Файл: Сборник материалов из опыта работы педагогапсихолога мкоу сош2 г. Дигора Кесаевой Э. Б. Дигора 2017 Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первое. Научитесь сбрасывать напряжение – мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотрениÐ
4. Дискуссия в малых группах
Цель: помочь участникам лучше понять себя, разобраться в своих чувствах, взглядах, закрепить материал.
Время: 20 минут.
Материал: 4 листа, фломастеры.
Инструкция: Разделитесь на 4 малые группы по принципу: море – озеро – река – ручей. Сейчас я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте при проведении дискуссии принципы мозгового штурма и соблюдайте правила группы. На работу вам дается 5 минут.
Задание 1-й группе: составить Памятку по составлению режима дня среднестатистического выпускника 9 класса (11), в период подготовки к ЕГЭ.
Задание 2-й группе: составить Памятку о способах улучшения своего самочувствия, поднять настроение.
Задание 3-й группе: составить Памятку как быстро снять психологическое напряжение, возникшее на контрольной (экзамене).
Задание 4-й группе: составить Памятку как спланировать день перед итоговым тестированием.
А теперь я попрошу доложить о групповых идеях, выработанных в ходе обсуждения. По 3 минуты на группу. Обсуждение и дополнение памяток – их тиражирование на ксероксе.
5. Игра «Стряхни усталость»
Цель: избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.
Время: 5 минут.
Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?». Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.
Ваше самочувствие после выполнения упражнения?
6. Упражнение «До следующей встречи!»
Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания.
Время: 5 минут.
Материал: мягкая игрушка «солнышко».
Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье. Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне. Чтобы сохранить в себе эту позитивную энергию и преумножить надо сказать: « С сегодняшнего дня для успешного окончания школы, я буду ...».
Наш тренинговый день подошел к завершению. Поаплодируйте себе, если удалось найти полезную для себя информацию!
Литература
-
Дубровина Л. Программы работы с подростками. - М., 1996. -
Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петусинского. - М., 1994. -
Мухина О. Приручи свой гнев // Школьный психолог. – 2022. - №2. -
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.,, 1999. -
Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.,1999. -
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991. -
Чибисова М.Ю. ЕГЭ. Психологическая поддержка. - М., 2004.
Материалы для подготовки психологических занятий по формированию психологической готовности выпускных классов к прохождению ГИА
Задания на ознакомление с процедурой сдачи экзамена
Упражнение «Играем в ЕГЭ»
Предложите каждой группе составить тест о правилах и процедуре ЕГЭ, состоящий из трех блоков: А, В и С (всего не менее 7 и не более 10 вопросов) и договориться, сколько баллов они начисляют за каждый вопрос. Структура: вопросы группы А должны включать 4 варианта ответов, вопросы группы В предполагают ответ одним словом, С – развернутый ответ.
Когда это задание выполнено, группы меняются этими тестами и отвечают на них, а затем тесты возвращаются к своим «разработчикам». «Разработчики» становятся «независимыми экспертами», проверяют результаты тестирования и начисляют баллы. Педагог в этом случае выступает в качестве эксперта, оценивая правильность ответов.
Упражнение «Шкала согласия».
Возможны 2 варианта проведения упражнения.
Вариант 1. Ведущий обозначает в комнате два крайних полюса: согласия и несогласия. Например, крайнее согласие – у окна, крайнее несогласие – у двери. Затем он предлагает участникам различные утверждения и просит их занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с данным утверждением. После этого ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.
Вариант 2. Шкалы рисуются на бумаге, и участников просят обозначить свою позицию в виде точки на линии. В остальном упражнение проводится аналогично.
Варианты утверждений для выражения степени согласия или несогласия:
- я много знаю о процедуре экзамена;
- экзамен предоставляет школьникам новые возможности;
- сдать экзамен мне по силам;
- думаю, что ЕГЭ имеет свои положительные стороны;
- по-моему, введение ЕГЭ принесло нам только проблемы;
- и т.п.
Упражнение-разминка «Что я знаю о ЕГЭ?»
Учащиеся придумывают ассоциации на слово «ЕГЭ», отвечая на конкретные вопросы, например: «Если ЕГЭ – это цвет, то какой?», «Если, одежда – то, какая?». Затем по очереди придумывают свои ассоциации. Педагог записывает результаты на доске и обсуждает совместно с учащимися, по возможности преобразовывая негативные установки в более позитивные.
Упражнение "Ответ на экзамене"
Учащиеся делятся на подгруппы. Каждая подгруппа вытаскивает экзаменационный билет № 13, например:
Билет № 13. «Расскажите об особенностях жанра "современный детский роман": сюжет, приемы, герои».
Билет № 13. «Расскажите о выращивании цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты».
Билет № 13. «Докажите теорему о равнобедренном круге».
Билет № 13. «Расскажите об обычаях и языке племени тумба-юмба».
Билет № 13. «Осветите вопрос о феминистических воззрениях Бабы Яги».
Задача подгруппы: подготовить коллективный ответ (должен поучаствовать каждый), соответствующий уровню ответа "суперученика". Результаты работы представляются классу. В случае затруднений в группе ведущий может "подкинуть" пару идей ее участникам.
На основе обсуждения итогов упражнения "Ответ на экзамене" составляется памятка "Как вести себя на экзамене". Результаты фиксируются на листе ватмана, который вывешивается на стене в классном кабинете.
При обсуждении учащиеся отвечают на вопросы: "Что понравилось? Что не понравилось? Что хотелось бы изменить?".
Упражнение «Мозговой штурм»
Инструкция: Перед вами листы с вопросами (на каждом - по одному вопросу). Как только я хлопну в ладоши, вы отвечаете письменно на поставленный вопрос. По моему следующему хлопку вы передаёте лист соседу слева. Так лист передаётся до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.
Затем, в течение трёх минут вы обсуждаете в группах полученные ответы и вырабатываете собственные правила поведения на экзамене, которые затем спикер озвучивает всем.
Вопросы для «мозгового штурма»:
Плюсы в поведении во время экзамена.
Минусы в поведении во время экзамена.
Как сосредоточиться во время экзамена.
Как избежать неудачи во время экзамена.
Как расположить к себе преподавателя во время экзамена.
Упражнение «Значок»
Ход упражнения: каждый придумывает эмблему на тему "К экзаменам готов!". Эмблемы подписываются и наклеиваются на любой из плакатов, оформленных в течение занятий. Ведущий подводит итоги встреч, подчеркивая вклад каждого участника.
При обсуждении учащиеся отвечают на вопросы: "Как вам кажется, зная эти правила, легче ли будет готовиться к экзамену? Почему? Какие из этих правил вы будете применять? Почему?"
Задания на тренировку оптимального планирования времени
Упражнение «Слоновая техника»
Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.
Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:
-относитесь спокойно к большим «слонам»;