ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
МОСКВА 2022
Практическое задание №1
Тема 4. Английская классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо)
Ответьте на один из следующих вопросов:
1.В решении каких теоретических вопросов А. Смит продвинулся дальше своих предшественников?
2. Что такое «догма Смита»? Если подсчитать ВВП согласно догме, какой важнейший компонент не будет подсчитан?
3. Как определяется стоимость согласно теории Д. Рикардо?
Ответ:
Как определяется стоимость согласно теории Д. Рикардо?
ДАВИД РИКАРДО (1772–1823) – выдающийся представитель классической школы.
Д. Рикардо родился в Лондоне. В 21 год занялся самостоятельной биржевой спекуляцией и к 30 годам превратился в состоятельно финансиста, затем – в крупного землевладельца. В то же время он занимался политической деятельностью: избирался шерифом, купил место в парламенте, где проявлял большую активность. Добившись финансовой независимости, он начал заниматься естественными науками (физика, химия, геология, минералогия, математика). Позднее главным пристрастием Рикардо стала политическая экономия, увлечение которой было обусловлено изучением экономических произведений Смита, Мальтуса и других ученых.
Теория стоимости занимает одно из центральных мест в исследованиях Д. Рикардо. В ней он отрицает двойную оценку категории, решительно настаивая только на одной – однофакторной оценке.
Формулируется она следующим образом: стоимость товара или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд.
Д. Рикардо критиковал А. Смита за его «догму», отмечая, что стоимостью товара должна определяться трудом, затраченным на производство товаров, стоимость первична и не может определяться доходами.
Различая относительную и реальную стоимость, под реальной стоимостью понимал овеществленный в товаре труд, под относительной – меновую стоимость.
Цена товара в краткосрочном периоде определяется спросом и предложением, а в долгосрочном – издержками на производство товара. Величина стоимости товара должна определяться не индивидуальными затратами, а общественно-необходимым трудом.
Д. Рикардо выделял естественную и рыночную цены. Первую он объявлял выражением стоимости, а вторую связывал с отклонением от нее под воздействием спроса и предложения.
Практическое задание №2
Тема 5. Экономические учения периода разложения классической школы Мальтус, Сэй)
Ответьте на один из следующих вопросов:
1. Каковы основные факторы производства по теории Cэя? Какой фактор добавился к ним в ХХ веке?
2. Какие доводы Вы приведете, критикуя закон народонаселения Мальтуса? Можно ли говорить о рациональных идеях, содержащихся в нем? Если да, то в чем они выражаются?
3. Какие идеи Cэя и Мальтуса были восприняты и развиты экономистами последующих поколений?
Ответ:
Каковы основные факторы производства по теории Cэя? Какой фактор добавился к ним в ХХ веке?
Французскому экономисту Жану-Батисту Сэю (1766-1832) досталась слава основателя "вульгарной политэкономии". Так считал К. Маркс и его последователи. Для немарксистов идеи Сэя представляли интерес, их использовали такие экономисты, как Маршалл, Кейнс, Шумпетер, представители неоклассического направления.
Одной из основных заслуг Сэя историки экономической науки считают то, что он популяризировал и распространял идеи А. Смита.
В 1803 г.Сэй написал работу под названием «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства». «Трактат» представлял собой упрощенное, очищенное от ненужных абстракций и сложностей изложение учения Смита.
Существуют три фактора производства: труд, капитал и земля. Каждый из них оказывает в процессе производства «производительную услугу», за которую (за исключением услуг, оказываемых природою безвозмездно), владелец каждого фактора производства получает вознаграждение или доход (заработную плату, процент и ренту). Вознаграждение это берется из стоимости продукта: каждый из названных владельцев получает долю стоимости, созданную принадлежащим ему фактором производства.
Труд создает заработную плату (т.е. долю стоимости продукта, равную заработной плате), капитал – процент и земля – ренту. Сумма всех этих трех доходов, сложенных вместе, определяет величину стоимости всего продукта.
Прибыль предстает в трактовке Сэя как естественное порождение капитала, а рента -естественное порождение земли. Эта концепция отрицает всякого рода эксплуатацию и изображает экономический процесс как гармоническое сотрудничество равноправных факторов производства.
Теория трех факторов производства сыграла в развитии науки большую роль:
-
Были определены основные факторы производства (экономические ресурсы); -
Появилась еще одна оригинальная теория стоимости; -
Послужила основанием для развития так называемого факторного анализа.
Проблема соединения элементов природы, овеществленного и живого труда часто встречается в современных экономических исследованиях.
Смысл факторного анализа – в отыскании наиболее выгодной комбинации капитала и труда (земля в расчет не принимается) для тех или иных конкретных случаев. Наиболее известным примером этого анализа является функция Кобба-Дугласа, названная по имени американских экономистов 20-х годов XX веке. В дальнейшем многие ученые пытались развить и усовершенствовать функцию Кобба-Дугласа, ввести в нее динамические элементы (особенно технический прогресс).
Исследованиями в этом направлении занимался голландский экономист Ян Тинберген, который первым в 1969 г. получил Нобелевскую премию по экономике.
Огромное значение для последующего развития науки имел еще один закон, открытый этим экономистом. Основная идея так называемого закона рынков Сэя заключается в следующем: общее перепроизводство товаров в хозяйстве и экономические кризисы в принципе невозможны. Если производятся только те товары, на которые имеется спрос, и доход, получаемый от их продажи, обязательно идет на покупку необходимых производителю товаров, то получается, что предложение создает свой собственный спрос. Говоря современным экономическим языком, совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению.
Практическое задание №3
Тема 9. Кейнсианство и его эволюция
Ответьте на один из следующих вопросов:
1. Почему кейнсианскую теорию называют теорией эффективного спроса?
2. Назовите основные рекомендации Кейнса по стимулированию совокупного спроса. Какому из инструментов регулирования спроса – денежно-кредитному или бюджетному – отдавал предпочтение Кейнс?
3. В своей работе «Общая тория занятости, процента и денег» Кейнс называл меркантилистов своими предшественниками. Как Вы думаете, что может объединять Кейнса с меркантилистами? Означает ли эта близость, что Кейнс является меркантилистом?
Ответ:
Назовите основные рекомендации Кейнса по стимулированию совокупного спроса. Какому из инструментов регулирования спроса – денежно-кредитному или бюджетному – отдавал предпочтение Кейнс?
По мнению Кейнса, главнейшим фактором, стимулирующим производство, выступает совокупный спрос, доведенный до уровня так называемого «эффективного спроса».
Под ним он подразумевал спрос, который позволяет реализовать все предложенные на товарном рынке экономические блага. Таким образом, достижение «эффективного спроса» способствует установлению макроэкономического равновесия.
Определяющими, направленными на рост производства, аспектами совокупного спроса Кейнс считал личное и производительное потребление. Личное потребление как расходы населения на покупку товаров и услуг для удовлетворения потребностей зависит от уровня занятости, так как занятость дает возможность получения дохода, необходимого для осуществления расходов и сбережений.
Сбережения, в свою очередь, служат основой производительного потребления, или инвестиций в производство. Помимо этого, Кейнс исходил из того, что совокупный спрос зависит не только от расходов населения на предметы потребления и расходов предпринимателей на инвестиционные товары (производственные ресурсы), но и от расходов государства на экономические и социальные цели.
Последнему аспекту совокупного спроса он придавал особое значение, так как в процессе своих научных изысканий пришел к выводу о том, что в условиях современного широкомасштабного производства потребительские расходы населения и инвестиционные расходы предприятий и фирм не в состоянии обеспечить эффективный спрос. Поэтому в экономике, по мнению Кейнса, должен появиться дополнительный макроэкономический агент, либо предъявляющий свой собственный спрос на товары и услуги, либо стимулирующий спрос населения и предпринимателей и таким образом увеличивающий совокупный спрос.
Так Кейнс обосновал необходимость участия государства в экономических процессах. Кроме того, выстраивая свою макроэкономическую модель, он не мог не учитывать открытого характера рыночной экономики. Вследствие этого им не исключалось значительное влияние на совокупный спрос и достижение последним уровня эффективного чистого экспорта как разницы между спросом на отечественные товары и услуги на внешнем рынке и спросом на товары и услуги иностранного производства на внутреннем рынке.
Таким образом, в кейнсианской модели совокупный спрос, или совокупные расходы общества, состоит из четырех компонентов:
-
личного потребления; -
инвестиционного (производительного) потребления; -
государственных расходов; -
чистого экспорта.
В конечном итоге государственные расходы и расходы на чистый экспорт проявляют себя как стимулы потребительских и инвестиционных расходов, поэтому в общем смысле совокупный спрос в макроэкономической модели Кейнса предстает как сумма потребления и инвестиций.
Практическое задание №4
Тема 11. Экономическая мысль в России в Х1Х-ХХ вв.
Ответьте на один из следующих вопросов:
1. В чем состояла альтернативность концепции развития аграрного сектора России, выдвинутая А.В. Чаяновым?
2. В чем заключается вклад Н.Д. Кондратьева в отечественную и мировую экономическую науку?
3. Почему 20-30 гг. ХХ века называют «золотым веком» русской экономической мысли?