Файл: Курсовая работа правовой нигилизм и пути его преодоления комилов Турсунпулат Баходиржон угли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ)

Юридический институт

Кафедра теории и истории государства и права,

административного права
Курсовая работа

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Комилов Турсунпулат Баходиржон угли

Руководитель: доктор философских наук, канд. юр. наук
Профессор ____________ М. М Журавлёв

подпись
«_____»_____________2021 г.
Студент группы 062008 _____________Т. Б Комилов

подпись

Томск - 2021
СОДЕРЖАНИЕ


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 1

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 1

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ) 1


Введение

Проанализировав и изучив научные работы и теоретические учения можно полагать, что явление правового нигилизма многогранно и неоднозначно. Исследователи этого явления, по разному трактуют понятие правового нигилизма. Неоднозначная позиция ученых к видам и формам правового нигилизма, а также проблема форм проявления и путей преодоления требует переосмысления научных позиций. Актуальность проблемы этого явления подкреплена также тем, что высокая степень правового нигилизма разрушит зачатки государственных реформ и кадровых перестановок на пути формирования демократичного и гражданского общества.

До недавнего времени проблема правового нигилизма не исследовалась учеными-теоретиками в полной мере. Системный кризис 90-х годов, а также активно строящиеся общественные отношения, подтолкнули исследователей обратить свое внимание на проблему тотального недоверия к государству и полному отрицанию права. Между тем проблема правового нигилизма углубилась своими корнями в далекое прошлое, откуда произрастают современные источники данного феномена.

В разные периоды времени о проблеме этого феномена говорили Ф. Ницше, М. Хайдеггер, И.А. Новиков, В.А. Туманов, Н.И. Матузов, В.И. Гойман и другие ученые. Однако до конца разобраться в сущности и определении правового нигилизма, в его источниках и причинах возникновения, в формах выражения, а главное в путях преодоления до сих пор не удалось. В представленной работе объединены позиции ученых разных исторических поколений и различной философской мысли. Это помогло проанализировать понятие правового нигилизма и проследить факторы, наполняющие его. В помощью сравнительного анализа научных позиций удалось прийти к наиболее обобщенному пониманию правового нигилизма на сегодняшний день.


Объектом курсовой работы выступают общественные отношения подверженные такому феномену как правовой нигилизм.

Предметом курсовой работы является выявление в общественных отношениях форм выражения, исследование сущности, содержания и признаков правового нигилизма и его классификация по различным основаниям, а также условий его проявления.

Цель моей курсовой работы состоит в выработке и обосновании теоретических положений необходимых для преодоления правового нигилизма в социальной жизни.

При исследовании такого негативного правового явления как нигилизм, в рамках данной курсовой работы, будут рассмотрены следующие его аспекты:

• Понятие и определение правовой и социальной природы правового нигилизма;

• Рассмотрение сущности правового нигилизма;

• Определение и анализ форм выражения правового нигилизма, как отрицательного свойства отечественной правовой сферы.

Цель работы заключается в исследовании и рассмотрении путей преодоления правового нигилизма.

Задачи определяются контекстом рассмотрения и изучения обозначенных выше аспектов правового нигилизма в целом.

1. Понятие и признаки правового нигилизма

1.1 Понятие правового нигилизма

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».1 Каждое государство строится на основе социальной системы, которая нуждается в регулировании общественных отношений, в консолидации каждой единицы этого общества, в координации их деятельности. Параллельно с позитивными социальными регуляторами, безусловно, существуют и негативные факторы, которые зачастую оказывают большее воздействие на социум и на поведение индивидуума в частности. К таким негативным регуляторам, можно отнести и правовой нигилизм.

Термин «нигилизм» впервые ввёл Аврелий Августин, христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (354–430). Аврелий Августин называл нигилистами кого мы в настоящее время называем атеистами, то есть тех людей, которые не верят в существование Бога. Этот термин в раннем средневековье в Западной Европе получил обобщённое звучание как «нигилизм» – им стали именовать соответствующее течение религиозной философской мысли.


Считается, что в философский оборот термин «нигилизм» ввёл член Баварской академии наук (Германия) Фридрих Генрих Якоби (1743–1819) в работе, опубликованной в 1787 г. [2]. Ф.Г. Якоби использовал его в своём письме, которое он адресовал своему другу – Фихте. Но Ф.Г. Якоби не дал этому понятию расширенного толкования, никак его не прокомментировав.

В средневековый период словом «нигилизм» католики называли ложно верующих или еретиков. Если говорить современным языком, то нигилистов того времёни отделяло от «истинно верующих» их личное, в т.ч. антирелигиозное мировоззрение (атеизм). С течением времени смысл термина расширялся, а сам термин и связанные с ним представления стали предметом исследования не только теософов, но уже и светской философии.

В свою очередь известный немецкий философ, Ф. Ницше более подробно и всесторонне раскрыл понятие «нигилизм». «Что означает нигилизм?» – спрашивал он сам себя и сам же отвечал: «То, что высшие ценности теряют свою ценность: нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?».2

Термин нигилизм имеет латинское происхождение (от лат. nihil – ничто) мне он был хорошо известен лишь по школьной программе (бессмертное произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети), однако он применялся не к праву.

В 1860 году в свет вышел этот известнейший роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», который стал известным почти всему миру, слово «нигилизм» стало крылатым. Но в контексте этого произведения рассматривается не правовой нигилизм, как я уже сказал, а нигилизм в широком смысле этого слова, который предполагал непризнание или отрицание всего старого «изжившего себя», консервативного. И. С. Тургенев отметил, что «выпущенное мною слово «нигилист» воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом. Не в виде укоризны, не с целью оскорбления было употреблено мною это слово, но как точное и уместное выражения проявившегося исторического факта; оно было превращено в орудие доноса, бесповоротного осуждения, - почти в клеймо позора».3 Например, о своем Базарове Тургенев писал, что «если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». 4

В наше время понятие правового нигилизма достаточно активно апробируется во многих сферах нашей жизни. Но для того, чтобы понять сущность этого явления, нам нужно разобраться в современном понимании определения «нигилизм». Так вот, я решил обратиться к лингвистам. В словаре известного советского лингвиста С.И. Ожегова нигилизм трактуется как «полное отрицание всего, полный скептицизм».
5 В словаре русского писателя в тоже время лексикографа В.И. Даля нигилизм определяется как «безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать».6 В большом энциклопедическом словаре нигилизм определяется как «отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни».7 А что касается современной энциклопедии, то нигилизм определяется как «отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п.».8

Теперь же обращусь к учёным-правоведам, специалистам в области теории государства и права. Как верно отмечает. М.Н. Марченко «общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии отрицания. Похожей точки зрения придерживается и А.И. Новиков в своей монографии «Нигилизм и нигилисты». Он подчеркивает, что «всякий нигилизм представляет собой отрицание. Это его родовая черта. Но можно ли ставить знак равенства между понятиями «отрицание» и «нигилизм»? Безусловно, нет… Понятие «отрицание» несравненно шире понятия «нигилизм». 9

Аналогичную точку зрения высказывает Н.И. Матузов и приводит более весомую аргументацию «Отрицание органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению; при этом диалектическое отрицание выступает как объективный закономерный процесс, а нигилистическое отрицание напротив как официальных объективных общепризнанных закономерностей… Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который конкретизирует отрицание, а степень, то есть интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания, с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. В этом случае проявляется гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных, политических или правовых норм».10 Н.И. Матузов акцентировал внимание на то, что при исследовании этого понятия следует учитывать то, что не всякое отрицание чего–либо в обществе есть нигилизм. Нигилистическое и диалектическое отрицание – это разные явления, то есть диалектическое отрицание оно шире нигилистического.


Сравнивание нигилистического и диалектического отрицания имеет важное значение, так как даёт более глубокое понимание нигилизма, что, однако, не в полной мере удалось вышеупомянутому мной автору. Нигилистическое и диалектическое виды отрицания, на мой взгляд, разные понятия, не по широте охвата, а по характеру отрицаемого. Диалектическое отрицание призвано вытеснить устаревшее, отжившее, сохранив и развив все положительное в жизни общества, а нигилистическое отрицание не признает, отвергает «ставит в ничто» объективно и абсолютно необходимые в данных условиях социальные ценности. К примеру, анархисты отрицают государство и право в социально противоречивом, неоднородном обществе, без которых оно не жизненно.

Что же касается происхождения непосредственно понятия «правовой нигилизм», то его впервые употребил А. Сотников в своей книге «Украденная власть. Правовой шантаж как методформирования рынка взяток» в 2008 году.11 Этот термин был применён к контексту описания поведения чиновников и прямо-таки представлял собой пренебрежение должностным лицом права, как определённой системы, которая выступает регулятором общественных отношений. Очень важно понимать, что это явление присуще не только должностным лицам, служащим в государственных органах, но и обычным гражданам, которые работают в других сферах либо не работающим вовсе.

Правовой нигилизм образуется и существует в обществе, следовательно, он является общественным явлением. Он имеет относительную самостоятельность, также имеет свою историю и логигу развития. В то же время, это явление и индивидуального характера, так как его субъектами выступают личности, которые могут образовывать определенные социальные группы. Его объектом является правовая система. Если же он (нигилизм) направлен хотя бы на один из ее элементов, то он ослабляет правовую систему в целом. При этом отдельный элемент правовой системы, вызвавший, это явление следует рассматривать как предмет правового нигилизма. Его содержание выражается в активных и пассивных формах непризнания и отрицания права (действие и бездействие).

Правовой нигилизм – «определенная форма общественного состояния, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. Степень правового нигилизма является своего рода показателем здоровья общества и государства, в которых он проявляется».12 Поэтому, правовой нигилизм нужно рассматривать не только как правовую категорию, но также как социально-психологическое явление, возникающее в результате оценки права или отдельных его норм людьми, социальными группами или даже всем обществом.