Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ».
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.
Реферат
По дисциплине
«Прокурорский надзор»
На тему: «Концепция развития прокуратуры РФ».
Автор работы
Студент 4 курса группы ЮБ-444
Очной формы обучения
Бабин Артем Максимович
Преподаватель: Лозинский Олег Иванович
Оценка
Роспись
Г. Ростов-на-Дону 2023г.
Содержание
Введение 2
1.Основные этапы становления и развития органов прокуратуры 4
2. Современная концепция развития органов прокуратуры Российской Федерации 8
Заключение 13
Список использованных источников 15
Введение
Прокуратура является неотъемлемым механизмом российской государственности и не может оставаться в стороне от изменений, происходящих в стране. Определяя концепцию развития прокуратуры на современном этапе, следует учитывать роль прокуратуры в правовом демократическом государстве, а также тот факт, что ее развитие должно осуществляться в соответствии с потребностями общества и государства.
В ходе своего развития полномочия прокуратуры претерпели существенные изменения, но вместе с тем статус ее так и остался до конца неопределенным, что, в свою очередь, приводит к постоянным дискуссиям о месте и роли ее в государственном механизме и о том, какие функции она должна осуществлять.
Очевидно, что давно назрела необходимость определить статус прокуратуры, выработать стратегию ее развития, поскольку при определении полномочий прокуратуры возникают перекосы.
Цель исследования – проанализировать концепцию развития прокуратуры РФ.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть основные этапы становления и развития органов прокуратуры. -
Проанализировать современную концепцию развития органов прокуратуры Российской Федерации.
Объект исследования - концепция развития прокуратуры РФ.
Предмет исследования - этапы становления и развития органов прокуратуры, а также современные направления ее развития.
Методы исследования – анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретического материала, сравнительно правовой метод, а также индукция и дедукция.
Теоретическая и нормативная база исследования – законы и нормативные акты, регулирующие деятельность прокуратуры, а также учебная литература, монографии, публикации в научных журналах, источники сети Интернет.
Структура работы – введение, 2 раздела, заключение, список использованных источников и литературы.
-
Основные этапы становления и развития органов прокуратуры
Российская прокурорская служба переживала три этапа исторического развития – прокуратура Российской Империи, прокуратура Союза Советских социалистических республик, прокуратура Российской Федерации.
История прокуратуры и старт первого этапа её развития начался в 1722 году, когда император Пётр Великий издал указ о том, что при Сенате должны быть созданы должности Обер-прокурора и Генерал-прокурора. Аналогичные должности создавались в каждой коллегии, а коллежский прокурор обязывался докладывать обо всём Генерал-прокурору. К функциям прокуроров относилась борьба с должностными злоупотреблениями, судебной путаницей, нарушением законов органами власти. Эти принципы соблюдаются и по всей день. Первый период развиитя прокуратуры закончился в 1917 году1.
В первые десятилетия своего существования полномочия и влияние прокуроров в стране были зыбкими – если в петровские времена прокуратуре отводилось большое значение, то во время правления Екатерины I прокуроры фактически утратили часть своих функций.
В 1730 году императрицей Анной Иоанновной восстанавливается обширное прокурорское влияние. В частности, прокуроры стали вправе осуществлять надзор и контроль. Прокурор мог созвать Сенат, если в том была необходимость, или своим личным распоряжением изменить закон, если в нём была найдена неточность или закралось какое- либо противоречие. В 1775 году Екатерина Великая издаёт указ об учреждениях для управления губерниями, после которого прокурорская служба получает специализированные инструкции, структуру, цели и задачи работы. В выделенной главе указа «О Прокурорской и Стряпчей должности» прописывались все юридические и организационные аспекты создания нового ведомства обязанности и права прокурорских работников, их функции в осуществлении судопроизводства. Следующие крупные реформы прокуратуры провёл Александр Благословенный2.
Манифест «Об учреждении министерств» дал начало восьми новым ведомствам, а министр юстиции был по совместительству и Генерал-прокурором – в некотором смысле юстиция и прокуратура были сращены посредством одного главы. Первый глава прокуратуры Гаврила Романович Державин попытался создать нормативную базу для обеспечения дальнейшей работы прокурорского ведомства – например, отмечалось что в задачу прокурора входит контроль за юридическим процессом, например, недопущения жестокого обращения или допросов с пристрастием, а с другой стороны, чтобы такой гуманизм не привёл к попустительству обращения с преступниками3.
В тот период было положено основание сбора статистических данных о совершаемых правонарушениях для того, чтобы отслеживать динамику и планировать работу органов внутренних дел, в том числе и прокуратуры. Реформы Александра Освободителя, например, судебная, проходившая с 1864 в течение почти трёх десятков лет, изменила работу не только судебной власти, но и органов прокуратуры. Суд становится состязательным, появляются адвокаты и более обширный штат следователей. Требования к работникам прокуратуры в этот период неуклонно растут. Впервые за всю многовековую историю прокуратуры на прокурора возлагается обвинительная функция, которая существует и по сей день – прокурор считается «обвинителем от государства»4.
О роли прокурора хорошо сказал великий русский юрист А. Ф. Кони, отметив, что он играет роль судьи, но не обыкновенного, а того, что говорит открыто и публично. Он обязан проверить все данные, говорящие против подсудимого, обработать их, придав им удобную для понимания форму, и если прокурор считает, что человек действительно виновен и эти факты должны присутствовать в суде – прокурор заявляет о них судье и присяжным.5.
После судебной реформы Александра Второго существенных изменений в работе прокуратуры не было. Суд и прокурорская служба практически не менялись до 1917 года, когда изменениям подверглась не только юридическая сфера жизни общества, но и вся огромная страна. 24 ноября 1917 года, Декретом (О суде) советские власти признали вне закона не только старый суд, но и старую прокуратуру. Владимир Ленин сказал, что все имперские законы, которые расходились с декретами Центрального исполнительного комитета, упразднены. Декрет «О суде» направлен на создание принципиально новой системы правосудия, созданной для трудящихся, построенной без всевозможных формальностей, удовлетворявших ранее классовым интересам, - было сказано в выступлении вождя.
Тем не менее через несколько лет советская власть осознала поспешность своего решения и невозможность устроить правовую систему государства по столь примитивному образцу. В 1922 году принимается декрет «О прокурорском надзоре» - этот нормативный акты и стал началом эпохи советской прокуратуры.
С 1922 года прокуратура начинает работать как отдельный независимый орган власти. Однако и здесь не обошлось без изменений. Через год после того, как была создана советская прокурорская служба, появилась прокуратура Верховного Суда СССР, которая была наделена правом выдвижения законодательных инициатив, а также правом голоса при принятии многих правовых решений.
Разразившиеся Вторая мировая и Великая Отечественная война сильно повлияли на всю страну и на прокурорскую службу в частности. Нагрузка на прокуроров была увеличена, так как только путём надзора и контроля можно было сохранить целостность страны. Часто бывало, что прокуроры работали не только на местах, но и на предприятиях оборонного заказа, на передовой, неустанно следя за тем, чтобы фронт получил всё причитающееся, чтобы не было места коррупции, кумовству, халатности, саботажу, намеренной порче продукции.
После победы значение прокурорской службы не уменьшилось. Теперь служба отвечала за соблюдение всех правил и законов в процессе восстановления страны. Послевоенный СССР показывал не самые лучшие результаты по преступности, поэтому на прокуроров легла задача не только обеспечить восстановление страны, но и улучшить социальную ситуацию в государстве6.
В конце двадцатого века прекратил своё существование Советский Союз. Это вызвало, как и любой социальный катаклизм, большие сложности как экономического, так и социального плана. Увеличилось количество совершаемых преступлений, в том числе и насильственных, прокуратура опять оказалась в авангарде борьбы за общество. 17 января 1992 года принимается Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокуратуре присваивалась централизация управления. Современная прокуратура играет большую роль в жизни общества, а функции, выполняемые ей, необходимы для нормальной жизни страны. Её главная функция – контроль за соблюдением прав и свобод.
2. Современная концепция развития органов прокуратуры Российской Федерации
Стратегия развития прокурорской службы в нашей стране отвечает той роли, которую прокуратура выполняет в жизни нашего общества, отвечает тому, как её деятельность обеспечивает соблюдение прав и свобод человека.
Основание данной теории служат те приоритеты, которые являются базой для развития данного органа власти. База основана, в свою очередь, на главной функции органа – неукоснительно следить за соблюдением законности. Если предпринимать правильные действия по отношению к этим целям, то наше общество будет убеждено в действительном верховенстве российского закона и в беспристрастности российских юридических работников и сотрудников органов власти.
Одной из важных задач прокуратуры является сотрудничеств ос правоохранительными органами в вопросах работы по противодействию преступности, а также процедур предварительного следствия и дознания. Контролем за методами получения показаний, полный надзор за проведением оперативно-розыскных мероприятий, участие в судебной и процессуальной деятельности позволяет гарантировать, что все органы власти государства, работающие в сфере защиты прав человека и гражданина, будут работать, не нарушая законов РФ.
Говоря о современных теоретических и практических основах работы прокурорской службы в Российской Федерации, следует сказать, что прокуратура занимается не только всеми вышеперечисленными вопросами, но и надзором за строжайшим соблюдением права собственности. Также прокуратура следит за беспрекословным исполнением тех правовых актов, которые защищают свободу осуществления экономической деятельности. Как никогда сегодня актуально противодействием коррупционерам, террористам, профессиональным преступникам.
Прогресс сотрудничества прокуратуры с органами судебной власти, пошенная производительность труда прокуроров, которые задействованы в рассмотрении различных судебных дел, выполняющих функция и государственного обвинителя, сейчас является одной из самых важных задач всей прокурорской службы. Здесь следует отметить, что описанные процесс являются двусторонними – совершенствоваться и меняться должна не только прокуратура, но и судебная ветвь власти.
Наряду с вышеописанными, одной из важных задач российской прокуратуры является созданием целостного юридического пространства на территории нашей страны, противодействие различных местным уклонам. Прокуратура, как и другие органы власти, способна достаточно эффективно справляться с такими задачами, как целостное поддержание законности на территории Российской Федерации на всём её достаточно больгом территориальном правовом пространстве7.