ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В XVIII веке развитие получила венская школа. Ее представителями были Моцарт, Гайдн, Бетховен. Их произведения в настоящее время исполняются академическими оркестрами. Многие из этих работ основываются на песнях и танцах. При этом великий классик Бетховен часто работал над героическими сюжетами. Он писал произведения для скрипки и фортепиано. В его жизни присутствовал серьезный кризис, когда он лишился слуха. Однако композитор пережил эту потерю и в будущем написал еще множество симфонических трудов.
2 Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения.
Я считаю, что утверждение принципов материализма, борьба с церковью связана прежде всего с специфическим характером религиозности.
Идея "естественной религии" в эпоху Просвещения в XVIII веке началась политическая борьба против засилья церкви и феодализма.
Сперва новое учение казалось привлекательным своей простотой, протестностью, дерзостью. Но когда его революционность потеряла остроту, все увидели, что учение скучно, уныло и примитивно.
Но политически от материализма было отказываться еще рано. Церковное антиматериалистическое учение было на знаменах правящего класса, и борцам за свободу, борцам против эксплуатации народа (эксплуатации в том числе духовенством) нужна была альтернатива. Поэтому старый материализм Фейербаха Маркс с Энгельсом решили модернизировать диалектикой Гегеля (который сам по себе являлся идеалистом). Так появился диалектический материализм, а всех тех материалистов, которые новшество не приняли, стали обзывать вульгарными материалистами.
Однако при этом осталось без внимания, что гегелевские законы нельзя проверить четкими научными экспериментами. Они не всегда работают - так законы ли это?
Вопрос же с бессмертием души просто обошли. "Мы смертны и уходим в прах вместе с телом", говорят марксисты. Но, поясняют марксист «дух наш будет жить». В отдельных религиях встречаются похожие мысли — все умрут, кроме хороших (достойных, благочестивых) людей.
К диалектическому материализму примыкает совсем уже «непонятный» исторический материализм. Разве исторический – не диалектический? А разгадка кроется все в той же политике - обосновать неизбежность победы пролетариата можно было только подведя под нее широкую историческую базу – «все человечество тысячелетиями шло к этому».
А материализм по-прежнему жив. Он удобен, так как не антагонистичен одновременно и науке, и религии. Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
На мой взгляд, просветители хотели построить общество, нормы, ценности, да и саму жизнь на основах разума, т. к. считали его самым главным даром человека. В эпоху Просвещения именно человек становится мерилом всего. А гуманизм заключается в том, что после Средневековья, высшей была объявлена вера в человека и силу его разума, а не в божественный абсолют. Человек является самодостаточным, он не нуждается в церкви, которая сдерживает развитие его индивидуальности, он сможет сам добиться всех поставленных целей.
Если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было антропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея «обожения», понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами. Гуманизм переменил точку зрения.
3. Выдающийся мыслитель эпохи Просвещения: Монтескье.
Шарль Монтескье был философом, писателем, правоведом. Он жил во Франции эпохи Просвещения и много сделал для развития науки и культуры этой страны. Главной его заслугой перед Отечеством является труд о разделении властей: судебной, законодательной, исполнительной.
Местом рождения Шарля Монтескье был замок Ла-Бред, расположенный недалеко от Бордо и принадлежавший отцу мальчика Жаку де Секонда, обладавшему титулом барона де Лабреда. Малыш, получивший двойное имя Шарль Луи, родился в 1689 году 18 января. Когда он достиг соответствующего возраста, то как представитель парламентского «дворянства мантии» был принят в колледж ораторианцев. Это учебное заведение располагалось в Жюйи поблизости Парижа. Свое обучение Шарль де Секонда продолжил в Бордоском университете. Изучив в нем право, он в 1708 году получил статус адвоката.
3.1 Литературная и научная деятельность Монтескье.
Еще в юности Шарль увлекся естественнонаучными исследованиями. Результаты проведенных экспериментов были представлены им в академию. Наблюдение за расширением и сокращением тканей под действием высоких и низких температур позднее послужило основой для философских размышлений о влиянии климата на отдельных личностей и в целом на общественные институты.
Очень интересно было Монтескье и литераторство, особенно сатирические произведения, высмеивающие негативные стороны французского общества. Написанные в 1721 году «Персидские письма» с их острой сатирой были по достоинству оценены читающей публикой. В 1728 году его литературная и научная деятельность позволила Монтескье попасть во Французскую академию.
Ум требовал новой информации об устройстве мира. И сразу после принятия в академию, Шарль отправился путешествовать по разным странам. Он побывал в Италии, Австрии, Голландии, княжествах Германии, а также 1,5 года провел в Англии, где присутствовал на сессиях палаты общин. Его очень поразила правовая система, при которой была разрешена критика правительственной политики, что было невозможно в монархической Франции.
Монтескье очень много времени уделял размышлению, написанию своих трудов. Он много времени проводил в Лабредской библиотеке, где он либо занимался чтением, либо диктовал секретарю наброски своих трудов. Хотя по характеру Монтескье был немного замкнут, он все же иногда посещал парижские салоны, позволявшие ему наблюдать за поведением представителей различных сословий. Успев завоевать славу и закончить многолетний труд, Шарль Монтескье умер в 1755 году. Это случилось в Париже, 10 февраля. К этому моменту великий философ и писатель почти ослеп из-за катаракты.
«Персидские письма» — напечатаны в 1721 году. Писателя привлек восточный антураж, легший в основу произведения. Персидский путешественник рассказывает о своих впечатлениях от Франции и ее обычаев, включая религиозные и политические злоупотребления. Что самим французам кажется совершенно обычным, у иностранного путешественника вызывает глубокое недоумение. «Персидские письма» полны острого юмора, иногда переходящего в злую сатиру. Автор высмеивает и религиозные войны, и абсолютную монархию, и инквизицию, и даже Папу Римского.
«Размышления о причинах величия и падения римлян» — написана в 1734 году. В этой небольшой книге Монтескье разбирает причины возвышения Рима и его упадка. Их знание позволит в будущем избежать ошибок прошлого.
«О духе законов» — 1748 год. Это главный труд Шарля Монтескье – итог 20-ти летних размышлений, изысканий, литературной работы, позволивший облечь социальную и политическую науку в художественную форму, понятную широким массам. Он исследует природу законов и их связь с типом правления, физическими особенностями стран (климатом, количеством населения, рельефом местности и т.д.). Здесь же нашли отражение и идеи о принципе разделения власти, исполнительной, судебной, законодательной, привезенные автором из Англии. Эту книгу тремя годами позже внесли в «Индекс запрещенных книг», поскольку она подрывала устои французской монархии. Работой Монтескье интересовались первые лидеры Французской революции, книгу читали в США, где она была переведена на английский язык.
А в чем же вообще суть законов? Я думаю, что суть отражается в их представлении и понимании. В том, чем этот закон является и как он растет, как он развивается, какие последствия для общества он несет, что с ним случится в будущем. Что-то помогает людям, что-то же наоборот вредит. Ошибки разных обществ и их особенности, различные представления, которые помогают открыться и показать человеку все по-другому.
Заключение.
Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры. В центре идеологии – вера в безграничные возможности разума и здравый смысл, причем в самом широком значении: в сфере природы, индивидуальной и общественной жизни человека. По убеждению просветителей разуму доступны все аспекты бытия. Именно развитие науки стимулирует решение экономических, политических и социальных проблем.
Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям прежде всего на базе законов механики.
Существенное внимание в философии XVIII века уделяется проблеме человека. Сущность человека сводили к его чувственной биологической природе. Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Считая человека природным существом, просветители пытались обосновать равенство людей.
Деятельность просветителей во многом подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789 - 1794 гг. Она выдвинула и обосновала различные принципы гражданского общества: cвобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм. Можно по-разному оценивать эти принципы с позиций сегодняшней действительности. Но одно, несомненно: философия Просвещения вселяла социальный оптимизм и сумела утвердить на долгие десятилетия веру в прогресс, в возможность переустройства общества на началах справедливости.
Список используемой литературы.
1. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо. - 2013. - 355 с.
2. Федорова М.М. Метаморфозы принципов Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций. - 2005. - 190 с.
3. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. - 2013. - 216 с
4. Федотова Е. Век Просвещения. Диалог философии и искусства. - 2013. - 384 с.