Файл: Бизнесплан по расширению деятельности ооо Фирма Адис посредством сушки древесины.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проектирование и строительство или реконструкцию предпринимательских объектов; потребители продукции (работ, услуг) [7, с. 9].
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций:
1. Разработка стратегии развития бизнеса, что необходимо прежде всего в период создания предприятия или при развитии новых направления деятельности (например, полное или частичное перепрофилирование предприятия на выпуск новых видов продукции).
2. Планирование. Определяет жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции, контролирует процессе внутри ее, т. е. производит оценку затрат, связанных с изготовлением и сбытом продукции, и прогнозирует величину прибыли.
3. Учет возможных рисков и минимизация затрат.
4. Привлечение инвестиций.
5. Вовлечение сотрудников в процесс составления бизнес-плана.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства требует формировать бизнес-планы в соответствии с рекомендациями международных стандартов ЮНИДО. При подготовке бизнес-плана необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Бизнес-план должен быть структурирован, разделен на разделы.
- Бизнес-план должен быть убедительным и кратким.
- Предоставлять в доступной для понимания форме.
- Следует не перегружать бизнес-план техническими подробностями и статистическими данными. Для наглядного восприятия информации лучше использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики, а объемную и доказательную информацию следует поместить в приложения.
- Бизнес-план должен иметь объективную оценку. Необходимо ознакомить с ним весь коллектив и главных специалистов, которые непосредственно участвуют в разработке и выполнении бизнес-плана, чтобы избежать ошибок и недочетов.
11
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций:
1. Разработка стратегии развития бизнеса, что необходимо прежде всего в период создания предприятия или при развитии новых направления деятельности (например, полное или частичное перепрофилирование предприятия на выпуск новых видов продукции).
2. Планирование. Определяет жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции, контролирует процессе внутри ее, т. е. производит оценку затрат, связанных с изготовлением и сбытом продукции, и прогнозирует величину прибыли.
3. Учет возможных рисков и минимизация затрат.
4. Привлечение инвестиций.
5. Вовлечение сотрудников в процесс составления бизнес-плана.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства требует формировать бизнес-планы в соответствии с рекомендациями международных стандартов ЮНИДО. При подготовке бизнес-плана необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Бизнес-план должен быть структурирован, разделен на разделы.
- Бизнес-план должен быть убедительным и кратким.
- Предоставлять в доступной для понимания форме.
- Следует не перегружать бизнес-план техническими подробностями и статистическими данными. Для наглядного восприятия информации лучше использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики, а объемную и доказательную информацию следует поместить в приложения.
- Бизнес-план должен иметь объективную оценку. Необходимо ознакомить с ним весь коллектив и главных специалистов, которые непосредственно участвуют в разработке и выполнении бизнес-плана, чтобы избежать ошибок и недочетов.
11
- Для формирования бизнес-плана необходимо использовать достоверные источники.
Бизнес-план разумно составлять на 3-5лет. Для первого года основные показатели рассчитываются по месяцам, для второго года - по кварталам, а далее можно ограничиться годовыми показателями [8].
1.2 Структура и содержание бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой достаточно сложный документ. Его разделы должны охватывать все аспекты деятельности организации. Внешне бизнес-планы отличаются друг от друга, хотя состав их разделов по существу остается практически неизменным. Универсальной структуры бизнес-плана не существует, его разделы могут быть представлены частично или изменены в зависимости от специфики проекта, конкретных целей и задач.
Объем бизнес-плана составляет обычно - 20-50 страниц (без приложений).
Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа.
Очень важно дать проекту емкое название, превратив его в логотип организации, который будет работать в рекламных целях на товаре, упаковке, вывеске и пр.
Если бизнес-план содержит инновационные или другие идеи, которые необходимо скрыть от конкурентов, то лучше всего составить меморандум конфиденциальности.
Следующая страница - содержание, которое отражает структуру бизнес- плана. Это номенклатура разделов или параграфов. Содержание должно быть четко пронумеровано арабскими цифрами. Затем раскрываются разделы бизнес- плана, перечень которых включает в себя:
Резюме
От резюме зачастую зависит дальнейшая судьба всего проекта. Как правило, знакомство с бизнес-планом начинается с резюме и, если оно не заинтересует потенциального клиента, остальные разделы бизнес-плана не будут рассматриваться.
12
Резюме пишется в конце работы, когда остальные разделы завершены и достигнута полная ясность по всем аспектам проекта. Структура резюме представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Структура резюме [9]
Ключевые вопросы
1 .Наименование проекта
2.Инициатор проекта и сведения о нем
3 .Местонахождение проекта
4. Организационно-правовая форма реализации проекта
5.Сущность проекта
6.Результаты проекта
7.Общая сумма инвестиций
8.Оценка эффективности проекта
9.Сумма средств, инвестируемых инициатором проекта
10.Необходимое финансирование по проекту
Комментарии
Наименование организации, ее организационно-правовая форма, юридический и фактический адреса, контактные данные
Местоположение проекта и преимущества, которые оно может дать
Планируемая организационно-правовая форма новой организации, если она будет создаваться, либо организационно-правовая форма организации-инициатора проекта
Цель проекта, планируемая доля рынка сбыта и пути достижения прибыли, тип проекта, описание бизнес-идеи
Объем производства и реализации продукции (работ, услуг), выручка от реализации, чистая прибыль и т.д.
Общая сумма инвестиций в проект (в том числе и на оборотные средства)
Срок окупаемости, используемая ставка дисконтирования, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности.
Сумма собственных средств, вкладываемых инициатором проекта
Необходимая сумма заемных средств, процентная ставка, срок и график предоставления кредита, срок возврата суммы и процентов за кредит, гарантии возврата кредита
Резюме должно быть предельно кратким — не более 1-2 страниц.
Основные требования по его написанию — четкость, лаконичность и убедительность.
Описание предприятия
Цель этого подраздела — дать общее описание компании и помочь чита
телю (потенциальному инвестору, партнеру) получить ясное представление об интересующей его компании как объекте инвестирования или как о возможном партнере по бизнесу.
13
Общая структура описания компании представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Структура описания предприятия [10, с. 35]
Основные данные предприятия
Название полное и сокращенное, дата создания, место регистрации, номер регистрационного удостоверения
Наличие филиалов, представительств
Юридический и почтовый адреса, сайт, электронный адрес
Банковские реквизиты
Тип бизнеса, основные виды деятельности
Организационно-правовая форма
Размер уставного капитала
Форма и структура собственности, учредители предприятия с указанием из доли в уставном капитале
Персонал, структура численности, средняя заработная плата по каждой категории работников
Краткие финансовые показатели за последнее время (активы, выручка, прибыль)
Основные средства (недвижимые и движимые)
Нематериальные активы, лицензии, сертификаты и т.д.
Рынки сбыта
SWOT-анализ
Предприятия
Существующие Создаваемые
Объем этого подраздела не должен превышать 1-2 страниц.
Описание продукта или услуги
Цель подраздела — дать ясное представление о потребительских свойствах продукции (услуг) и их конкурентных преимуществах. Акцент следует сделать на уникальной способности компании удовлетворять потребности рынка [1, с.
156]. В этом разделе необходимо ответить на вопрос: «Почему будут покупать ваш продукт?»
В качестве характеристик продукта указывают: функциональное назначение продукта и примеры его использования, технологичность, универсальность продукта, соответствие продукта принятым стандартам и требованиям к контролю его качества, требования к гарантийному обслуживанию и поддержке пользователей (потребителей) [14].
Кроме характеристик самого продукта, целесообразно раскрыть [10, с.36]: требования по лицензированию и сертификации производства, себестоимость единицы продукта, возможные технологии (способы) производства продукта,
14
анализ продукции конкурентов, конкурентные преимущества и недостатки продукта.
Анализ рынка
Основная цель составления раздела — дать представление читателям бизнес-плана о целевом рынке организации, его основных характеристиках, особенностях, перспективности и конкурентной ситуации.
Данные, проанализированные в рамках раздела, могут помочь выявить нецелесообразность реализации бизнес-идеи на намеченном рынке и отказаться от дальнейшей разработки бизнес-плана. Таким образом, значимость этого раздела бизнес-плана крайне высока, так как его составление позволит организации:
1. Определить перспективы деятельности организации на рынке и доказать выгодность бизнес-проекта партнерам.
2. Оценить потенциал рынка.
3. Охарактеризовать потребителей продукции (работ, услуг).
4. Определить место организации на рынке.
5. С определенной долей вероятности прогнозировать действия потенциальных и реальных конкурентов.
Раздел бизнес-плана «Анализ рынка» включает:
1) описание и анализ состояния рынка и его основных сегментов;
2) оценку емкости рынка, определение доли рынка;
3) определение конкурентной ситуации на рынке и оценку основных конкурентов [5, с. 51-52]
План маркетинга
Цель раздела состоит в том, чтобы разработать план сбыта, показать выбранную стратегию маркетинга, ведущую к достижению поставленных целей, разъяснить, какие средства маркетинга и как будут задействованы.
В план маркетинга входят следующие подразделы [11]:
- предполагаемый ежемесячный и ежегодной объем продаж в натуральном и стоимостном выражении на планируемый период;
15
Анализ рынка
Основная цель составления раздела — дать представление читателям бизнес-плана о целевом рынке организации, его основных характеристиках, особенностях, перспективности и конкурентной ситуации.
Данные, проанализированные в рамках раздела, могут помочь выявить нецелесообразность реализации бизнес-идеи на намеченном рынке и отказаться от дальнейшей разработки бизнес-плана. Таким образом, значимость этого раздела бизнес-плана крайне высока, так как его составление позволит организации:
1. Определить перспективы деятельности организации на рынке и доказать выгодность бизнес-проекта партнерам.
2. Оценить потенциал рынка.
3. Охарактеризовать потребителей продукции (работ, услуг).
4. Определить место организации на рынке.
5. С определенной долей вероятности прогнозировать действия потенциальных и реальных конкурентов.
Раздел бизнес-плана «Анализ рынка» включает:
1) описание и анализ состояния рынка и его основных сегментов;
2) оценку емкости рынка, определение доли рынка;
3) определение конкурентной ситуации на рынке и оценку основных конкурентов [5, с. 51-52]
План маркетинга
Цель раздела состоит в том, чтобы разработать план сбыта, показать выбранную стратегию маркетинга, ведущую к достижению поставленных целей, разъяснить, какие средства маркетинга и как будут задействованы.
В план маркетинга входят следующие подразделы [11]:
- предполагаемый ежемесячный и ежегодной объем продаж в натуральном и стоимостном выражении на планируемый период;
15
- стратегия маркетинга и его основные цели;
- товарная политика, которая основывается на сегментации рынка и изучении возможностей рынка применительно к каждому сегменту;
- цены и политика ценообразования;
- продажи и сбытовая политика, раскрывающая выбранные каналы сбыта, организацию и развитие сбытовых сетей, способы доставки и продажи;
- реклама и продвижение, раскрывающие методы, выбранные фирмой для привлечения внимания покупателей к товару;
- издержки на маркетинг.
Организационный план
Цель раздела — показать организационную структуру управления предприятием, дать характеристику состава управленческой команды, которая будет обеспечивать реализацию бизнес-плана.
В этом разделе указывают: сведения о владельцах и основных партнерах, организационно-функциональную структуру предприятия, штатное расписание, стимулирование и мотивацию персонала, календарный план работ по реализации проекта [12].
План производства
Цель данного раздела — представить разработанную стратегию производ
ства продуктов (услуг), показать реальную возможность обеспечить про
изводство необходимого продукта требуемого качества и в нужные сроки.
Этапы составления плана производства:
1. Описать производственной процесс изготовления продукции
2. Определить производственную программу выпуска продукции
3. На основе производственной программы рассчитывается объем реализации - выручка.
4. Рассчитать производственные затраты (на трудовые ресурсы, материальные производственные затраты).
5. Осуществить прогноз производственной себестоимости.
6. Рассчитать коммерческие и управленческие расходы
16
На этапе создания нового предприятия многие аспекты бизнеса представляются предпринимателю скорее теоретически, нежели практически.
Поэтому этот раздел должен быть составлен на базе реальной информации о бизнес-среде, в которой будет выполняться рассматриваемый проект.
Финансовый план
Цель раздела — дать ясное видение полной картины ожидаемых фи
нансовых результатов деятельности предприятия по реализации проекта.
Основные документы финансового плана-отчета соответствуют трем основным бухгалтерским формам:
1. балансовый план (форма № 1);
2. план прибылей и убытков (форма №2);
3. план движения денежных средств (форма №4).
План прибылей и убытков показывает планируемые доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации. В самом общем виде формат и алгоритм проведения расчетов представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Алгоритм расчета план-отчета о финансовых результатах
Операция
+
-
=
-
=
+
-
=
-
=
Наименование статьи
Выручка от продаж
Переменные затраты
Валовая прибыль
Постоянные затраты
Прибыль от продаж (операционная прибыль)
Прочие доходы
Прочие расходы
Прибыль до налогообложения
Налог на прибыль
Чистая прибыль
После разработки плана прибылей и убытков организация может разработать план денежных потоков. Это имеет смысл, поскольку план прибылей и убытков не полностью отражает средства, которые остаются в распоряжении организации.
План движения денежных средств представляет собой финансовый документ, отражающий движение потоков денежных средств от операционной,
17
инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на планируемый период. Структура денежного потока и общий алгоритм проведения расчетов при его составлении представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Алгоритм проведения расчетов при составлении плана денежных потоков
Операция
+
-
-
-
=
+
-
=
+
+
-
-
-
=
+
=
Наименование статьи
Выручка от продаж
Переменные издержки
Постоянные издержки
Налог и прочие выплаты
Денежный поток от операционной деятельности
Поступления от продажи активов
Платежи за приобретенные активы
Денежный поток от инвестиционной деятельности
Акционерный капитал (поступление денежных средств от выпуска акций)
Заемный капитал (поступления по долгосрочным и краткосрочным займам)
Выплаты в погашение займов
Выплаты % по займам
Выплаты дивидендов собственникам
Денежный поток от финансовой деятельности
Чистое изменение денежных средств
Остаток денежных средств на начало периода
Остаток денежных средств на конец периода
Баланс дает прогноз финансового положения предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Составляется укрупненно в виде прогнозного баланса за первый год. Примерный формат прогнозного баланса представлен в таблице 6.
Таблица 6 - Формат прогнозного баланса
Активы
Средства на счете
Дебиторская задолженность
Запасы
Итого текущих активов
Основные средства
Другие активы
Минус износ по основным и нематериальным активам
Прочие активы и авансы
Сумма активов
Тыс.руб.
Пассив
Счета к оплате
Задолженность по выплатам
Краткосрочные кредиты
Сумма текущих пассивов
Долгосрочные займы
Акционерный капитал
Нераспределенная прибыль
Суммарный собственный капитал
Итого пассивов
Тыс.руб.
18
Таблица 5 - Алгоритм проведения расчетов при составлении плана денежных потоков
Операция
+
-
-
-
=
+
-
=
+
+
-
-
-
=
+
=
Наименование статьи
Выручка от продаж
Переменные издержки
Постоянные издержки
Налог и прочие выплаты
Денежный поток от операционной деятельности
Поступления от продажи активов
Платежи за приобретенные активы
Денежный поток от инвестиционной деятельности
Акционерный капитал (поступление денежных средств от выпуска акций)
Заемный капитал (поступления по долгосрочным и краткосрочным займам)
Выплаты в погашение займов
Выплаты % по займам
Выплаты дивидендов собственникам
Денежный поток от финансовой деятельности
Чистое изменение денежных средств
Остаток денежных средств на начало периода
Остаток денежных средств на конец периода
Баланс дает прогноз финансового положения предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Составляется укрупненно в виде прогнозного баланса за первый год. Примерный формат прогнозного баланса представлен в таблице 6.
Таблица 6 - Формат прогнозного баланса
Активы
Средства на счете
Дебиторская задолженность
Запасы
Итого текущих активов
Основные средства
Другие активы
Минус износ по основным и нематериальным активам
Прочие активы и авансы
Сумма активов
Тыс.руб.
Пассив
Счета к оплате
Задолженность по выплатам
Краткосрочные кредиты
Сумма текущих пассивов
Долгосрочные займы
Акционерный капитал
Нераспределенная прибыль
Суммарный собственный капитал
Итого пассивов
Тыс.руб.
18
Прогнозный баланс всегда составляется после разработки двух других финансовых документов —плана прибылей и убытков и плана денежных потоков.
Любой коммерческий инвестиционный проект представляет собой потенциальный источник будущих доходов, производимый за счет капитальных вложений. Для этого необходимо смоделировать будущий денежный поток от проекта, привести его к текущему времени (с учетом ставки дисконтирования) и рассчитать основные показатели эффективности инвестиций: чистый дисконтированный доход; дисконтированный срок окупаемости; внутренняя норма доходности; индекс прибыльности.
На основании показателей эффективности инвесторы и другие участники его осуществления принимают решение об инвестировании, выходе из проекта, корректировке параметров проекта, условиях реализации, возможных путях повышения его эффективности и т.д. [13].
Анализ рисков
Цель анализа рисков — предоставить потенциальному инвестору надежную информацию о возможных угрозах и вызовах внешней и внутренней среды, препятствующих реализации намеченных организацией целей, задач и результатов.
На практике для анализа и оценки рисков, связанных с предпринима
тельским проектом, рекомендуется использовать следующую процедуру.
Шаг 1. Определить перечень рисков, которым в большей мере может быть подвержен проект. Для этого выделяют набор простых рисков, характерных для каждой стадии проекта.
Шаг 2. Определить вероятность возникновения каждого риска из представленного перечня.
Шаг 3. В дополнение можно рекомендовать использование и других методов количественной оценки риска (расчет точки безубыточности, проведение анализа чувствительности и др.).
19
Шаг 4. Разработать программу мер по предотвращению рисков и минимизации возможных потерь.
На практике для анализа и оценки рисков используют анализ чувствительности.
1.3 Особенности бизнес-плана в лесной отрасли
Необходимость бизнес-планирования на предприятиях, занимающихся лесохозяйственным производством, была продиктована еще основными положениями Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на
2003-2010 гг., одобренной Правительством Российской Федерации 15 января
2003 г. [14].
Задача планирования в лесной отрасли заключается в поддержке лесовладельцев при принятии решений, обеспечивающих управление производительным потенциалом лесных площадей с целью извлечения лесовладельцем максимальной выгоды.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации [15], устойчивое развитие лесного хозяйства должно базироваться на принципах неистощительного, рационального и многоцелевого пользования. Для этого необходим комплексный подход при решении экономических проблем, возникающих при управлении лесами [16].
На сегодняшний день эффективность инвестиционных проектов в лесном секторе, по сравнению с другими отраслями промышленности, слабо развита.
Чтобы инвестиционные проекты были привлекательны, деятельность лесной отрасли должна быть прозрачной, эффективной, успешной. Инвестиции, в свою очередь, должны носить долгосрочный характер и стимулировать развитие добычи и переработки ресурса. В настоящее время в Российской Федерации инвестиционные проекты в области освоения лесов, по данным журнала
«ЛесПромИнформ» [17], разрабатываются во всех Федеральных округах, но наибольшее количество инвестиционных проектов присутствует в многолесных
20