Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы по дисциплине «Методы психоаналитической диагностики и консультирования
1. Психоанализ, психотерапия, консультирование: определения и границы понятий. Цели и задачи современного психоаналитически ориентированного консультирования. Показания и противопоказания для применения психоаналитически ориентированной психотерапии. Психологическое консультирование - профессиональная помощь психолога психически здоровому человеку в поиске решения его проблемной ситуации, связанной с такими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение. Психотерапия - профессиональная помощь психологическими (немедикаментозными) средствами при решении проблем или затруднений психического характера, способных оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю жизнь пациента. Психоанализ – метод психотерапии, связанный с изучением бессознательных источников поведения и психических состояний пациента, основанный на искусственном развитии у пациента невроза переноса с последующей его проработкой через интерпретацию сопротивлений/защит с опорой на контрперенос аналитика. Отличия пихоаналитической техники: Постоянство места и времени, Высокая частота сессий (3-5р в нед), Длительность (месяцы и годы), Кушетка,Пациент: свободные ассоциации, Аналитик: равномерно распределенное / свободно плавающее внимание, интерпретации, техническая нейтральность; Анализ сновидений и бессознательных фантазий; Поддержание сеттинга (рамок, границ). Цели психоанализа: 1.улучшить психическое состояние клиента – внутренние изменения, 2.Помочь ему в разрешении его жизненных затруднений – внешние изменения. (Мак-Вильямс, Нэнси.) Цели психоаналитической психотерапии (Мак-Вильямс Н.): ослабление симптомов, инсайт и достижение/расширение понимания, увеличение личной инициативы и личной свободы, осознание себя в активной позиции, формирование надежной идентичности, повышение реалистичного самоуважения в контексте собственного несовершенства, осознание и управление чувствами, увеличение силы Эго и связности самости, любовь, работа, игра и зрелая зависимость, удовольствие и спокойствие. Задачи психоаналитического процесса: прояснение запроса ,психодиагностика, формулирование случая, подбор оптимальной техники вмешательства, установление рабочего альянса, заключение контракта, обучение пациента, отслеживание изменений в состоянии пациента в психоаналитическом процессе, достижение устойчивых позитивных изменений в психическом и социальном функционировании клиента, проработка невроза переноса, подготовка к сепарации с терапевтом. Показания и противопоказания: показания – наличие невроза переноса (истерия, навязчивость), способность делиться свободными ассоциациями. Противопоказание – нарциссический невроз (аналитик не становится значимым другим для пациента). Противопоказания: нет мотивации к анализу, если есть заболевания, при которых раскрытие внутрипсихических конфликтов м/ухудшить состояние.
2. Психоаналитическое интервью: цели, задачи, условия и уровни. Структурированное и неструктурированное психоаналитически ориентированное интервью. Примеры. Виды диагностического интервью: 1. Интерактивное интервью М.Балинта 2.Интервью о привязанностях. 3.Онтогенетическое интервью Н.Мак-Вильямс. 4.Структурное интервью О.Кернберга. 5. Структурированное интервью в тепапии фокусированной на переносе (ТФП). Микаэль Балинт: интерактивное интервью: диагностическая и терапевтическая функции интервью равны по значению, внимание природе отношений в терапевтической диаде, «эластичная техника» «свободного взаимодействия»: Интервьюер не ограничивает общение стереотипами, реагирует на разных пациентов по-разному, Прояснение различных аспектов ситуации пациента и развивающихся в кабинете отношений по группам вопросов, Блоки вопросов/критериев, по которым проводится/анализируется интервью: - Ситуация обращения пациента за помощью; - Общее впечатление от пациента и состоявшегося диалога; - Жалобы; - Биографические сведения; - Актуальная жизненная ситуация; - Характер отношений в ситуации интервью: перенос, контрперенос; - Особенности, требующие внимания; Критика: результат зависит от того, что говорит и как ведет себя сам аналитик; 2. Интервью о привязанностях Джордж, Каплан и Мэйн: что исследуется: чувства и установки по отношению другим и самому себе, потребность в близости, страх близости, уважение со стороны других и значение других людей, представления о том, как другие воспринимают респондента, желанный характер отношений с другими, значение зависимости и независимости, мера «вовлеченности» и готовность демонстрировать другим свои потребности, доверие или недоверие по отношению к другим, чувства и поведение в ситуации разлуки, способность отграничивать себя от других, общее значение дружбы и отношений и готовность брать на себя обязанности по отношению к другим,описание значимых других. Интервью о привязанностях (Мери Мэйн): типичные условия патогенного воздействия родителей: включают в себя: 1 – постоянную невосприимчивость одного или обоих родителей к добивающемуся заботы поведению ребенка или его активное принижение и отвержение. 2 – Прерывание родительской заботы, происходящее более или менее часто, включающее в себя периоды пребывания в больнице или детском учреждении. 3 - Постоянные угрозы нелюбви к ребенку со стороны родителей, используемые как средства контроля над ним. 4 – Угрозы родителей уйти из семьи, используемые ими либо как метод дисциплинирования ребенка, либо как способ принуждения партнера по браку. 5 - Угрозы со стороны одного родителя бросить или даже убить другого. 6 – Принуждать ребенка ощущать себя виноватым, утверждая, что его поведение ответственно или будет ответственно за болезнь или смерть родителя. Нэнси Мак-Вильямс: онтогенетическое интервью – схема: 1.Демографические данные,2. Текущие проблемы и их состояние. 3. Личная история. 4.Младенчество и детство.5.Латентный период. 6.Подростковый период. 7. Взрослая жизнь. 8. Текущие представления (ментальный статус). 9.Завершение интервью. Нэнси Мак-Вильямс: онтогенетическое интервью – принципы: У каждого терапевта свой собственный стиль; Первичный прием включает интервью; Первичн. Инт. – начало постоянных отношений между мной и пациентом; стараюсь привнести в эти отношения тепло; Я спрашиваю: «Итак, чем могу Вам помочь?» - и затем слушаю. Если клиент общительный, – говорю очень мало. Если робкий и заторможенный, задаю много вопросов. После 45мин вопрос: «Как Вы себя чувствуете, разговоривая со мной?» Отношения взаимны: пациент заботится обо мне, оплачивая мою работу; я забочусь о нем стараясь понять и помочь ему. Демонстрация понимания; Оценка реакции пациента на предварительные формулировки; Вселение надежды; Обсуждение контракта. Анализ данных интервью-(по Д.С. Рождественскому) Клиническая оценка - постановка диагноза и принятие решения о соответствующей форме вмешательства; Психологическая оценка: Уровень мотивации к терапии, Склонность к активному сотрудничеству, Возможность свободного ассоциирования, Возможность расщепления Эго на переживающую и наблюдающую часть, Реакции на пробные интерпретации, Уровень интеллекта, Способность пациента к использованию полученного от терапевта. Социальная оценка: социальная принадлежность, платежеспособность, проблема семейного окружения. Психодинамическая оценка – прогноз динамики и трудностей терапии на основе биографического материала:, Обстоятельства обращения, Первые детские воспоминания, Последние и/или повторяющиеся сновидения,Значимые объекты (люди), Самооценка терапевта / консультанта, Какие чувства вызывает пациент, Устраивает ли оплата. Критерии психодиагнистики(по О.Кернбергу и Ко): Сформированность идентичности, Характер объектных отношений, Особенности защит, Тестирование реальности, Работа этики (мораль, ценности), Уровень агрессии. Формулирование случая (по Н.МакВильямс) Оценка неизменяемого, Оценка развития, Оценка защит, Оценка аффектов, Оценка идентификаций, Оценка паттернов отношений, Оценка самоуважения, Оценка патогенных убеждений. В структурированное интервью использует заранее заданные вопросы, которые задаются всем кандидатам. В неструктурированное интервью вопросы не определены заранее.
Структурированное интервью (STIPO) – там 5-6 блоков тематических (агрессия, супер эго, защиты, объектные отношения, идентичность, сексуальночть). В интервью есть система оценки по каждому блоку в баллах (количественная оценка) позволяющая определить тип личностного расстройства и уровень нарушенности. Оно на базе теории уровней психического функционирования (нервотический, верхний-пограничный, нижний-пограничный, психотический). И деления на различные типы личностных растройств.
5. Психотерапия, сфокусированная на анализе переноса (TFP) Отто Кернберг и Франц Йоманс, представляет собой психодинамическое направление психотерапии, разработанное специально для пациентов с пограничным расстройством личности
Стратегия состоит из трех последовательных шагов. В рамках встреч мы рассматриваем развитие переноса и наблюдаем расщепление между интернализованными объектными отношениями ,идеализирующими и преследующими.
Первый шаг состоит в диагностике доминирующего объектного отношения. Допустим пациент ведет себя с терапевтом, как с охранником в тюрьме. Терапевт должен быть готов к тому, что далее этот напуганный пациент будет идентифицироваться с тюремным надзирателем, нападая на терапевта и делая его напуганным.
Второй шаг состоит в указании на смену ролей, что позволит пациенту понять, что он идентифицируется как с Я, так и с объектом.
Тоже самое мы производим и с идеализированными объектными отношениями. Здесь находится нуждающийся пациент и идеализированный другой, а потом роли также могут меняться.
Третий шаг состоит в совмещении друг с другом идеальных и преследующих объектных отношений. Мы указываем, что он боялся ранее признанием негатива уничтожить весь позитив, поддерживая расщепление, но теперь в этом нет нужды.
Структурное интервью О.Кернберга. (кн «Тяжелые личностные растройства») Его цель – различить уровень психологического функционирования.
CИ — это метод клинической оценки, который фокусируется на симптоматике пациента, в настоящем и в прошлом; на организации личности пациента, включая представление о себе и других; и на качестве взаимодействия между пациентом и специалистом, проводящим интервью «здесь и сейчас». Терапевт фокусируется на основных трудностях пациента, тактично проводя оценку переменных, имеющих ведущее значение для диагностики: 1) интеграция или диффузия идентичности. 2) характерные защиты и 3) уровень тестирования реальности.
Специалист оценивает степень осознания внутренних конфликтов в психике пациента. Исследование создает напряжение, чтобы проявилась доминирующая защитная или «структурная» организация психического функционирования. Структурное интервью фокусируется больше на психическом функционировании пациента «здесь и сейчас», чем на традиционном психиатрическом сборе анамнеза, хотя включает обзор личной истории пациента. Структурный диагноз зависит от того, как пациент в ходе интервью справляется с исследованием его зон трудностей.
В сравнении со структурированными или полуструктурированными психиатрическими интервью, которые также используются для исследований, структурное интервью проходит не по полностью предопределенному сценарию: оно носит название структурного, поскольку его задача — определить психическую структуру. Его начало и окончание довольно четко определены.
Важной особенностью структурного интервью является цикличность процесса. В этой модели расположение ключевых симптомов по периметру круга делает возможным для специалиста следовать от одного ведущего симптома к другому и постепенно вернуться в исходную точку, при необходимости начав новый цикл беседы.
Циклический разбор ключевых симптомов позволяет специалисту возвращаться к одним и тем же проблемам в разных контекстах столько раз, сколько необходимо. Структурное интервью имеет три части, рамку каждой из них задает один или несколько ключевых вводных вопросов. Первая часть начинается с того, что интервьюер задает следующие четыре вопроса:
Что привело вас сюда? Каков весь спектр ваших проблем и трудностей? (Терапевт стремится получить полный перечень проблем пациента, включая те, которые не являются причиной обращения за настоящей консультацией). Как вы понимаете свои проблемы?
Каковы ваши ожидания от лечения? В дополнение к сбору информации, одновременная постановка всех этих вопросов в начале интервью служит средством оценки когнитивного функционирования и возможных дефицитов.
Открытые вопросы предоставляют пациенту возможность обсудить свои симптомы, основные причины обращения за лечением и другие трудности, которые он испытывает в жизни. Слушая ответы пациента, специалист может оценить, насколько пациент осознает свою патологию и потребность в лечении, а также оценить его ожидания (реалистичные или нереалистичные) от лечения.
Пациенты без психотических или органических трудностей часто говорят о сложностях в межличностных отношениях, что позволяет предполагать наличие патологических черт характера и подтверждает в целом адекватный уровень тестирования реальности.
3. Стадии психоаналитического процесса: начало, динамика, завершение. Особенности начального этапа психоаналитического процесса. Диагностика и информирование пациента.
Этапы процесса: Первый контакт с пациентом, Диагностический этап, Заключение контракта, Основная фаза работы, Завершающая фаза.
Первый контакт с пациентом: Задачи этапа: снять тревогу, выслушать, проявить безоценочное принятие, расположить к себе, создать доверительную доброжелательную атмосферу, первое впечатление и фантазии терапевта о пациенте, фантазии пациента об аналитике, тревоги клиента и их снятие
прояснение запроса, «Вас понял» - резюме своего понимания в форме отзеркаливания , прояснение ожиданий, информирование о ходе дальнейшего взаимодействия и общих принципах работы.
Диагностическое интервью: способы проведения
формализованное / структурированное (воспроизводит определенный перечень вопросов в строгой последовательности и формулировке);
полуформализованное / полуструктурированное (сохраняется перечень и последовательность тематических блоков, вопросы задаются в свободной форме);
свободное / беседа (предваряется нарративным импульсом «я бы хотел, чтобы Вы рассказали о …», вопросы задаются спонтанно в свободной форме);
отказ от использования интервью
анализ данных: количественный, либо качественный;по определенному алгоритму, либо в свободной форме;в соответствии с теоретическими взглядами аналитика.
Использование других диагностических методов: в целом это редкость
проективные методы: например, тест Роршаха, с детьми рисуночные тесты, игра
личностные опросники и др. тесты; консультация психиатра; возможность привлечения другого специалиста-диагноста в сложных случаях.
Заключение контракта: формулирование случая;виды запросов; переформулирование запроса;обсуждение с пациентом своего виденья его ситуации (т.е. или формулировки случая, или диагноза); достижение взаимопонимания в отношении проблемы пациента и возможных целей дальнейшего консультирования / терапии;установление рабочего альянса (готовность к сотрудничеству);установление сеттинга / правил проведения
установление ролей и обучение пациента.
Основная фаза работы: внимание на аффекты;анализ защит / сопротивления
анализ дериватов Бсз (сновидений, невербальных проявления);сновиденье сессии
отслеживание переноса ;анализ контрпереноса;интерпретации с позиции технической нейтральности;прояснение – конфронтация – интерпретация;
Завершающая фаза: появление в аналитическом поле сигналов о завершении работы;сопоставление актуального и изначального состояний;диагностика на выходе; горевание по поводу предстоящей сепарации;Информирование пациента -рассказ что его ожидает, что будут делать на сессии.
4. Средняя стадия психоаналитического процесса: анализ переносно-контрпереносных отношений, реальные отношения между участниками психоаналитического процесса.
Основная фаза работы:внимание на аффекты, анализ защит / сопротивления
анализ сновидений, невербальных проявления, сновиденье сессии
отслеживание переноса , анализ контрпереноса, интерпретации с позиции технической нейтральности, прояснение – конфронтация – интерпретация.
Перенос - перемещение паттернов чувств, мыслей и поведения, первоначально относившихся к значимым людям из детства, на человека, включенного в текущие межличностные отношения.
Исходными фигурами чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья и сестры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, а также герои из детства.
Перенос воспроизводит первые детские привязанности.
Пациент настолько сосредоточивается на фигуре аналитика, что развивается невроз переноса, воссоздающий картину детского невроза. Перенос — понятие динамическое; в процессе анализа он меняется, а потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого пациента.
Не все реакции на аналитика являются переносом. Некоторые из них возникают в ответ на его установки или актуальное поведение.
Перенос может быть причиной сильнейшего сопротивления анализу, но может быть также его союзником. Ибо благодаря интерпретации переноса пациент убеждается в правильности выявленных взаимосвязей и реконструкций, сделанных в процессе аналитического лечения. Перенос отражает переплетение чувств любви и ненависти, и поэтому его проявления часто бывают амбивалентными.
Негативный перенос и позитивный. Эти термины относятся к качеству проявлений (агрессивным и враждебным или дружеским и доброжелательным), преобладающих в данный момент анализа.
Анализ и интерпретация содержания переноса имеют большое значение для терапевтического процесса.
Hеакции переноса обладают такими характеристиками, как повторяемость, неуместность, интенсивность. И прослеживание предшественников фигуры переноса является важным источником информации об образовании специфической реакции переноса. Другими словами, мы пытаемся ответить на вопрос: «По отношению к кому вы испытывали такое чувство в прошлом?» и «Когда вы чувствовали себя так в прошлом?» Эти вопросы могут повезти нас в разных направлениях, но, в конечном счете, мы надеемся установить, в отношении какого объекта из прошлого (материнского, отцовского, сиблинга) и при каких обстоятельствах данная реакция была адекватна. Реакция переноса пациента в отношении аналитика является неадекватной и неуместной, но она соответствует чему-то или кому-то в прошлом. Терапевту предлагается давать имена этим ролям в качестве гипотезы, которую нужно проверить и уточнить на основе реакций пациента. Перенос, как автоматическое, бессознательное воспроизведение переживаний прошлого, отличается от рабочего альянса, представляющего собой сознательное взаимодействие между аналитиком и пациентом. Желание пациента сотрудничать дополняется стремлением аналитика помочь ему достигнуть инсайта, понимания и сознательного контроля. Такой альянс предполагает терапевтическое расщепление Я пациента: одна часть Я отщепляется и наблюдает за частью, которая переживает. Прочный терапевтический альянс часто является необходимым условием продолжения анализа в период выраженного негативного переноса.
Контрперенос отражает собственные бессознательные реакции аналитика на пациента, хотя некоторые аспекты этого феномена могут быть осознанными. контрперенос определяется как специфическая реакция на перенос пациента.
Внимательное изучение аналитиком чувств, возникающих при контрпереносе, дает ключ к пониманию поведения пациента, его чувств и мыслей, облегчая тем самым проникновение в его бессознательное.
5. Заключительная стадия психоаналитического процесса. Негативная терапевтическая реакция. Критерии завершения консультирования.
Завершающая фаза: появление в аналитическом поле сигналов о завершении работы, сопоставление актуального и изначального состояний,
диагностика на выходе, горевание по поводу предстоящей сепарации.
Негативная терапевтическая реакция — бессознательная деятельность пациента, проявляющаяся во время психоаналитического лечения и заключающаяся в специфическом реагировании на терапевтический успех, который может вызвать неожиданное для аналитика ухудшение психического состояния больного.
Негативная терапевтическая реакция является сопротивлением пациента против своего излечения. Фрейд отметил необычное явление. Оно свидетельствовало о наличии причинной связи между успехом и заболеванием: нередко люди заболевают именно в тот момент, когда в их жизни исполняется какое-нибудь давнее желание.
В результате Фрейд пришел к убеждению, что причину негативной терапевтической реакции следует искать в моральном факторе, в чувстве вины, которое находит удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страдания. Другое дело, что пациент чувствует себя не виновным, а больным. Само же чувство вины проявляется лишь в виде трудноредуцируемого сопротивления собственному исцелению. В работе «Конструкции в анализе» Фрейд подчеркнул, что негативная терапевтическая реакция может вызываться у пациента такими факторами, как протест против любой помощи аналитика, вина, мазохистская потребность страдать. Мазохистская тенденция, которая является основой для возникновения негативной терапевтической реакции и выражается в потребности наказания, связана с влечением к смерти.
Фрейд говорил о возможном «естественном» завершении работы: «Анализ завершен, когда аналитик и пациент больше не встречаются на аналитических сеансах. Это происходит тогда, когда в целом выполнены два условия: 1.пациент больше не страдает от своих симптомов, а также преодолел свои страхи и торможения; 2. аналитик считает, что у больного осознанно столько вытесненного, объяснено столько непонятного, устранено столько внутреннего сопротивления
, что повторения данных патологических процессов уже не нужно бояться.» (З.Фрейд «Конечный и бесконечный анализ»).
6. Понимание нормы и патологии в психоаналитическом подходе («нормальности» в работах З. Фрейда, концепция «анормальности» по Дж. Макдугалл). У Фрейда нормальность (три очерка по теории сексуальности) там Фрейд говорит что нормальность определяется биологическими целями вида, что сексуальность нормальная сужит воспроизводству вида (репродуктивная функция). В работе «Введение в нарцисизм» как индивид преследует цель выживание (это определяет цель нарциссического либидо), он должен репродуктивную функцию осуществить – нормально все, что способствует выживанию психики и индивида. Исходя из такого понимания целей (психическое обслуживает биологическое) поэтому гомосексуальность и др формы, которые не ведут к рождению детей Фрейд называет перверсией ( с этой точки зрения они становятся ненормальными). В работе «печаль и меланхолии» Фрейд рассматривает в норме жизнь влечений и психика устроена так чтобы преолодевать трудности и приводить к получения удовольствия. Меланхолик застревает в горевании и утрачивает способность радоваться жизни. В этом его патологичность. По Фрейду фундаментальный принцип работы психики – принцип удовольствия (мы ищем удовольствия). Если психика застревает в депрессивых состояниях, то эти состояния можно рассматривать как патологические. При анализе этих состояний Фрейд интерпретирует вторичную выгоду от болезни и скрытое удовольствие и мазохистическое и садистическое которые содержат бессознательные фантазмы которые в структуре этой психопатологии. Но она не перестает быть патологией. Нэнси Макдугал (книга «тысячеликий эрос») в ее оценке сексуального поведения гомосексуальность и транссексуальность не явл. перверсией. Это отличие от подхода Фрейда. Для Макдугал ненормальным явл патологисеская фиксация на травме, которая приводит воспроизводство психичсекой боли. Застревание в больных отношениях и невозможность выйти из этого – является патологическими. Смена пола или однополые отношения не рассматриваются ею как ненормальность. Ее понимание нормы и патологии зиждется на политических и идеологических нормативах – требования принятия инаковости, которая распространена в западном обществе.
14. Психический фантазм как один из способов диагностики.
Про бессознательные фантазии начал говорить Фрейд. В целом это имплицидные желания , которые человек не осознает, но визуализирует в сновидениях в скрытой форме (скрытое желание – сновидение, бессознательная фантазия). Мелани Кляйн опирается на теорию Фрейда (символика сновидений скрывает под собой символику телесного и сексуального), но идет дальше. Она занималась детским психоанализом и изучала самые ранние механизмы, она пришла к выводу что первые формы мышления младенца связаны с телесным функционированием (сосание, уринация, дефекация – явл основными способами коммуникации с объектом и становятся языком бессознательного). На языке телесных коммуникаций младенец бессознательно думает об отношениях с объектом. Работа Сьюзен Айзекс «Природа и функции бессознательной фантазии» (вместе с Кляйн и др) – основной мыслью Кляйн и коллег было: все влечения, которые человек испытывает, он испытывает изначально телесным образом (рождается как потребность – в груди, или потребность в тепле, контакте, в заботе, в сексуальном взаимодействии). Рождаясь в теле, попадая в психическое они должны получить репрезентацию. Психический фантазм – это репрезентация бессознательного влечения и потребности, идущей изначально от организма. На каждом этапе психическогои телесного развития – свои фантазмы. Психика развивается паралельно с телом, фантазмы меняются и усложняются, но первичный язык телесных смыслом остается универсальным и неизменным. Первичные образы остаются одни и те же. Базовые фантазмы: 1. фантазм о возвращении в утробу матери (соответсвует стадии слияния с матерью и возвращает психически к ситуации до рождения и плотного слияния), но вмести с желанием могут быть тревоги поглощения; 2. фантазм кастрации – с одной стороны возникает в рамках эдипальной ситуации (как только мальчик начинает хотеть свою мать на генитальном уровне, то обнаруживает отца как соперника и у него появляется страх кастрации. Но фантазм кастрации может появляться уже на фазе сепарации от матери как страх преследующей матери которая будет кастрировать за желание сепарации (фантазм относится не только к пенису, но и захвату личность). 3. Фантазм соблазнения со стороны родителя – по Фрейду все истерички имеют бессознательное желание соблазнения отцом или др мужской фигурой. Они фиксируются на этом влечении и думают, что так оно было на самом деле. 4. Фантазм первосцены. То есть наблюдение за сексуальным взаимодействием родителей. (Если ребенок реально это видел, то это разрушает фантазм). Он может развиваться по разному, этот фантазм связан об творчесих способностях как пары и репродуктивных способностях – это прообраз творческого союза, где от любви матери и отца рождаются дети. Пациент может завидовать мышлению аналитика, предполагая что у аналитика в мышлении есть пара родителей, которые занимаются сексом, поэтому аналитик может рождать мысли. Фантазмы сособствуют развитию мышления. Ребенок – это исследователь. Первый вопрос – откуда взялся я? Этот вопрос связан с фантазмом первосцены. 5. Фантазм каннибалистической трапезы. Смысл в том, что потребность ребенка -в материнской груди, функция сосания связана с фантазмом о поглощении (поглощение груди как хорошего объекта и усвоение внутри себя). Это возможность установление своего Я и позитивной идентичности, что предотвращает сепарационную тревогу. Только психически проглотив объект и установив его внутри как свое достояние и принадлежность, мы можем отпустить объект во внешнем мире и расстаться. Если этого не произошло – сепарация невозможна.
В зависимости от доминирующих фантазмов можно определить фиксацию психики. Фантазмы с одной стороны сохраняются, но они наполняются новыми смыслами. Надо понимать, к проблематике какого уровня развития отсылают фантазмы - эдипальные и преэдипальные (оральные , анальные , нарцистическо-фаллические). Тогда это помогает в диагностике. Если соотносить фантазмы с делением психопатологии: психозы связаны с фиксацией на самых ранних этапах развития (слияние с мателью, оральная тематика), пограничное функционирование (проблематиика сепарации-индивидуализации) – доминирует анальность и агрессия проявляется. На невротическом уровне чаще бессознательные фантазии связанные с эдиповым комплексом.
13. Анна Фрейд о нормальном и патологическом детском развитии. Техника работы в детском психоанализе. Его отличие от взрослого психоанализа. В детском ПА нет кушетки , ребенок играет, он может ходить по кабинету, может рисовать, свободно проявлять себя. Поскольку вербально ему сложно себя проявлять, поэтому основная техника -игра терапия и проективные техники (рисование, лепка, песочная терапия). Аналитик интерпретирует поведение ребенка (какие фантазии он отыгрывает). Должна быть другая оснащенность кабинета, у ребенка должен быть выбор с кем играть. Другой подход: интерпретировать чувства и эмоции ребенка во время игры и привести к трансформации этих чувств в игре. Заказчиком терапии явл родители, поэтому анализ ребенка идет параллельно работа с родителями. Бывает что ребенок отражает паталогию семейной системы. Принятие, контейнирование, холдинг со стороны аналитика – поэтому аналитик становится значимым для ребенка. Может возникнуть ревность от родителей и ребенка могут забрать из анализа.
16. Вклад Д.Винникотта: переходный объект и пространство в психическом развитии и психоаналитической практике. Книга «Игра и реальность» - когда ребенок отлучается от груди он заменяет ее переходным объектом (сосет палец или одеяло, или игрушку прижимает к себе – они и явл переходными объектами в отсутсвии матери (замещающая роль объектов, которые помогают самоуспокоиться). Важность переходных объектов – они помогают ребенку сепарироваться (отпустить мать) и развивают воображение, помогают самоуспокоиться. С возрастом усложняются переходные объекты , вся игровая деятельность – ребенок отыгрывает бессознательные фантазии, которые зарождаются в объектных отношениях изначально с мамой, а потом и со всеми. Переходное просторанство и переходные объекты явл переходными между миром реальных телесных отношений с мамой и миром психического. Во взрослой жизни фантазирование замещает игру и поулчает удовольствие от фантазирования. По Виникоту переходное пространство – это игровое пространство (но оно переход от телесных отношений к фантазирование об объекте. А фантазирование – это и есть пространство психического).