ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игры-занятия для развития мелкой моторики у детей с тяжелой формой ДЦП
Занятие 1. Баночка с косточками.
Цели.
1. Формировать умения брать косточки «щепотью» и вкладывать в сосуд. Вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.
2. Коррекция мелкой моторики на основе пальчиковых игр.
3. Воспитывать положительные эмоции.
Материалы и оборудование: пластиковая баночка с широким горлышком, персиковые косточки 4-5 штук.
Ход занятия.
Организационный момент.
Удобно посадить ребенка перед собой. Погладить его ручки , чтобы вызвать доверие.
— Будем с Тонечкой играть,
Будем ручки забавлять!
Коррекционные упражнения (пальчиковые игры).
Воспитатель действует руками ребенка.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну а вместе – кулачок! (Массажирую каждый пальчик.)
Кулачки сложили, кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук! (Стучим кулачок о кулачок)
Ладушки – ладошки,
хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
Отдохнем немножко. (Хлопки в ладоши)
Основная часть.
Показать ребенку яркую пластиковую баночку. Пусть он ее потрогает, подержит в руках, погремит ею.
— Посмотрим, что же там внутри?
Открыть баночку, высыпать косточки на стол. Ребенок ощупывает косточки, перебирает их.
— А теперь сложим косточки в баночку. Воспитатель поддерживает ручку ребенка и направляет его действия. Ребенок берет по одной косточке и складывает в баночку. Когда все косточки будут собраны, закрыть баночку и погреметь ею.
4. Итог.
— Молодец! Все косточки собрали, ручки наши поиграли, стали ловкие и умелые.
Занятие 2. Сухой песок.
Цели.
1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи и действиях взрослого.
3. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.
Материалы: емкость с сухим песком, 2-3 мелких игрушки, набор для игры с песком.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук с помощью грецких орехов.
Раскатывание одной ладонью руки по другой с тыльной и внутренней стороны, сжимание ореха в ладони всеми пальцами, вкатывание ореха между пальцами.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
2. Игры с сухим песком.
Насыпать сухой песок в емкость слоем 7 – 10 см. Предложить ребенку поиграть с песком. Взять песок в руки, высыпать его сквозь пальцы, помять пальцами.
Ребенок хлопает ладошками по песку, водит пальчиками, втыкает пальчики в песок, «топит» руки в песке.
Берем ситечко из набора, сеем сквозь него песок. Набираем в емкости песок и высыпаем.
Затем педагог закапывает в песке мелкие игрушки и предлагает ребенку найти их.
3. Итог.
— Как интересно играть с песком, тебе понравилось?
Занятие 3. Влажный песок.
Цели.
1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи и действиях взрослого.
3. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.
Материалы: емкость с сухим песком, бутылка с водой, набор для игры с песком.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук. Действия в соответствии с текстом.
Чтоб чисты ладони были, Чтоб здоров был пальчик наш,
Славно их намылим мылом. Сделаем ему массаж.
Три ладонями, давай Посильнее разотрем
Их от грязи оттирай. И к другому перейдем.
2.Игры с песком.
Насыпать сухой песок в емкость слоем 7 – 10 см. Предложить ребенку поиграть с песком. Взять песок в руки, высыпать его сквозь пальцы, помять пальцами.
— Это сухой песок. Давай возьмем бутылку с водой и намочим песок.
Из бутылки с дыркой в горлышке предложить ребенку полить песок. Педагог помогает смочить песок равномерно.
— Теперь песок влажный. Давай поиграем с влажным песком.
Ребенок хлопает ладошками по песку, водит пальчиками, втыкает пальчики в песок, «топит» руки в песке. Педагог комментирует действия ребенка.
— Посмотри, какие следы оставили ладошки, как они похожи на цветочки. Можно пальчиком рисовать на песке: вот линии прямые и кривые, а это кружочки, точки, дырочки. Можно лепить из влажного песка пирожки, куличики.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Берем формочки из набора для песка. Педагог показывает, как сделать с их помощью куличики
Берем ситечко из набора, сеем сквозь него песок. Набираем в емкости песок и высыпаем.
— Влажный песок не сыпется, как сухой, он слипается, поэтому можно из него лепить, оставлять на нем следы.
3. Итог.
— Можно играть с сухим песком и с влажным. С каким песочком тебе понравилось играть? Как ты играл?
Занятие 4. Баночки.
Цели.
1. Формирование ручных умений в откручивании и закручивании крышек баночек.
2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий с предметами.
3. Воспитывать терпение.
Материалы: 3-4 разных баночек из-под косметических средств с разными предметами внутри: пуговица, камешек, орех, конфета.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук.
Раз, два, три, четыре (Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Мы посуду перемыли. (Трут одной ладошкой о другую.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальчика.)
Мы посуду перемыли, (Опять трут одной ладошкой о другую.)
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики, начиная с мизинца.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Так посуду мы помыли.
1. Раскручивание и закручивание баночек.
Педагог расставляет на столе баночки из-под косметических средств. Дает возможность ребенку рассмотреть их, подержать в руках, потрясти.
— Какие разные баночки, приятно пахнут, бренчат. Интересно, а что там внутри? Посмотрим? Чтобы посмотреть, что внутри, возьми баночку и открути крышку.
Ребенок берет баночку в одну руку, а пальцами другой руки откручивает крышку, при необходимости педагог помогает. Содержимое баночки выкладывается на стол, рассматривается, называется предмет. Баночка с конфетой берется последней и представляется как приз, за правильно выполненное задание.
— Молодец! Открутил все баночки и нашел конфетку. Конфету оставим тебе, ты сможешь ее съесть, но сначала надо сложить предметы в баночки и закрутить их.
Ребенок закручивает баночки.
2. Итог.
— Умница! Закрутил все баночки, а теперь можешь съесть конфету.
Занятие 5. Водичка.
Цели.
1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий.
3. Воспитывать интерес к новому виду деятельности.
Материалы: емкость с теплой водой высотой 15 – 20 см, небольшие камешки, ракушки, игрушки рыбок.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук.
Ребром ладони имитируем «пиление» по всем направлениям кисти рук.
Пили, пила, пили, пили!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
Похлопывают по внутренней стороне ладони кончиками пальцев другой руки.
Вот веселые цыплятки
В огород пришли на грядку.
Они радостно идут,
Быстро зернышки клюют.
2. Упражнение с водой.
Перед ребенком ставится емкость с водой.
Педагог берет руки ребенка и опускает их в воду всю ладонь.
— Вода теплая чистая прозрачная, сквозь нее видно наши ручки.
Водит ладонями по воде, то опускает, то поднимает их, разворачивает, прихлопывает. Набирает воду в ладони и выливает в емкость.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут прячется вода.
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды!
После этого педагог вместе с ребенком опускает на дно водоема небольшие камешки, ракушки, игрушки рыбок. Ребенок наблюдает, как опускаются предметы на дно их хорошо видно, педагог поясняет, что вода прозрачная.
Затем предлагает ребенку самостоятельно выловить игрушки из емкости.
3. Итог.
Тебе понравилось играть с водичкой? Как ты играл с водичкой? Молодец!
Занятие 6. Дождик.
Цели.
1. Учить обмакивать палец в краску, оставлять на бумаге след.
2. Коррекция зрительно слухового внимания на основе указаний взрослого.
3. Воспитывать положительное отношение к рисованию.
Материалы: лист бумаги с аппликацией цветка, гуашь, салфетка, лейка, горшок с комнатным цветком.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, (Ребром одной руки стучим по тыльной стороне ладони другой руки.)
Мы морковку трем, трем, (Костями согнутых пальцев растираем ладонь.)
А теперь мы солим, солим, (Имитируем посыпание соли.)
Хорошенько жмем, жмем. (Сжимать и разжимать пальцы.)
2. Рисование пальчиком.
Педагог показывает ребенку горшок с цветком.
— Смотри, у цветочка опущена головка. Наверно он хочет пить. Надо цветочек полить. А как? Из лейки.
Педагог берет игрушечную лейку и поливает комнатный цветок.
— Из лейки вода льется, как дождик. А на этой картинке цветочек тоже поник, опустил свою головку, наверно его давно никто не поливал. Давай нарисуем дождик на нашей картинке, пусть цветочек попьет.
— Покажи, как капает дождик? Постучать пальчиком по ладошке.
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.
Педагог показывает ребенку, как макать палец в краску, и оставлять на бумаге след. Ребенок под руководством педагога рисует цветные точки.
3.Итог.
Молодей! Ты нарисовал дождик и полил цветочки.
Занятие 7. Играем в кубики.
Цели.
1. Формирование хватательной функции руки.
2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий с предметами.
3. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.
Материалы: кубики от конструктора маленькие красного цвета и немного больше синего цвета, игрушка машинки, массажная щетка для волос.
Ход занятия.
1.Массаж щеткой для волос. Катать щетку между ладоней.
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
2. Упражнение с кубиками.
Педагог выкладывает на стол маленькие кубики красного цвета.
— Посмотри, что у меня есть? Какого цвета эти кубики? (Красные.) Возьми кубик в руку, постучи им. А как еще можно играть кубиками? А давай построим дорожку из кубиков. Аккуратно прикладываем кубик к кубику, чтобы получилась красивая ровная дорожка.
Ребенок выполняет задание.
— Какая дорожка получилась? Пусть пальчики погуляют по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по дорожке.
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки.
— Покатай машинку по дорожке. Машинка падает с дороги, дорожка узкая. Давай построим широкую дорожку из больших кубиков.
Педагог выкладывает большие синие кубики. Ребенок строит дорожку путем прикладывания друг к другу больших кубиков.
— Какая дорожка получилась? (Большая широкая синяя.) Покатай машинку по синей дорожке.