Файл: Методические указания к курсовой работе по дисциплине Средства и методы управления качеством для студентов очной и заочной форм обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Методические указания к курсовой работе
по дисциплине «Средства и методы управления качеством»
для студентов очной и заочной форм обучения
направления подготовки 221400.62 «Управление качеством», профиль 1 «Управление качеством в производственно-технологических системах»
Иркутск 2013
Оглавление
Предисловие ……………………………………………………………3
1 Теоретическая часть…………… …………………………………….5
2 Практическая часть ………………………………………...……… ..7
Заключение…………………………………………………………….14
Библиографический список ……………………………………….…. 15
Приложение А ………………………………………………………... 16
Приложение Б…………….…………………………………………… 17
Приложение В ………………………………………………………….18
Приложение Г ………………………………………………………….19
Предисловие
Управление качеством является основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия/компании.
Контроль и управление протекающими процессами и представление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса – основное назначение средств и методов управления качеством.
Качество создается на всех стадиях производства. На каждой стадии существуют свои методы и инструменты достижения качества. Фундаментом качества товара является определение потребностей потребителя.
Внедрение современных систем качества невозможно без широкого активного участия в этом процессе всего персонала, вовлечения в обеспечение качества буквально каждого работника.
Целями освоения учебной дисциплины «Средства и методы управления качеством» являются: формирование у студентов знаний стратегии TQM, умений в применении различных инструментов и методов TQM и навыков в области постоянного (непрерывного) улучшения.
Основными задачами дисциплины «Средства и методы управления качеством» являются изучение методов контроля и совершенствования процессов организации, методов планирования качества продукции, психологических барьеров и методов их преодоления, надежной системы коммуникаций.
Цель работы
Обучение студентов эффективному использованию средств и методов управления качеством в практической деятельности, а также контроль полученных ими теоретических знаний.
Назначение
Курсовая работа представляет собой развернутое изложение результатов изучения студентами теории и практики изучаемого курса дисциплины.
Задания курсовой работы основываются на знаниях, полученными студентами при изучении материалов курса дисциплин «Всеобщее управление качеством», «Основы обеспечения качеством», «Организация труда», «Управление персоналом в системном менеджменте качества», «Менеджмент», «Маркетинг».
Знания и навыки, полученные студентами в ходе изучения курса дисциплины «Средства и методы управления качеством» и выполнения курсовой работы должны служить базой для изучения следующих дисциплин: «Взаимоотношения с потребителями в системе менеджмента качества», «Трудоохранный менеджмент производственных процессов», «Трудоохранный менеджмент в стандартах OHSAS 18001», «Управление процессами», «Аудит системы менеджмента качества», «Производственная практика», «Итоговая государственная аттестация».
Структура курсовой работы:
Введение
1 Теоретическая часть
Выбор варианта теоретической части курсового проекта осуществляется по значению порядкового номера студента в списке преподавателя. Номер варианта указывается на титульном листе курсового проекта. Объем теоретической части составляет 10-15 листов формата А4 машинописного текста.
2 Практическая часть
Практическая часть проекта выполняется на основе отчета по учебной практике, ранее пройденной студентами.
Заключение
Библиографический список
Оформление курсового проекта производится в соответствии с положением № П.420700.05.4.092-2012 «Требования к оформлению текстовой и графической документации. Нормоконтроль». Текст допускается как рукописный, так и печатный. Графические материалы выполняются на листах формата А3 (приложение А) и оформляются в виде приложения к курсовому проекту.
1 Теоретическая часть
Выполнить теоретическую проработку заданной темы с реферативным изложением в курсовой работе
Таблица 1
Перечень реферативных тем
№ варианта | Наименование реферативной темы |
1 | Методы оценки удовлетворенности потребителей |
2 | Oрганизационно-методические подходы к созданию интегрированных систем менеджмента |
3 | Применение моделей самооценки организаций |
4 | Политика и цели в области качества: порядок разработки и реализации |
5 | Стратегическое планирование в рамках TQM |
6 | Трудности в реализации TQM как отражение сопротивления изменениям |
7 | Интегрированная система менеджмента – основа устойчивого развития организации |
8 | Развитие организации на основе изменений корпоративной культуры |
9 | Использование информационных технологий при осуществлении TQM |
10 | Применение метода развертывания функции качества (QFD) |
11 | Основные направления обучения в области менеджмента качества. Уровни обучения |
12 | Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления качеством |
13 | Современные концепции управления: "Шесть сигм" |
14 | Реинжиниринг бизнес-процессов и организаций |
15 | Процедуры и методология идентификации опасностей производственного процесса |
16 | Сущность и содержание управления знаниями в организации |
17 | Система производительного обслуживания оборудования с участием всего персонала |
18 | Инструменты и методы реализации Бережливого производства |
19 | Система защита от ошибок – метод совершенствования технологических процессов |
№ варианта | Наименование реферативной темы |
20 | Кайдзен – система непрерывного улучшения технологических процессов |
21 | Применение BSC для улучшения деятельности организации |
22 | Применение метода «Развертывание функции качества (QFD)» |
23 | Основные элементы системы экологического менеджмента предприятия и их взаимодействие |
24 | Разработка руководства по качеству предприятия: порядок и требования к разработке |
25 | Основные элементы системы менеджмента предприятия в области охраны |
26 | Методы оценки поставщиков |
27 | Методы оценки результативности систем менеджмента качества |
28 | Методика APQP - перспективное планирование качества продукции и планы управления |
29 | Система «Упорядочение». Цели, создание и развитие системы |
30 | Вовлечение работников всех уровней, как основной принцип TQM и его применение на предприятиях |
2 Практическая часть
2.1 Метод «Упрощение». Диаграмма Харрингтона
Для выполнения задания необходимо воспользоваться данными отчетов по учебной и производственной практик.
Основное назначение метода упрощения заключается в том, чтобы исключить потери и лишние избыточные расходы элементов бизнес-процесса. Упрошенный процесс идет легко, без сопротивления, не снижая уровня показателей ни внутри самого процесса, ни в своем взаимодействии с внешней средой, внутри которых он существует. Для достижения эффекта упрощения существует несколько приемов, которые можно использовать по отдельности.
Анализ добавленной ценности - главный принцип упрощения процессов.
Величину добавленной ценности AV(added value) можно получить из формулы.
AV=V - V,
где Va - ценность после обработки;
Vb - ценность перед обработкой.
Как уже отмечалось, ценность в этом смысле, есть результат действия большого числа субъективных факторов, таких как функциональность, престижность, совместимость с другими продуктами и т.д. Более того, ценность для потребителя не зависит от того, каковы были затраты на производство.
В ходе производства в организации выполняется множество действий. Их можно разделить на три категории:
1. Действия, реально добавляющие ценность (ДДЦ). Действия, добавляющие продукции ценность с точки зрения конечного покупателя. Это типичные операции, создающие функциональность продукции и соответствующий внешний вид.
2. Действия, добавляющие ценность организации (ДДО). Это операции, во время которых с точки зрения покупателя никакой новой ценности не добавляется. Однако они нужны с точки зрения организации. Это может быть планирование производства, обслуживание и ремонт оборудования, управление персоналом и т.д.
3. Действия, не добавляющие ценность (ДНЦ). Это действия, которые вообще не добавляют ценность ни для потребителя, ни для организации. Типичные примеры – вынужденные простои производства, складирование, переделка продукции и т.д.
Анализ добавленной ценности включает в себя анализ каждого отдельного действия бизнес-процесса для определения его ценности для конечного потребителя. Задача заключается в классификации всех действий по трем указанным выше категориям, чтобы затем оптимизировать действия из категории № 2 и исключать действия из категории № 3. Анализ проводится методом, суть которого – нахождение ответов на вопросы, приведенные на рисунке 1.
После того, как все действия классифицированы (отнесены к одной из трех категории) нужно взять блок-схему процесса и раскрасить соответствующие прямоугольники разноцветными маркерами. Например, действия категории 1 – в зеленый цвет, категории 2 – желтый, а категории 3 – в красный. Такая раскраска дает наглядное представление о том, какая часть действий фактически связана с добавлением ценности.
Действие
Нужен ли полученный выход?
Да Нет
Вносит ли вклад в удовлетворение потребителя?
Вносит ли вклад в потребности организации?
Нет
Фактическая добавленная ценность
Организационная добавленная ценность
Нет добавленной ценности
-
Обслуживание ● Планирование ● Складирование
заказа ● Обслуживание ● Проверка
-
Производство оборудования ● Переработка
-
Упаковка ● Регистрация
Действия,
которые обязательно должны быть выполнены для удовлетворения требований потребителей
Действия, которые не вносят вклад в удовлетворение требований потребителя;
их надо либо оптимизировать, либо исключить
времени
Рисунок 1 - Анализ добавленной ценности
Другой способ графического представления этой информации — диаграмма Харрингтона, построенная в координатах «затраты — время цикла». Пример построения диаграммы Харрингтона представлен на рисунке 2. Она позволяет оценить эффект, который достигается оптимизацией действий категории 2 и исключением действий категории 3. Цель — сделать действия категории 1 основной частью бизнес-процесса с точки зрения затрат и времени.
Производственные затраты
Действия категории №1
Действия категории №2
Действия категории №3
Действия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рисунок 2 - Зависимость затрат от времени цикла
Оптимизация действий категории 2 и исключение действий категории 3 — самостоятельный проект. Можно дать несколько общих советов:
1) исключить переделки можно только устраняя их причины, приводящие к ошибке;
2) движение документов или другой информации можно минимизировать, комбинируя соответствующие операции, приближая адресатов друг к другу или автоматизируя процесс;
3) время простоев можно минимизировать, комбинируя соответствующие операции, балансируя рабочую нагрузку или автоматизируя;