Файл: Урок интересным, ярким Как увлечь ребят своим предметом Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, быть полезным в жизни и подчиняются основные задачи современного образования.

Добиться прочных знаний, навыков по предметам, учитель может только в том случае, если он ясно представляет себе уровень подготовки каждого ученика, его индивидуальные пробелы. Работу над индивидуальными пробелами в знаниях учащихся нужно так вплести в ткань урока, чтобы не нарушалась его стройность, чтобы не отвлечь школьников от изучения нового материала, чтобы пробудить интерес и «не дать угаснуть огню любознательности».

- Современный урок несовместим с авторитарностью преподавания, когда подавляются воля, мысль и чувства ученика, а учитель выступает всеведущим, непогрешимым, чуть ли не единственным источником знания.

-Современный урок диалогичен в том смысле, что обучающие и обучаемые образуют единый ансамбль, в котором обе стороны заинтересованы в поисках.

Ребенок по доброй воле не тянется с ранних лет к учебе. Приходится его принуждать или привлекать до тех пор, пока у него не возникнет жажда знаний. «Ребенка, имеющего стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то, что он будет стремиться познать Бога, понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро
, не поступаясь честью, и будет избегать зла. Иначе ему суждено пребывать в невежестве, в лучшем случае получит он весьма поверхностные знания.» Абай

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

• личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

• содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

• методов и приемов обучения.

Я проводила опрос, среди учащихся нашей школы. Вот что об этом они говорят. Приведу несколько высказываний учащихся 3-11х классов.

"Современный урок – это понятный для нас урок.

"Современный урок – это весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются”.

"Современный урок – это разнообразный урок”.

"Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком”.

"Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов”.

"Современный урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни”

Опираясь на эти мнения, я стараюсь на своих уроках заложить у учеников методологические основы познавательной деятельности. Очевидно, что возможности урока в данном аспекте практически безграничны.

Итак, каким же должен быть современный урок? Для меня современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

Как заинтересовать учеников

Дуг Лемов в новой книге «Мастерство учителя», изданной «Манн, Иванов и Фебер» дает рекомендации, как сделать урок более интересным для учеников. Эти советы можно использовать не только в школе: ведь нам всем часто приходится становиться учителями :)

Хорошая история

Расскажите короткую интересную историю, непосредственно связанную с новым материалом. Боб Циммерли, например, прежде чем начать обучать класс делению столбиком, рассказывает историю о детях, оставшихся без дома.



Правильное вступление

Зацепка — краткое вступление, эффективно передающее то интересное и захватывающее, что есть в новом материале, выводящее все это на первый план, мощно привлекающее внимание к новой теме.

Понятная аналогия

Предложите интересную и полезную аналогию, связывающую новую концепцию с той или иной жизненной ситуацией. Например, я недавно присутствовал на уроке, где учительница сравнила замену связей в химических соединениях с тем, как танцоры в танцклассе выбирают себе партнеров.

Реквизит для урока

Оживите рассказ интересным реквизитом. Например, надев куртку, которую мог носить главный герой литературного произведения (или не мог — «Ребята, кто скажет, почему?»). Или принесите на урок глобус и фонарик, чтобы продемонстрировать вращение Земли вокруг Солнца.

Образы и информационные носители

Картинка, фрагмент музыкального произведения или видео (очень короткое) могут сделать вашу зацепку намного эффективнее. Но только при условии, что их использование будет тщательно спланировано и что это способствует достижению главной цели урока, а не отвлекает учащихся от нее.

Подчеркните статус

Опишите, чем именно велик тот, кого вы будете изучать, например перечислите причины, по которым Шекспир считается величайшим английским поэтом и драматургом. Или просто сообщите классу, что сегодня вы начнете читать и исследовать произведение «автора, которого многие считают величайшим из всего его поколения», или «величайшим писателем, который писал о войне», или «величайшим из всех, кто писал о любви и человеческих взаимоотношениях», или

«величайшим англоязычным писателем».

Вызов

Дайте ученикам очень сложное задание, и пусть они попробуют его выполнить. В некоторых школах учителя используют эту игру, что называется, по умолчанию — когда им не удается найти более подходящую зацепку для привлечения внимания детей к новой теме.

При знакомстве с последовательностями необходим подбор задач, которые показывают непосредственную связь с действительностью, например: Задача. В период интенсивного роста человек растёт в среднем на 5 см в год. Сейчас рост у ученика С. – 180 см. Какого роста он будет в 2018 году? Задача. Ежедневно каждый болеющий гриппом человек может заразить 4 окружающих. Через сколько дней могут заболеть все ученики нашей школы?


Кириешки, деревянные ложки, или Как заинтересовать детей на уроке

Урок изобразительного искусства. Чтобы продемонстрировать тему урока, учитель использовала интерактивную доску. В начале занятия высветился вопрос: «Что значит бить баклуши?». Ребята начали активно отвечать: «Бездельничать», «Ничего не делать!». «Правильно», – отмечает учитель. После этого, учитель рассказала ученикам, что значит это выражение и откуда оно появилось. Оказалось, что изначально баклушами на Руси назывались дощечки, вырезанные из дерева.

Потом беседа пошла о деревянных ложках, которыми ели в старину. «Удобно ли пользоваться ложкой, которая не расписана красками?» – спросила педагог.Дети хором прокричали, что если не обработать ложку, то можно получить занозу. И поэтому все сошлись во мнении, что деревянные ложки лучше обрабатывать и красить. Вот этим делом ученикам и предстояло заняться. Учитель раздала ребятам повязки на голову – и они превратились из обычных школьников в настоящих мастеров.

Настоящее туристическое агентство было организовано другим учителем, на уроке окружающего мира во 2 классе. Все малыши были разделены на несколько групп. Педагог подготовила для них большие листы бумаги и вырезанные заготовки с изображением достопримечательностей разных городов: Волгограда, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тулы. Ребята должны были сделать из всего этого настоящий проект, чтобы заинтересовать остальных плакатом своего города. После этого они выходили к доске и рассказывали самые интересные истории, которые знают про эти места: про самые вкусные пряники, самую длинную улицу в мире, памятник «Родина-мать». Во время ответов учитель дополняла рассказы детей и приводила в пример различные факты.

Настоящие эксперименты учитель ставила на занятиях по внеурочной деятельности. Каждая группа исследовала что-то свое. Например, одним предстояло разобраться, как Бетховен мог писать музыку будучи глухим? Чтобы провести этот эксперимент, ученики должны были грызть сухари и заметить, как изменится их слуховое восприятие. Как учительница, кости, в данном случае зубы, хорошо проводят звуки. А Бетховен, оглохнув, слушал игру на рояле, приставив в нему одним концом свою трость, другой конец которой держал у зубов.


На занятиях по внеурочной деятельности группа проводила эксперимент, в котором испытуемый должен был сказать, на каком расстоянии он перестает слышать тиканье часов. После этого школьник слушал громкую музыку, и эксперимент с часами возобновлялся. Ученики сделали для себя интересный вывод – тихие звуки слышатся хуже после более громких. Вот почему нельзя громко кричать, слушать громкую музыку, особенно в наушниках. Слух ухудшается. В конце занятия ученики поблагодарили педагога за новые знания.

Важное место в учебно-воспитательной системе, направленной на повышение познавательной активности учащегося, занимает стимулирование и поощрение самостоятельности учеников, их стремления к творчеству, самовыражению, самоутверждению. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке. Чаще всего нетрадиционный урок - это урок обобщения и систематизации знаний.

Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном процессе. ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ я использую при изложении нового материала , в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы) закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы). ИКТ позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

Особую неоценимую роль на уроке играет эмоциональный фон. Искренность учительского слова, его оригинальная образность, привлечение произведений музыкального и изобразительного искусства позволяют сделать урок ярким, запоминающимся. И если у учеников мне удается вызвать то, что древние греки называли катарсисом, то я испытываю настоящее счастье. Конечно, таких уроков не бывает много, но каждый из них памятен мне и моим ученикам.