Файл: Концепция развития прокуратуры рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Одно из самых определяющих направлений работы прокурорской службы – это контроль за полным исполнением требований законодательства. Это направление работы прокуратуры, которое может быть названо надзорным, направлено не только на восстановление и укрепление соблюдения законов в исполнительной и судебной ветвях власти, причём как федерального, так и регионального уровня, а также местного самоуправление, но и на защиту и построение властной вертикали, целью работы которой является обеспечение, защита и восстановление гражданских прав и свобод.

Продуктивная работа в плане надзора со стороны прокурорской службы также очень положительно влияет на профилактическую функцию прокуратуры – не только устранять, но и предупреждать правонарушения. Если качественно проводить надзорную работу, то такие меры несомненно помогут выявить зреющие правонарушения ан самый ранних стадиях, когда они ещё не успели причинить крупного вреда. Несмотря на всю кажущуюся правильность таких действий, именно эта сфера деятельности прокурорской службы вызывает наибольшие споры в современной правовой среде. Некоторые юристы считают, что следует отменить функцию прокуратуры по надзору за законностью, так как в некоторых странах прокурорская служба не несёт этой функции.

Тем не мене история нашей страны, её культура, социальные и ментальные особенности предполагают наличие такой системы надзора, так как такие профилактические меры оказывают более чем самое положительное влияние на правовую культуру, соблюдение законов, общественные настроения в стране, чувство защищённости граждан от произвола властей.

Некоторые противники надзорного вектора работы прокуратуры опираются на тот факт, что при нарушении чьих-либо прав и свобод стороны вправе обратиться в суд, который и восстановит справедливость и и защитит нарушенные права и свободы, в том числе имущественные и экономические. Существуют даже предложения полностью ликвидировать прокурорскую службу как таковую и передать её функции судебной ветви власти или министерству внутренних дел как исполнительному органы власти.

Тем не менее, нельзя рассматривать данную позицию всерьёз, так как при её составлении не были учтены характеристики российских органов власти. В частности, не был учтён тот факт, что прокуратура не влияет на хозяйственную деятельность органов, кадровые решения, организацию работы органа власти, а лишь наблюдает за соблюдением законов, оставляя органу власти полную свободу во всём остальном. Ликвидация прокуратуры, наоборот, утяжелила бы властную систему и лишила бы общество структуры, которая, не отвлекаясь на посторнние вещи, проверяет верховенство закона в органах, осуществляющих государственную власть.


Также нужно упомянуть что прокуратура никоим образом не ограничивает право граждан на обращение в суд и их стремление восстановиться в своих нарушенных правах и свободах. Наряду с этим, прокуратура также находится под властью суда – если злоупотребления сотрудников прокуратуры будут доказаны, они несут ответственность, устанавливаемую органами судебной власти.

Ещё очень важно отметить, что за последние годы количество обращений граждан в судебные инстанции почти в пятнадцать раз ниже, чем число аналогичных обращений в прокуратуру. Здесь можно сделать вывод, что прокуратура выполняет крайне важную роль для защиты прав и свобод человека, и сами граждане осознают этот факт, пользуясь защитой прокуроров.

Сейчас мы видим, что вектор развития нашей страны в социальном и экономическом плане говорит о том, что нашей правовой системе действительно необходима функция прокурорского надзора. Контролируя законность, российская прокуратура не только обеспечивает следование букве закона в органах власти, но и защиту прав и свобод человека и гражданина, уделяя особое внимание группам людей, чьи права нарушаются наиболее часто – дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды, пенсионеры, лиц с низким уровнем доходов. Следует отметить, что защита прав и свобод осуществляется на полностью бесплатной основе, так как защита прав и свобод граждан – одна из основных функций государства8.

Анализирую развитие российских органов власти, в частности, прокуратуры, нужно отметить, что необходимы постепенные преобразования, вызываемые быстрой сменой социальных структур. Цель этих преобразований – отвечать новым запросам общества, а также новые цели и задачи, которые ставятся перед прокуратурой изменившимися условиями. В соответствии с этим необходимо выделить два этапа преобразований российской прокуратуры – переходный период и время стабилизации, во время которого вводятся новые правила и претворяются в деятельность новые ориентиры. Каждый из периодов характеризуется своим типом прокурорской деятельности, который всё также направлен на обеспечение законности. Нужно помнить, что реформы прокуратуры возможны только с учётом ситуации в социальной, правовой, экономической сфере. Преобразования должны полностью проводиться в интересах прав и свобод человека.

Заключение


На основе изучения исторического опыта, взглядов ученых и практиков, анализа законодательства как в историческом аспекте, так и современных тенденций, Концепция развития прокуратуры может учитывать следующее:



    1. Все прокуроры должны назначаться без согласия органов власти субъектов Российской Федерации, ибо это ставит их в определенную зависимость, а прокуратура - представитель федеральной высшей власти.

    2. Генеральному прокурору следовало бы восстановить право на законодательную инициативу в Федераль­ном Собрании (именно он, руководя органами надзора, анализируя состояние законности, исполнение законов, причины и условия, порождающие и способствующие совершению преступлений и правонарушений, обладает информацией, позволяющей наиболее компетентно вносить предложения по созданию, улучшению и развитию законодательства). Тем более, что закон предусматривает право и обязанность прокурора участвовать в правотворчестве (ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).

    3. Прокуратура как орган надзора уполномочена выступать при его осуществлении от имени государства (при этом она осуществляет не просто надзор за исполнением законов, а надзор от имени Российской Федерации за соблюдением Конституции страны - ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», то есть она уполномочена быть органом конституционного надзора в пределах полномочий, которыми она наделена). Такое положение требует, чтобы деятельность и полномочия, роль и положение прокуратуры, были регламентированы Конституцией РФ. Подробная регламентация построения прокурорской системы, ее роль и положение, в том числе по предоставленным ей мерам реагирования, взаимоотношениям с другими государственными органами, должна быть проведена посредством издания федерального конституционного закона, как это практикуется в отношении ряда структур государства, его органов.

    4. С учетом возложенных на органы прокуратуры задач и целей, определенных законом, за прокуратурой, несомненно, должна быть сохранена ее важнейшая функция - надзор за исполнением законов всеми органами, учреждениями, их должностными лицами и руководителями, в том числе надзор за соответствием закону издаваемых ими правовых актов, в том числе и осуществление прокурором от имени Российской Федерации надзора за соответствием Конституции и закону постановлений и решений Правительства Российской Федерации (как издающихся на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов). Следует подчеркнуть, что прокуратура, Генеральный прокурор РФ не должны и не могут обладать правом отмены данных документов. Считая, что правовой акт не соответствует Конституции или закону, Генеральный прокурор ставит об этом вопрос, а также об отмене такого акта на рассмотрение полномочного органа - Президента либо Правительства РФ. Никто, кроме высшего законодательного органа страны и Президента, не может и не должен быть вне надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, осуществляемого органом, уполномоченным на это государством.





Список использованных источников


1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 31.07.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс», 2020.

  1. Баева К. М. История развития и становления современной прокуратуры в Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 4 (47). С. 225

  2. Гершевский Ю. Р. Причины возникновения института прокуратуры в России // Законность. 2008. № 12. С. 7-12.

  3. Игонина, Н. А. Конституционализация прокуратуры: история, перспективы развития / Н. А. Игонина // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2020. – № 5(79). – С. 99-106

  4. Пономаренко, С. В. Основные этапы истории развития российской прокуратуры (исторический аспект) : специальность 07.00.02 "Отечественная история" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Пономаренко Сергей Владимирович. – Москва, 2008. – 30 с.

  5. Соловьева, Н. А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе : лекция / Н. А. Соловьева, А. А. Меденцов ; Н. А. Соловьева, А. А. Меденцов ; М-во образования и науки, Волгогр. гос. ун-т. – Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2015. – 67 с.

  6. Шобухин В. Ю. Тенденции развития прокуратуры в России в период 1722-1864 гг. // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 79-86.

  7. Юлдашева, А. И. История развития и становления прокуратуры в РФ / А. И. Юлдашева // Студенческий форум. – 2022. – № 38-2(217). – С. 66-69.

  8. Яковлев, А. В. Прокуратура России: исторические этапы развития / А. В. Яковлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 178-180.

1 Яковлев, А. В. Прокуратура России: исторические этапы развития / А. В. Яковлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 178-180.


2 Гершевский Ю. Р. Причины возникновения института прокуратуры в России // Законность. 2008. № 12. С. 7-12.

3 Баева К. М. История развития и становления современной прокуратуры в Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 4 (47). С. 225


4 Юлдашева, А. И. История развития и становления прокуратуры в РФ / А. И. Юлдашева // Студенческий форум. – 2022. – № 38-2(217). – С. 66-69.

5 Шобухин В. Ю. Тенденции развития прокуратуры в России в период 1722-1864 гг. // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 79-86.


6 Пономаренко, С. В. Основные этапы истории развития российской прокуратуры (исторический аспект) : специальность 07.00.02 "Отечественная история" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Пономаренко Сергей Владимирович. – Москва, 2008. – 30 с.



7 Игонина, Н. А. Конституционализация прокуратуры: история, перспективы развития / Н. А. Игонина // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2020. – № 5(79). – С. 99-106


8 Соловьева, Н. А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе : лекция / Н. А. Соловьева, А. А. Меденцов ; Н. А. Соловьева, А. А. Меденцов ; М-во образования и науки, Волгогр. гос. ун-т. – Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2015. – 67 с.