Файл: Методические указания к курсовой работе по дисциплине Средства и методы управления качеством для студентов очной и заочной форм обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Методические указания к курсовой работе

по дисциплине «Средства и методы управления качеством»

для студентов очной и заочной форм обучения

направления подготовки 221400.62 «Управление качеством», профиль 1 «Управление качеством в производственно-технологических системах»


Иркутск 2013


Оглавление

Предисловие ……………………………………………………………3

1 Теоретическая часть…………… …………………………………….5

2 Практическая часть ………………………………………...……… ..7

Заключение…………………………………………………………….14

Библиографический список ……………………………………….…. 15

Приложение А ………………………………………………………... 16

Приложение Б…………….…………………………………………… 17

Приложение В ………………………………………………………….18

Приложение Г ………………………………………………………….19

Предисловие


Управление качеством является основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия/компании.

Контроль и управление протекающими процессами и представление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса – основное назначение средств и методов управления качеством.

Качество создается на всех стадиях производства. На каждой стадии существуют свои методы и инструменты достижения качества. Фундаментом качества товара является определение потребностей потребителя.

Внедрение современных систем качества невозможно без широкого активного участия в этом процессе всего персонала, вовлечения в обеспечение качества буквально каждого работника.
Целями освоения учебной дисциплины «Средства и методы управления качеством» являются: формирование у студентов знаний стратегии TQM, умений в применении различных инструментов и методов TQM и навыков в области постоянного (непрерывного) улучшения.

Основными задачами дисциплины «Средства и методы управления качеством» являются изучение методов контроля и совершенствования процессов организации, методов планирования качества продукции, психологических барьеров и методов их преодоления, надежной системы коммуникаций.

Цель работы

Обучение студентов эффективному использованию средств и методов управления качеством в практической деятельности, а также контроль полученных ими теоретических знаний.

 

Назначение

Курсовая работа представляет собой развернутое изложение результатов изучения студентами теории и практики изучаемого курса дисциплины.

Задания курсовой работы основываются на знаниях, полученными студентами при изучении материалов курса дисциплин «Всеобщее управление качеством», «Основы обеспечения качеством», «Организация труда», «Управление персоналом в системном менеджменте качества», «Менеджмент», «Маркетинг». 

Знания и навыки, полученные студентами в ходе изучения курса дисциплины «Средства и методы управления качеством» и выполнения курсовой работы должны служить базой для изучения следующих дисциплин: «Взаимоотношения с потребителями в системе менеджмента качества», «Трудоохранный менеджмент производственных процессов», «Трудоохранный менеджмент в стандартах OHSAS 18001», «Управление процессами», «Аудит системы менеджмента качества», «Производственная практика», «Итоговая государственная аттестация».

 
Структура курсовой работы:

Введение

1 Теоретическая часть

Выбор варианта теоретической части курсового проекта осуществляется по значению порядкового номера студента в списке преподавателя. Номер варианта указывается на титульном листе курсового проекта. Объем теоретической части составляет 10-15 листов формата А4 машинописного текста.

2 Практическая часть

Практическая часть проекта выполняется на основе отчета по учебной практике, ранее пройденной студентами.

Заключение

Библиографический список

Оформление курсового проекта производится в соответствии с положением № П.420700.05.4.092-2012 «Требования к оформлению текстовой и графической документации. Нормоконтроль». Текст допускается как рукописный, так и печатный. Графические материалы выполняются на листах формата А3 (приложение А) и оформляются в виде приложения к курсовому проекту.

1 Теоретическая часть

Выполнить теоретическую проработку заданной темы с реферативным изложением в курсовой работе

Таблица 1

Перечень реферативных тем



варианта

Наименование реферативной темы

1

Методы оценки удовлетворенности потребителей

2

Oрганизационно-методические подходы к созданию интегрированных систем менеджмента

3

Применение моделей самооценки организаций

4

Политика и цели в области качества: порядок разработки и реализации

5

Стратегическое планирование в рамках TQM

6

Трудности в реализации TQM как отражение сопротивления изменениям

7

Интегрированная система менеджмента – основа устойчивого развития организации

8

Развитие организации на основе изменений корпоративной культуры

9

Использование информационных технологий при осуществлении TQM

10

Применение метода развертывания функции качества (QFD)

11

Основные направления обучения в области менеджмента качества. Уровни обучения

12

Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления качеством

13

Современные концепции управления: "Шесть сигм"

14

Реинжиниринг бизнес-процессов и организаций

15

Процедуры и методология идентификации опасностей производственного процесса

16

Сущность и содержание управления знаниями в организации

17

Система производительного обслуживания оборудования с участием всего персонала

18

Инструменты и методы реализации Бережливого производства

19

Система защита от ошибок – метод совершенствования технологических процессов







варианта

Наименование реферативной темы

20

Кайдзен – система непрерывного улучшения технологических процессов

21

Применение BSC для улучшения деятельности организации

22

Применение метода «Развертывание функции качества (QFD)»

23

Основные элементы системы экологического менеджмента предприятия и их взаимодействие

24

Разработка руководства по качеству предприятия: порядок и требования к разработке

25

Основные элементы системы менеджмента предприятия в области охраны

26

Методы оценки поставщиков

27

Методы оценки результативности систем менеджмента качества

28

Методика APQP - перспективное планирование качества продукции и планы управления


29

Система «Упорядочение». Цели, создание и развитие системы

30

Вовлечение работников всех уровней, как основной принцип TQM и его применение на предприятиях



2 Практическая часть

2.1 Метод «Упрощение». Диаграмма Харрингтона
Для выполнения задания необходимо воспользоваться данными отчетов по учебной и производственной практик.

Основное назначение метода упрощения заключается в том, чтобы исключить потери и лишние избыточные расходы элементов бизнес-процесса. Упрошенный процесс идет легко, без сопротивления, не снижая уровня показателей ни внутри самого процесса, ни в своем взаимодействии с внешней средой, внутри которых он существует. Для достижения эффекта упрощения существует несколько приемов, которые можно использовать по отдельности.

Анализ добавленной ценности - главный принцип упрощения процессов.

Величину добавленной ценности AV(added value) можно получить из формулы.
AV=V - V,
где Va - ценность после обработки;


Vb - ценность перед обработкой.
Как уже отмечалось, ценность в этом смысле, есть результат действия большого числа субъективных факторов, таких как функциональность, престижность, совместимость с другими продуктами и т.д. Более того, ценность для потребителя не зависит от того, каковы были затраты на производство.

В ходе производства в организации выполняется множество действий. Их можно разделить на три категории:

1. Действия, реально добавляющие ценность (ДДЦ). Действия, добавляющие продукции ценность с точки зрения конечного покупателя. Это типичные операции, создающие функциональность продукции и соответствующий внешний вид.

2. Действия, добавляющие ценность организации (ДДО). Это операции, во время которых с точки зрения покупателя никакой новой ценности не добавляется. Однако они нужны с точки зрения организации. Это может быть планирование производства, обслуживание и ремонт оборудования, управление персоналом и т.д.

3. Действия, не добавляющие ценность (ДНЦ). Это действия, которые вообще не добавляют ценность ни для потребителя, ни для организации. Типичные примеры – вынужденные простои производства, складирование, переделка продукции и т.д.

Анализ добавленной ценности включает в себя анализ каждого отдельного действия бизнес-процесса для определения его ценности для конечного потребителя. Задача заключается в классификации всех действий по трем указанным выше категориям, чтобы затем оптимизировать действия из категории № 2 и исключать действия из категории № 3. Анализ проводится методом, суть которого – нахождение ответов на вопросы, приведенные на рисунке 1.

После того, как все действия классифицированы (отнесены к одной из трех категории) нужно взять блок-схему процесса и раскрасить соответствующие прямоугольники разноцветными маркерами. Например, действия категории 1 – в зеленый цвет, категории 2 – желтый, а категории 3 – в красный. Такая раскраска дает наглядное представление о том, какая часть действий фактически связана с добавлением ценности.

Действие




Нужен ли полученный выход?


Да Нет


Вносит ли вклад в удовлетворение потребителя?

Вносит ли вклад в потребности организации?

Нет


Фактическая добавленная ценность


Организационная добавленная ценность

Нет добавленной ценности



  • Обслуживание ● Планирование ● Складирование

заказа ● Обслуживание ● Проверка

  • Производство оборудования ● Переработка

  • Упаковка ● Регистрация


Действия,

которые обязательно должны быть выполнены для удовлетворения требований потребителей

Действия, которые не вносят вклад в удовлетворение требований потребителя;

их надо либо оптимизировать, либо исключить
времени

Рисунок 1 - Анализ добавленной ценности
Другой способ графического представления этой информации — диаграмма Харрингтона, построенная в координатах «затраты — время цикла». Пример построения диаграммы Харрингтона представлен на рисунке 2. Она позволяет оценить эффект, который достигается оптимизацией действий категории 2 и исключением действий категории 3. Цель — сделать действия категории 1 основной частью бизнес-процесса с точки зрения затрат и времени.
Производственные затраты

Действия категории №1

Действия категории №2
Действия категории №3


Действия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рисунок 2 - Зависимость затрат от времени цикла

Оптимизация действий категории 2 и исключение действий категории 3 — самостоятельный проект. Можно дать несколько общих советов:

1) исключить переделки можно только устраняя их причины, приводящие к ошибке;

2) движение документов или другой информации можно минимизировать, комбинируя соответствующие операции, приближая адресатов друг к другу или автоматизируя процесс;

3) время простоев можно минимизировать, комбинируя соответствующие операции, балансируя рабочую нагрузку или автоматизируя;