Файл: Пищевые вещества вода, минеральные вещества, углеводы, жиры, белки, витамины, ферменты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.1. Химический состав пищевых продуктов
Тема: Пищевые вещества: вода, минеральные вещества, углеводы, жиры, белки, витамины, ферменты.
Цели урока:
-
Образовательная: раскрыть понятия о питании и пищеварении, сформировать у учащихся представление о составе и качестве пищевых продуктов; продолжить формировать умение работать с разными источниками информации. -
Развивающая: формировать уважительное отношение к чужому мнению; стимулировать развитие познавательного интереса; развивать самостоятельность в информационной деятельности; формировать установку на здоровое питание, здоровый образ жизни. -
Воспитательная: управлять своей деятельностью, контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности;
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
1. Обучающийся должен знать: о питании и пищеварении,
2.Обучающийся должен уметь: уметь вести диалог и коллективные обсуждения, аргументировать и доказывать своё мнение, формировать навык активного слушания.
Оборудование занятия: презентация.
Ход урока:
1.Орг.момент
- Приветствие
- Проверка готовности обучающихся
- Определение отсутствующих
2. Актуализация знаний учащихся
Вода, минеральные вещества, углеводы, жиры, белки, витамины, ферменты (дать определение).
3.Изучение нового материала
Сегодня на занятии у нас новая тема, ребята. Но прежде чем изучить данную систему мы должны с вами вместе раскрыть понятие питание, а также сформировать знания о питательных веществах нужные для правильного организма человека.
Качественный состав питания - это содержание в рационе белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Питание - процесс поступления в организм веществ (энергии), необходимых для успешного функционирования организма.
Значит, чтобы организм человека успешно работал, ему нужны питательные вещества.
А какие вещества нужны организму ребята подготовили специальные сообщения:
Учащиеся зачитывают сообщения
Все пищевые вещества по их преимущественному назначению можно разделить на 3 группы:
1) белки и минеральные соли: кальций и фосфор
— с преимущественно пластической функцией;
2) жиры и углеводы— с преимущественно энергетической функцией;
3) витамины и минеральные соли(микро- и макроэлементы) - вещества, выполняющие в организме специфическую функцию катализаторов обменных процессов.
БЕЛКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПИТАНИИ
Белки.
Основой всего живого на Земле являются белки. Они входят в состав клеток организма, клетки образуют ткани и органы: мозг, нервы, мышцы, кожу. Белки выполняют огромное число функций: поддерживают обмен веществ, осуществляют сокращение мышц, защищают организм от внешней среды, участвуют в передаче наследственности.
Недостаточность белка в организме приводит к развитию алиментарных (от лат. alimentum—пища) заболеваний.
Белки — необходимый фон для нормального обмена в организме других веществ, в частности витаминов, минеральных солей.
Все белки принято делить на простые(протеины) исложные(протеиды). Под простыми белками понимают соединения, включающие в свой состав лишь полипептидные цепи, под сложными — соединения, в которых наряду с белковой молекулой имеется также небелковая часть.
К числу простых белков относятся альбумины, глобулины, глютелины.
К сложным белкам относятся нуклеопротеиды, гликопротеиды, липопротеиды, фосфопротеиды, небелковую группу которых составляют нуклеиновые кислоты, липиды, углеводы, фосфорная кислота и др.
Белки пищи в процессе пищеварения распадаются на аминокислоты, которые, поступая из кишечника в кровь и далее в ткани.
Различают заменимые и незаменимые аминокислоты.
Заменимые аминокислоты могут синтезироваться в организме. К ним относятся: аланин, аспарагиновая кислота, пролин, серии, тирозин, цистин, цистеин и др.
Незаменимые аминокислоты в организме не синтезируются и могут поступать только с продуктами питания. В настоящее время незаменимыми считаются 9 аминокислот: валин, гистидин, метионин, триптофан, треонин, фенилаланин, лизин, лейцин, изолейцин.
Наиболее полный комплекс незаменимых аминокислот содержат белки животного происхождения (мясо, рыба, яйца, молоко, молочные продукты).
Потребность в белке зависит от возраста, пола, характера трудовой деятельности и т. д. Белковыми резервами организм не обладает и требует постоянного поступления белка с пищей в количестве 80 - 120 г.
ЖИРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПИТАНИИ
Важнейшие источники белка:
Жиры - основной источник энергии в организме. Они входят в состав клеток и оболочек. Значение жиров связано с их участием в обмене веществ в качестве кладовой энергии, в усвоении жирорастворимых витаминов, белков и солей. Жиры предохраняют организм от переохлаждения. Однако избыток жира увеличивает массу тела человека. Каждый лишний килограмм массы неблагоприятно влияет на работу сердца, легких, состояние сосудов и на весь организм в целом. Суточная потребность жиров подростка составляет 90 – 110 г
Основное значение, определяющее свойства жиров, имеют жирные кислоты, которые подразделяются на предельные (насыщенные) и непредельные (ненасыщенные).
Предельные (насыщенные) жирные кислоты в большом количестве встречаются в составе животных жиров.
Непредельные (ненасыщенные) жирные кислоты содержатся прежде всего в растительных маслах.
Недостаток ненасыщенных жирных кислот в рационе приводит к изменениям кожи (сухость, шелушение, экзема, гиперкератоз), повышает восприимчивость к УФ-лучам, увеличивает проницаемость кровеносных сосудов, оказывает влияние на сократительную способность сердечной мышцы.
В состав жиров входят также витамины A,D, Е (токоферол) и пигменты, часть которых обладает биологической активностью.
УГЛЕВОДЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПИТАНИИ
Важнейшие источники жиров:
Углеводы, как и жиры, служат важным источником энергии в организме. Они обеспечивают работу сердца, мышц и, конечно, мозга. Мозг постоянно потребляет огромное количество энергии. Поэтому углеводы должны занимать первое место в питании. Суточная потребность углеводов подростка составляет 366 - 423 г
Углеводы используются в организме также в качестве пластического материала, для биологического синтеза, входят в состав структур многих клеток и тканей. Например, глюкоза постоянно содержится в крови, гликоген — в печени и мышцах, галактоза входит в состав липидов мозга, лактоза — в состав женского молока.
В естественных пищевых продуктах углеводы представлены в виде моно-, ди- и полисахаридов.
Простые углеводы Моносахариды: глюкоза фруктоза галактоза
Дисахариды: сахароза лактоза мальтоза
Сложные углеводы
Полисахариды: крахмал гликоген пектиновые вещества клетчатка
Простые углеводы обладают хорошей растворимостью, легко усваиваются. Наиболее распространенный моносахарид глюкоза содержится во многих плодах и ягодах, а также образуется в организме в результате расщепления дисахаридов и крахмала пищи.
Фруктоза обладает теми же свойствами, что и глюкоза, отличается повышенной сладостью среди прочих сахаров. Содержится в пчелином меде, хурме, винограде, яблоках, грушах, арбузах, смородине, других продуктах.
Галактоза в свободном виде в пищевых продуктах не встречается. Галактоза является продуктом расщепления основного углевода молока лактозы (молочного сахара).
Дисахариды представлены сахарозой, лактозой и мальтозой.
Источниками сахарозы в питании человека являются главным образом тростниковый и свекловичный сахар. Натуральными источниками сахарозы в питании являются бахчевые, бананы, абрикосы, персики, сливы, морковь.
Лактоза(молочный сахар) содержится в молоке, имеет невысокую сладость. Лактоза рекомендуется в питании детей и лиц пожилого возраста. Содержание лактозы в молоке сельскохозяйственных животных составляет 4—6%.
Полисахариды характеризуются сложностью строения молекулы, плохой растворимостью в воде. К сложным углеводам относятся крахмал, гликоген, пектиновые вещества и клетчатка.
Крахмал имеет основное пищевое значение. В пищевых рационах человека на долю крахмала приходится около 80% общего количества потребляемых углеводов.
Гликоген содержится в значительном количестве в печени.
Пектиновые вещества представлены пектином и протопектином. Под влиянием пектина уничтожается гнилостная микрофлора кишечника. Высоким содержанием пектина отличаются яблоки, апельсины, абрикосы, сливы, груши, морковь, свекла.
Клетчатка поступает в организм человека с растительными продуктами. В процессе пищеварения она способствует передвижению пищевых масс по кишечному каналу. Клетчатка способствует выведению из организма избыточного количества холестерина. Источниками клетчатки являются бобовые, овощи, фрукты, хлеб грубого помола.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПИТАНИИ
Минеральные вещества.
Кроме витаминов человек получает из пищи и минеральные вещества: калий, натрий, хлор, магний, железо, кальций, фосфор, цинк, медь, хром, йод и многие другие. Минеральные вещества входят в состав его клеток и тканей, обеспечивая их рост, ускоряя процессы обмена, выполняя и многие другие функции.
Рациональное потребление минеральных веществ необходимо для предупреждения ряда эндемических заболеваний: эндемического зоба, флюороза, кариеса, стронциевого рахита и др.
Классификация минеральных элементов
Минеральные элементы щелочного характера (катионы) | Минеральные элементы кислотного характера (анионы) | Биомикроэлементы |
Кальций | Фосфор | Железо |
Магний | Сера | Медь |
Калий | Хлор | Кобальт |
Натрий | | Йод |
| | Фтор |
| | Цинк |
| | Стронций |
| | Марганец |
| | Никель |
| | Сурьма и др. |
Минеральные элементы щелочного характера (катионы).
Кальций является наиболее распространенным минеральным элементом, который содержится в организме человека в количестве 1500 г. Около 99% кальция находится в костях, участвует в процессах свертывания крови и стимулирует сократительную способность сердечной мышцы.
Источниками кальция являются молоко и молочные продукты: 0,5 л молока или 100 г сыра обеспечивают суточную потребность взрослого человека в кальции (800 мг). Для беременных и кормящих матерей — 1500 мг в сутки. Дети должны получать 1100—1200 мг кальция в сутки в зависимости от возраста.
Магний играет существенную роль в углеводном и фосфорном обмене, обладает антиспастическими и сосудорасширяющими свойствами.