Файл: Занятие для обучающихся 89 классов по теме Что мы Родиной зовем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия:
Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоролик из представленных материалов о России
- видеоролик https://yandex.ru/video/preview/3455088825922464179
https://yandex.ru/video/preview/16413251118977576472
https://yandex.ru/video/preview/3402550122387303802
- карточки со значением слова «Родина»
- комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика.
Часть 2. Основная часть.
Организация деятельности учащихся
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение. Рефлексия
Подведение итогов занятия, размышление над незаконченными фразами.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный этап (не более 5 минут).
Беседа: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Демонстрация видео (дикторский текст)
В нашей душе появляется и бережно хранится информация о памятных местах, людях, событиях, которые формируют личность человека, являются значимыми и судьбоносными.
У каждого человека есть Родина: то место, где он родился и живёт, где становятся близкими и знакомыми леса и поля, реки и горы. Человек любит свою семью, друзей, свой народ.
Сергей Александрович Есенин, известный поэт начала ХХ века, говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин смог поэтически тонко передать красоту родной страны в своих лирических произведениях. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то», - говорил поэт. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви к родине.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Чувство Родины возникает у человека в раннем детстве с приобщения к родному языку и культуре. Как сказочный клубок, данный бабой Ягой в Лукоморье, оно ведет его неведомыми дорожками на бой со злым Кощеем за справедливость и счастье.
Со временем волшебный клубок превращается в путеводную звезду, которая помогает повзрослевшему человеку определить свое место в мире, свою национальную идентичность и принадлежность к своему народу, его истории, культуре и достижениям.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В родном доме и стены помогают.
В дом, где смеются, приходит счастье.
Всякий дом хозяином держится.
И малый дом большим трудом славится.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
О Наро-Фоминске.
Наро-Фоминск получил статус города 15 марта 1926 года. В черту города вошли сёла Наро-Фоминское и Мальково, а также деревни Введёновка и Бутырки. Село Наро-Фоминское, давшее название городу, ведёт историю с давних времён: когда-то это были два поселения – село Фоминское и деревня Малая Нара. Раскопки на Фоминском городище показали, что здесь было поселение ещё в XII веке.
Первое письменное упоминание о Фоминском встречается в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты (1339). В те времена Фоминское, расположенное на пути к Москве от Боровска и Вереи, играло важную стратегическую и экономическую роль в жизни Московского княжества. Деревня Малая Нара в XVII-XVIII вв. была вотчиной Савво-Сторожевского монастыря. Село Мальково принадлежало Боровскому Пафнутьеву монастырю. В 1646 году Фоминское значилось деревней. В 1654 году с постройкой церкви Николая Чудотворца деревня Фоминская вновь стала селом. В 1708 году при разделении Российского государства на губернии и провинции сёла Фоминское, Мальково, деревня Малая Нара вошли в состав Московской провинции Московской губернии. Во времена Екатерины II они были включены в Верейский уезд Московской губернии. В 1802 году Мальково отошло к Боровскому уезду Калужской губернии.
Во время Отечественной войны 1812 года Фоминское оказалось на пути отхода французской армии. 9-10 октября противник занял Фоминское и окрестные населённые пункты. Известно, что Наполеон ночевал в обветшалой сельской церкви.
Большие перемены в жизни Фоминского, Малькова, Малой Нары произошли в 40-е годы XIX столетия. В 1840 году вблизи деревни Малая Нара Ташировской волости, расположенной напротив Фоминского по другую сторону реки Нара, помещики Скуратов и Лукин построили бумагопрядильную фабрику. Вся дальнейшая история города Наро-Фоминска всецело связана с историей и развитием этой бумагопрядильной фабрики.
Фабрика быстро росла, нужны были рабочие руки. Владельцы фабрики купили в Орловской и Рязанской губерниях крепостных крестьян и поселили их в деревнях Александровке и Ново-Фёдоровке. В 1845 году в Малой Наре имелись уже две бумагопрядильные фабрики. Одна из них принадлежала Скуратову и Лукину, а вторая – князю Щербатову, его жене, князю Васильчикову, Скуратову и Лукину с компанией. В 1864 году фабрики были проданы московскому купцу В.И. Якунчикову, который организовал «Товарищество Воскресенской мануфактуры». В свидетельстве, разрешавшем Якунчикову содержать фабрики, впервые два селения – Фоминское и Малая Нара – объединены общим названием – село Наро-Фоминское. Две наро-фоминские фабрики были объединены в одну фабрику – Воскресенскую мануфактуру.
К концу XIX века при фабрике были построены 16 кирпичных и деревянных зданий: казармы для рабочих, жилые дома для мастеров и коттеджи для администрации. Так возник фабричный посёлок. В нём появились клуб, больница на 45 коек, училище, а в сёлах Малькове и Наро-Фоминском – трёхклассные церковноприходские школы. На окраинах сёл Наро-Фоминское, Мальково появились жилые дома, лавки, склады местных купцов, торговавших в фабричном посёлке. Вблизи Малькова во второй половине XIX века возникли посёлки Введёновка и Бутырки, где селились приезжие рабочие фабрики.
В начале XX века число рабочих фабрики значительно возросло, чему в немалой степени способствовало проведение вблизи села Наро-Фоминского Брянской линии Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. В 1897 году в фабричном посёлке Воскресенской мануфактуры насчитывалось 3,8 тысяч жителей, в селе Наро-Фоминском – 789 человек.
Фабричный посёлок Наро-Фоминской фабрики был центром экономической и общественной жизни Ташировской, Рудневской и Петровской волостей Верейского уезда. Фабрика определяла хозяйственную жизнь и быт населения окрестных деревень и сёл.
28 июня 1918 года Наро-Фоминский уездный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов национализировал прядильно-ткацкую фабрику. В 1923 году Наро-Фоминский уезд был ликвидирован и слит со Звенигородским. Село Наро-Фоминское стало волостным центром. Наро-Фоминская волость включила в себя бывшие Родественскую и Ташировскую волости.
17 августа 1925 года село Наро-Фоминское было причислено к рабочим посёлкам. 15 марта 1926 года посёлок был преобразован в город Наро-Фоминск. Образование города – результат последовательного развития поселений на базе Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрики. Жилищный фонд города на тот момент насчитывал 740 домов, в большинстве своём одноэтажных и деревянных. Не было водопровода и электрического освещения.
Именно так начиналась история современного районного центра Подмосковья – города Наро-Фоминск.
Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся (до 20 минут)
Обучающимся выдаются карточки со значением слова «Родина» (из разных толковых словарей). Вставить определения. 5 шт.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.
Задание.
Зачитайте ваши определения на карточках. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и найдите в них общее.
Определение выводятся на экран. Обучающиеся зачитывают значение слова «Родина.
Учитель: Вы видите, что определения на карточках очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из карточек? Что вы записали?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
(Динамическая пауза)
Командная работа
Работа с интерактивным заданием № 1.
Работа с пословицами – копилкой народной мудрости (Установление соответствия)
В копилке народной мудрости – пословицах – выражена глубокая любовь людей к своей родине. Давайте мы их вспомним. Предлагаю «собрать» рассыпавшиеся изречения.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Где родился — там и пригодился.
Работа с интерактивным заданием № 2. «Своя игра». Работа в командах.
Учитель: Как у каждого человека есть свои неповторимые внешность, характер, судьба, так и у России есть особые приметы, уникальные научные достижения, история, культура. Давайте узнаем, кто из вас лучше знает свою страну. Играют три команды. Каждый игрок по очереди выбирает категорию и вопрос. Может отвечать сам, а может передать ход своей команде.
1 категория. «Символы России».
1. В каком порядке идут цветные полосы на флаге РФ?
белый, синий, красный
2. Какая птица и какой святой изображены на гербе России?
Двуглавый орёл и Георгий Победоносец
30. Назовите головной убор – символ власти Великих русских князей?
Шапка Мономаха
4. Кто является авторами слов и музыки гимна Российской Федерации?
Сергей Михалков, Александр Александров
5. Как называется свод законов, по которым живет страна?
Конституция
2 категория. «География России»
1. Сколько часовых поясов в Российской Федерации?
11
2. Какое озеро входит в перечень семи чудес России и славится тем, что из