Файл: Дифференциации внутри первобытного общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Японии высокий уровень образования, практически каждый японский рабочий имеет законченное среднее образование. Уровень и качество образования в Японии не ниже, чем в США.

Известна практика японских фирм по созданию кружков качества. Высокое качество товаров позволило Японии завоевать ведущее место в мире по конкурентоспособности производимой продукции.

Сегодня в мире высоко ценится японский менеджмент затраты на НИОКР в Японии высокие. ВВП 3%.

Япония в период с 50 -80гг широко заимствовала опыт США, приобретала иностранную технику и технологии. Сегодня она закупает только лучшие американские образцы, создает новую продукцию более высокого качества. Всячески поощряется экспорт наукоемкой продукции. Страна превратилась из чистого импортера в чистого экспортера новой техники.

Высокую конкурентоспособность японских товаров обеспечивают:

  • особая система контроля за качеством продукции,

  • опережающий рост производительности труда,

  • значительно меньшие потери рабочего времени,

  • более высокий уровень доходов на душу населения (большая часть накоплений направляется в производство)

  • самый высокий в мире уровень частных накоплений.



Но для Японии характерны определенные перекосы в структуре экономики, сравнительная узость внутреннего рынка (зависимость от внешних рынков сбыта). Отсутствие собственной сырьевой базы, недостаточно высокое развитие с\х и растущий импорт продовольствия, слабая развитость социальной инфраструктуры, социальной поддержки со стороны государства, продолжительный рабочий день, короткий оплачиваемый отпуск.
Практическое задание №4

Тема 9. Основные направления послевоенного развития Германии, Франции и Англии посте второй мировой войны.

Вопрос №2. Дайте определение сущности политики дирижизма во Франции.

Ответ:

Дирижизм - это политика активного вмешательства государства в экономику, основанная на теории французского экономиста Ф. Перру о принципах индикативного государственного планирования по наиболее важным направлениям развития экономики. Для индикативного планирования было характерно применение прямых методов вмешательства государства в экономику- контроль над ценами, широкая кредитная деятельность, эмиссия ценных бумаг, активная предпринимательская 
деятельность государства, владевшего значительной частью промышленных и транспортных предприятий, и др.

Дирижизм как активная долгосрочная экономическая политика государства на основе планирования рассматривался в качестве инструмента решения задач, стоящих перед экономикой страны после Второй мировой войны - восстановление экономики, ускорение темпов экономического роста, структурная перестройка экономики, модернизация старых отраслей промышленности и создание современных отраслей производства, преодоление отставания национального производства от уровня других стран.

Реальность влияния государства на экономику на основе индикативного планирования была обусловлена наличием значительного государственного сектора и отсутствием крупных финансовых ресурсов у национальных корпораций. Государственный сектор в экономике Франции включал 20% работающих в промышленности, более 60% - в науке и 50%-в недвижимости.

Государственное программирование во Франции базировалось на определении правительством желательного объема производства и дальнейшей разработке конкретных программ развития отдельных отраслей. В соответствии с этими программами правительство заключало контракты с крупными предприятиями, предоставляя одновременно государственные кредиты и налоговые льготы.

Управление экономикой на основе индикативного планирования во Франции затрагивало как государственный, так и частный сектора. С государственными неакционерными предприятиями заключались долгосрочные контракты с конкретными плановыми заданиями, выполнение которых было обязательным. С акционерными обществами с преобладающей долей государства в контрактах определялись только стратегические направления развития и желаемые экономические результаты. Эти экономические ориентиры носили рекомендательный характер, но их выполнение стимулировалось налоговыми льготами, субсидиями и кредитами.

Для реализации индикативного планирования в 1946 г. был создан Генеральный комиссариат планирования и принято семь общенациональных планов развития, регулировавших рост производства, потребления и инвестиций. Государственное планирование, используя распределение государственных финансов, государственных заказов и механизм кредитования, получило реальные механизмы контроля над ценами, инфляцией и т. п.



Каждый план определял собственные приоритеты в развитии экономики. Первый план охватывал период с 1947 по 1950 г. (план Моне, продленный до 1953 г.) и был направлен на восстановление народного хозяйства и модернизацию национализированного сектора экономики. План Моне охватывал такие ключевые отрасли, как энергетику, сельскохозяйственное машиностроение, угольную промышленность, черную металлургию, внутренний транспорт и производство цемента. Успешное выполнение первого плана привело к распространению государственного индикативного планирования на всю экономику страны.

Второй план (1954- 195 7) был направлен на укрепление конкурентоспособности частного сектора экономики. В годы третьего плана (1958-1961) происходил переход от политики протекционизма к режиму "открытой экономики". В 1960-е гг. в период реализации четвертого и пятого планов национального развития был взят курс на рост масштабов производства и создание крупных национальных фирм. В рамках шестого пятилетнего плана (1971-1975) ставилась задача создания национальных компаний международного масштаба, повышения нормы прибыли и стимулирования накопления капитала.

Седьмой план (1976-1980) провозглашал политику "промышленной переориентации". Создание ЕЭС, рост свободного движения капиталов и рабочей силы, усиление влияния мирового рынка на национальную экономику определили основные задачи седьмого пятилетнего плана. Политика "промышленной переориентации" была направлена на приспособление экономики страны к новым условиям международной интеграции на основе создания транснациональных корпораций и усиление связей с мировым рынком. Стремление к формированию универсального хозяйства сменилось ориентацией на поддержку государством наиболее конкурентоспособных отраслей. Одновременно продолжают активно разрабатываться государственные отраслевые программы в ядерной энергетике, информатике, авиастроении.

Если после войны первоначально был взят курс на пропорциональное развитие всего комплекса отраслей, то в 70-е гг. правительство стало стимулировать развитие тех перспективных отраслей, продукция которых могла быть достаточно конкурентоспособной на мировом рынке. Особенно значительные успехи были достигнуты в автомобильной, авиаракетной и электротехнической промышленности. Уже к началу 80-х гг. доля Франции в этих отраслях превышала 10% от совокупного производства развитых капиталистических стран (а не 6%, как по промышленности в целом).


Концепция государственного дирижизма применялась во Франции до 80-х гг. и позволила ей войти в десятку наиболее развитых стран мира.