Файл: Лекция Ценности и их роль в жизни человека и общества Ценностносмысловая сфера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сериков В.В. Лекция 1. Ценности и их роль в жизни человека и общества
Ценностно-смысловаясфераличностииусловияееразвития. Прежде чем выстраивать систему воспитания ценностных ориентаций у своих подопечных, классному руководителю необходимо уяснить особенности этой
Практическая работа № 1 к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»
Практическая работа состоит из двух частей:
1. Изучение учебных материалов по теме
1. Изучила представленную главу монографии А.В. Серого,
М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
2. Составила конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
Задача воспитания – обеспечить адекватное понимание и принятие ценности, превращение ее в жизненный неотъемлемый принцип жизнедеятельности человека. Почему это важно? Да по той простой причине, что ценности – это не «правила дорожного движения», в которых все просто и однозначно разъяснено. К примеру, возьмем такой ценностный регулятор
для «проникновения» ценности в сознание ребенка нужна эмоциональная ситуация-событие, а не просто «плановое мероприятие».
Вместе с тем понятно, что «ситуация» как некий эмоциональный всплеск «зажигает» своеобразный духовный «огонек» в сознании ребенка, но этот свет может угаснуть, если воспитанник не будет постоянно
находиться в нравственно ориентированной «повседневности», в среде, наполненной творческими коллективными делами, выполняемыми вместе со сверстниками, открытиями «друг друга», не будет жить жизнью, в которой, по словам поэта,
«тесно от больших событий» (Л. Ошанин). Такой ценностно ориентированной, личностно развивающей и должна быть жизнь коллектива школьного класса, в котором формируются ценностные ориентации!
Опыт показывает, что ценности усваиваются успешнее, быстрее становятся жизненными поведенческими смыслами, если они часто выступают содержанием бесед, диалогов, диспутов, «проговариваются» в классе. Ценность лучше осмысливается, если она предстает на фоне своих
«антиподов», антиценностей – мещанских, обывательских, корыстных, безответственных, националистических, негуманных и даже бесчеловечных суждений и деяний, которыми, к сожалению, наполнен современный мир. Разоблачение всех этих проявлений – также важнейшая миссия классного руководителя!
Если дошкольнику мир ценностей в основном раскрывается через игруиролевоеобщение, то с приходом его в школу существенно меняется ситуация развития. Участие в обязательной учебной деятельности обусловливает главные новообразования младшегошкольноговозраста– становление осознанностиипроизвольности(Л.С. Выготский). Воля как механизм достижения цели эффективно функционирует, когда ребенок видит смысл, значимость и ценностьтой цели, для осуществления которой он прилагает усилия. Если добавить к этому то, что в данном возрасте велик авторитет
учителя, то можно вполне полагать, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для принятия ребенком ценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и других социально значимых ценностей.
Подростковый возраст с присущей ему ориентацией ребенка на самореализацию в сообществе сверстников, на интимно-личностные формы общения характеризуется резким возрастанием интереса подростков к ценностным регулятивам сознания и поведения человека, к подлинному
содержанию тех или иных ценностей. Подросток избирателен и эмоционален, он нуждается в ценностно-смысловом диалоге со сверстниками и взрослыми, хотя и не всегда проявляет это, стремится идентифицировать себя с принимаемой им группой, коллективом. Это как раз тот возраст, в котором как никогда востребованы разговорыоважном. Подросток нуждается в поддержке, стремится к пониманию и счастлив,когдаегопонимают. Осмысление и интерпретация ценностей становится при этом важнейшим содержанием бесед и классных часов (часов классного руководителя).
Потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих – лейтмотив развития личности вюношескомвозрасте. Ценностные ориентации на этом возрастном этапе выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности. Признаком нормальной социализации юноши становится его автономность: ему не нужно напоминать о ценностях, он сам не желает отступать от своих принципов. Эти новообразования требуют уважительного отношения со стороны классного руководителя без попыток
манипуляции молодыми людьми.
при изучении состояния ценностных ориентаций школьников важно учесть, что сформированность ценностно-смысловой сферы у детей может находиться на различных уровнях. Самыйнизкийуровеньимеет место
демонстрирующих образцы нравственного сознания и поведения.
Основополагающий компонент системы работы классного руководителя в контексте формирования ценностных ориентаций у обучаемых – это определение специфического содержания данного процесса. Мир ценностей разнообразен, и они могут формироваться на материале различных видов культурного, при усвоении разнообразных идей. Так, при формировании патриотических ценностей на первое место выходит развитие у школьников осознания и принятия российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, сопричастности к культуре Российской Федерации, своего края, народов России. Доминирующим при этом является воспитание ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к ее науке, искусству, спорту, научным технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Нельзя оставить без внимания любовь к природе, к истории Отечества, уважение к его государственным органам, к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Но в какой бы
форме ни протекала воспитательная акция, она должна неизменно отвечать таким психолого-педагогическим требованиям, как:
-
постановка школьников в позиции субъектов – организаторов данной акции; -
ролевое распределение функций, обеспечивающее личностный рост и возможность самореализации каждого участника; -
обогащение знаний и наглядно-образных представлений школьников о Родине, ее истории и национальных ценностях; -
социальная направленность мероприятия, его вклад в развитие школы, российской территории, помощь ее жителям, развитие региональных традиций; -
возможность проявить свою гражданско-нравственную позицию, оценить свой собственный социально-личностный рост.
3. Проверила свой конспект по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесла с таблицей интерпретации результатов.
4. Сделала вывод, насколько обогатились мои представления
о ценностных ориентациях и путях их формирования.
5. Сделала вывод, насколько обогатились мои представления
о читательской грамотности и путях ее формирования.
Критерии оценивания:
В конспекте зафиксированы:
Критерий оценивания | Баллы |
1. Найти и извлечь информацию из текста | |
В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность» | 1 |
В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций | 1 |
В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга | 1 |
В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности | 0 |
В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности | 1 |
В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека | 1 |
В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности | 0 |
В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности | 1 |
В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития | 1 |
В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения | 0 |
2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста | |
Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов | 1 |
3. Осмыслить и оценить сообщения текста | |
Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности | 1 |