прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. И пусть  хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.

3. Разминка.

Речевая разминка.

Розовая роза в розовом садочке
В росы распустилась .. роза этой ночкой
С розовым рассветом сразу распустилась,
Розовой росою в листик покатилась!

Релаксация. Упражнение на дыхвние.

А вы любите розы?

- Вам нравится их запах?

- Давайте выполним дыхательное упражнение.

АХ, КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК! (2-3 раза)

4. Актуализация опорных знаний.

«Если ты оставил после себя след


красоты души, то будь уверен, что

выполнил свою миссию на земле…»

В.М. Гаршин.

- Прочтите эпиграф к нашему уроку.

- Как вы понимаете смысл прочитанного?

- Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.

- Кто же автор этих строк?

- А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся)

Биография В.М. Гаршина.

В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.

Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.

Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.

Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.

Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»

Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».

5. Постановка темы и целей урока.

Домашним заданием было самостоятельное знакомство со сказкой.

-Какие впечатления вы получили от прочитанного?

-Почему так заканчивается произведение?

-В произведении Гаршина кроется много загадок.

- В произведении Гаршина кроется много загадок.

- Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе». Почему?

- Почему у автора возникла идея о написании сказки с таким названием?

- Мы уже знаем содержание сказки?

- Кто ее главные герои?

- Что подразумевал автор под образами главных героев? ( мир добра и мир зла)

- Эту загадку нам предстоит разгадать.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС 

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить.

- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

Обратите внимание на последнюю строку стихотворения

(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").


- Что такое добро, по вашему мнению?

- Что такое зло?

(заслушиваются ответы детей)

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.

Тема исследования:«Произведение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе 

Давайте  проведем исследование, поставим цель и попробуем выдвинуть гипотезу.

 Цель исследования:  разгадать  загадку заголовка - у вас есть какие-нибудь предположение, что может символизировать роза, а что жаба? Предположим, что образы розы и жабы - символы добра и зла. Давайте будем исследовать произведение по плану: 

План исследования: 

1. Выделить в произведении сюжетные линии

2. Раскрыть образ героев произведения.

3. Сравнить образы этих героев

4. Сделать вывод

Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает)

- Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него
возникла мысль о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывался сюжет будущей сказки.

6. "Осмысление содержания". (получение, осмысление, соотнесение, корректировка новой информации).

Чтение сказки.

Работа над содержанием текста:

1) Выборочное чтение.

- Прочитайте описание цветника.

- Скажите коротко, каким вы его представили?

- Найдите описание розы.

- Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

- Как автор раскрывает нам образ жабы?

- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

- Чей это был цветник?

- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

- Как автор нам говорит о жизни розы?

- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?


- Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

- Что спасло розу от жабы?

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу? (Бледное создание).

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

- Что случилось с мальчиком? (Он умер)

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

- Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.)

- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.

- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему?

Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)

- Какой мы видим жабу? (зачитывают 2-3 человека)

- Подробно ли описана безобразность жабы? (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)

- Какой литературный прием использует автор? (Эпитеты)

-Как описывает автор действия жабы? (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она наглая « не посмела»)

- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)

- Какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека)

- Легко ли было составить портрет розы? (Сложно)

- Подробно ли описана красота розы? (Нет, кратко, скромно. Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)

- О чем это говорит? 
(Роза счастлива)

- Что для нее главное? (Счастье жить)

- Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить)

- Разве могут розы плакать, молиться? (Нет. Эти душевные переживания присущи человеку)

- Какой литературный прием использует автор? (Олицетворение)

- Что помогает понять счастье розы? (тонкий аромат)

- Какой литературный прием использует автор? (эпитет)

- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)

-Какой вывод можно сделать? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)

- Кто еще является главным героем? (Мальчик)

- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)

- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)

- Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)

- Что это значит? (он был очень добрый)

- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)

- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)

- Как возникла идея написания сказки? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)

- В каком жанре написано произведение? (Сказка)

- Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)

-Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают)

- В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?

ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»

(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)

- Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.

- Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам УРОК. )

- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

- Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?