Файл: Философия просвещения xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Тема: «Философия просвещения XVIII века»

Институт непрерывного

и дистанционного образования


Направление подготовки

Управление персоналом


Направленность (профиль)

Управление персоналом и экономика труда


Оценка: ________________






Студент

Апатенко Павел Александрович


Руководитель

Атманских Елена Алексеевна

Группа ИДО ОЗБ УП-22п КЧ



Екатеринбург

2022 г.
План работы

Введение.

1. Общая характеристика эпохи Просвещения.

1.1 Каким виделось просветителям устройство общества?

1.2 Что сподвигло людей исследовать основы мироздания?

1.3 Живопись. Появление разнообразных стилей.

1.4 Театральная деятельность и её золотой век развития.

1.5 Литература. Торжество буржуазной культуры.

1.6 Толчок к появлению современной музыки.

2. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения.

3. Выдающийся мыслитель эпохи Просвещения: Монтескье

3.1 Литературная и научная деятельность Монтескье.

Заключение.
Список используемой литературы.

Введение
XVIII век один из самых ярких в развитии человечества. Это период европейской истории, который находится в интервале двух революций - славной революции в Англии и Великой французской революции - век Просвещения. Он включал в себя социальные и политические идеи: прогресс, свободу, справедливый и разумный общественный порядок, развитие научных знаний, религиозную терпимость.

1. Общая характеристика эпохи Просвещения
XVIII в. вошел в историю как век Просвещения - мощного идейного движения, порожденного обострившимися противоречиями и охватившего всю Европу.

Движение явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
1.1 Каким виделось просветителям устройство общества?
Я считаю, что разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то, и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать.

Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (острова Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена, Л.А.Бугенвиля, Ж.Ф.Лаперуза положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук.
1.2 Что сподвигло людей исследовать основы мироздания?
Ряд научных открытий позволили сделать вывод, что познание мира человечеством возможно самостоятельным путем, без привлечения высших сил. Загадкам и чудесам уже не оставалось места. Они отошли в прошлое.

Большой вклад в ботанику внес шведский ученый Карл Линней. В работе «Виды растений». Он описал тысячи видов флоры и дал им двойные латинские наименования, которые выражали родовую и видовую принадлежность организма. Например, название рода — смородина, видовые — красная, черная, белая, а полное название: смородина красная, и т.п. В то время именно латынь являлась международным языком науки. Используя его для наименования растений и животных, Линней разрешил сложную проблему: ведь если бы названия давались на разных языках, то под многими наименованиями мог описываться один и тот же вид.

Ж. Б. Ламарк выдвинул первый вариант теории эволюции, получивший наименование «ламаркизма». Ламаркизм усматривал главную силу, приводившую в движение эволюционный процесс, во внутреннем стремлении организмов к совершенству. Хотя ламаркизм скоро уступил место более глубокому пониманию эволюции, предложенному Ч. Дарвином, тем не менее именно Ламарк первым высказал идею о том, что все формы жизни на Земле являются результатом эволюции.



В математике Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц почти одновременно и независимо друг от друга открыли дифференциальное и интегральное исчисление.

Основатель современной химии Антуан Лавуазье составил первый перечень химических элементов, открыл закон сохранения энергии. Лавуазье был казнен в возрасте 52 лет по ложному обвинению в растрате общественных средств. Прочитав многочисленные просьбы о его помиловании, М. Робеспьер — один из вождей Французской революции — заявил: «Революции ученые не нужны».

Развитие науки в период Просвещения имело ряд особенностей:

1. Влияние идей Исаака Ньютона было безраздельным. Его классический труд «Математические начала натуральной философии» вышел первым изданием в 1687 г. В нем Ньютон доказал, что сила тяжести, наблюдающаяся на Земле, является той же самой силой, которая удерживает Землю на орбите при ее вращении вокруг Солнца; что эта же сила удерживает на своих орбитах и все остальные небесные тела; что эта сила пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Закон всемирного тяготения оставался незыблемым до конца XIX в. По Ньютону, время и пространство абсолютны, неизменны, неподвижны, причем эта истина применима ко всем частям пространства. Эти выводы были поколеблены только в XX в. открытиями Альберта Эйнштейна и Нильса Бора.

Альберт Эйнштейн доказал, что при больших скоростях движения тел, достигающих скорости света, и огромных расстояниях, свойственных мегамиру, время и пространство, в которых движутся эти тела, как и их масса, отклоняются от законов, приписываемых им классической механикой Ньютона, обнаруживая ранее неизвестные свойства относительности

Нильс Бор, исследуя явления микромира, доказал, что элементарные частицы также не подчиняются закону Ньютона, а их поведение может быть предсказано только на основе теории вероятности. Выражая принципиальную разницу между современной и ньютоновской картинами мира, Нильс Бор говорил: «Раньше было принято считать, что физика описывает Вселенную. Теперь мы знаем, что физика описывает лишь то, что мы можем сказать о Вселенной.

Таким образом, если Эйнштейн впервые высказал мысль об относительности наших знаний о времени и пространстве, то Бор пошел еще дальше, признав относительность всех наших знаний, включая, конечно, и закон всемирного тяготения Ньютона, который ему представлялся абсолютным.


2. Под влиянием всех идей усилился процесс институализации науки, стала складываться классическая система ее организации.

Специализированными научными организациями, объединяющими профессиональных ученых, стали академии наук. В 1755г. по инициативе Ломоносова был основан Московский университет, ставший одним из центров научной мысли в России. С его созданием появился новый импульс в развитии гуманитарных наук: философских, юридических и экономических. На рубеже XVIII—XIX вв. возникли университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове.

Вслед за университетами стали появляться и высшие учебные заведения другого типа — технические специализированные высшие учебные заведения. Первыми специализированными вузами стало Горное училище в Париже (1747), Горное училище в Петербурге (1773) и др.

В качестве центров организации внутривузовских исследований в университетах и технических вузах появились кафедры. Возникло понятие научная и учебная дисциплина.

Свидетельством повышения общего уровня организации науки стало формирование особых, устойчивых направлений исследований, специальных научно-исследовательских программ. По мнению одного из современных исследователей истории науки Имре Лакатоса, в этот период сформировались следующие 6 основных направлений научных исследований: исследования энергии и теплоты, металлургия, электричество, химия, биология, астрономия.
1.3 Живопись. Появление разнообразных стилей.
С наступлением XVIII века в живописи начал развиваться стиль рококо. В его основе лежала асимметричность, насмешливость и игривость.

Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Персонажами для авторов являлись представители античной мифологии. К ним относились «Венера», «Нимфы», «Диана». Подобным творчеством занимался француз Франсуа Буше. Он являлся художником короля. В своем творчестве он брался за создание театральных декораций и картин.

Англичанин Томас Гейнсборо занимался написанием портретов, которые отличались поэтичностью и утонченностью. Среди итальянцев выделялся Джованни Тьеполо, который занимался изготовлением гравюр и фресок. Франческо Гварди и Антонио Каналетто оставили после себя множество картин с изображением городских пейзажей.

1.4 Театральная деятельность и её золотой век развития.
Театральное искусство в этот период достигло пика своего расцвета. В Англии стали знаменитыми произведения драматурга Ричарда Шеридана «Соперники» и «Школа злословия».

В Венеции работало одновременно 7 театров. Здесь писал свои работы Карло Гольдони, которых у него насчитывалось 267 единиц. Высокую оценку его творчества давал Вольтер.

Однако наиболее известным произведением в Эпоху Просвещения была комедия «Женитьба Фигаро», написанная французом Бомарше. В ней звучала критика царствующей во Франции династии Бурбонов. Буквально сразу после первых постановок пьесы во Франции произошла революция, и старый режим, был свергнут.

По сообщениям из Германии выдающимися драматургами эпохи были Иоганн Гёте и Фридрих Шиллер. Первого из них называли универсальным гением. Среди его произведений были пьесы «Фауст» и «Эгмонт». Шиллер тоже оставил множество сочинений.

1.5 Литература. Торжество буржуазной культуры.
В литературе Эпохи Просвещения появился новый литературный жанр - роман. Зародился сентиментализм, поскольку литература начинает уделять большое внимание чувствам человека, его переживаниям. Таким образом с помощью художественных произведений людям прививаются моральные ценности. Это вполне отвечает идее о том, что книга – это орудие. Просветители рассматривали литературу как средство, позволяющее воспитать их современников в новом духе, то есть она имела в себе сильное дидактическое начало. Однако господство определенного стилевого направления в литературе этого периода не прослеживается.

Просвещение дало литературе и другие новые жанры – это семейная драма и философская повесть. Наиболее известными произведениями того времени являются «Новая Элоиза» - Руссо, «Путешествия Гулливера» - Джонатана Свифта, «Кандид» - Вольтера и «Робинзон Крузо» - Даниэля Дефо. Основная тема каждого из них – это человек как существо, рожденное добрым и стремящееся вернуться в это состояние.
1.6 Толчок к появлению современной музыки.
Именно в эту эпоху сложился современный музыкальный язык. Его основоположником стал композитор Иоганн Бах, который умел писать произведения практически во всех жанрах. Единственным исключением для него была опера. Множество сонат и сюит написал Георг Гендель. При этом ему давалась и оперная музыка.