Файл: Общие положения об отношениях государства и церкви 1 Определение понятий церковь и государство.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
1.1 Определение понятий: церковь и государство
Начнем с того, что такое церковь и какие существуют подходы к ее пониманию.
Власенко Н.А. пишет о том, что церковь - это религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между ее членами и подразделениями религиозного объединения, а также для поддержания связи со светскими организациями.
Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства - черта современного мира.
Чичерин Б.Н. рассматривает церковь как союз верующих, то есть союз религиозный, и ее главная цель заключается в установлении отношений человека к Богу, так как разумное существо, человек не ограничивается познанием частных, окружающих его предметов.
Также он видит в ней внешний общественный союз, существующий в государстве, который получает юридическое устройство, а с тем вместе становится в юридические отношения к государству. Так, именно как цельный союз, церковь образует лицо, нравственное лицо, которое получает известное место в ряду других. Церковь можно также определить как корпорацию, единую корпорацию. Для своего существования она нуждается в материальных средствах и в качестве нравственного лица становится субъектом гражданских прав и обязанностей. Кроме того, церковь удовлетворяет одной из самых существенных потребностей общества; а так как государство обнимает, в своей верховной цели, все общественные интересы, то церковь не может оставаться ему чуждой. Наконец, церковь является хранительницей нравственного закона, составляющего один из основных элементов самого государства, а потому связь между обоими союзами должна быть самая тесная.
Наибольший интерес и согласие автора данной работы вызывает мнение Чичерина Б.Н. Его подход к определению понятия через видение государства и церкви как неких союзов, на наш взгляд, довольно прост, понятен и, самое главное логичен. Он заключается в следующем:
Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховною властью для общего блага. Все эти элементы - власть, закон, свобода и общая цель - входят в состав другого союза - церкви. Он основан на нравственно-религиозном законе, связывающем верующих в единое религиозное общество.
Мнение Б.Н. Чичерина разделил И.А. Ильин. Он говорит о том, что из всех союзов, создаваемых людьми в их совместной жизни, наибольшую разносторонность и внешнюю силу имеет, несомненно, государство. Человечество, обремененное долгим опытом и тяжелыми страданиями, испытав жизнь вне организованного принудительного правопорядка, пройдя через средние века с их частноправовым строем и публично-правовым неустройством, - убедилось теперь, что возможно совмещать жизнь в свободных и добровольных союзах с жизнью в едином властвующем и принудительном союзе, в государстве. Принудительная сила государства и разносторонность его деятельности при правильной организации не только не подавляют свободную духовную жизнь человека, но создают для нее благоприятные условия. Выработать эту правильную организацию составляет высшую задачу человечества в его политической деятельности.
Государство - это союз людей, который организован на началах права и объединен господством над единой территорией и подчинением единой власти.
Если затронуть вопрос о власти, то необходимо отметить то, что церковная власть имеет высшее нравственное значение; она повелевает во имя религиозно-нравственного закона. Но сама по себе она имеет силу принуждения только нравственного, а не материального. Наконец, государственная власть имеет характер чисто общественный. Действуя во имя идеи государства, которое есть вместе юридический и нравственный союз, она имеет и принудительную силу, и высшее нравственное освящение. Принадлежа государству, как верховному союзу, который в юридической области владычествует над всеми, она есть власть верховная.
Надо сказать о том, что в современном мире в зависимости от отношения к религии выделяются светские, теократические, клерикальные и атеистические государства. Различиями данных государств являются отличия церковно-государственных отношений и отношения государства к религии в целом.
Например, в светском государстве, каким является Россия, а также Франция, Германия, церковь и государство находятся во взаимных отношениях и властвуют взаимно, то есть государству принадлежит политическая власть, а церкви власть, соответствующая ее функциям, но не политическая. Таким образом, церковь отделена от государства, и ни церковь не вмешивается в дела государственного управления, ни государство не влияет на отношение граждан к религии. Но взаимовлияние государства и церкви здесь проявляется в том отношении, что церковь влияет на повышение уровня духовной, а как следствие и правовой культуры граждан, а государство в свою очередь охраняет законную деятельность религиозных объединений и обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом.
Противоположностью светского государства является государство теократическое, например, Ватикан, Иран. А также Монголия до 1921 года. Здесь государственная власть принадлежит именно церкви, главой государства является верховный священнослужитель, а основными источниками права являются религиозные нормы.
Клерикальное государство, на сегодня это Швеция, Норвегия, Великобритания, Дания, Израиль, около трех десятков исламских государств, является практически серединой между светским и теократическим государствами. Здесь государство сливается с церковью в отношении государственной религии и государственной власти, то есть существует государственная религия, которая государством всячески поддерживается, а иные религии имеют место быть, существуют, но их позиции гораздо слабее религии государственной.
Атеистическими государствами были Советский союз, Китай 50-60х гг. прошлого столетия. В таких государствах церковь и религии преследуются, истребляются, подвергаются гонениям, уничтожается религиозная литература и применяются иные меры искоренения религиозных начал.
Роль государства и права в христианской концепции соборности по мнению П.И. Новгородцева состоит в том, что «в процессе общественного строительства право и государство представляют собой лишь известные вспомогательные ступени этого развития, которые сами по себе слишком слабы для преобразования жизни. Их задача - возможно ближе подняться к действительному идеалу общественной жизни, воплощенному в Церкви в ее идеальном смысле, как месте внутреннего свободного сожития людей, освященном и поддерживаемом божественной благодатью».
По мнению Васильева А.А. в конечном итоге земной путь общества должен идти по пути превращения принудительного единства людей (государства) в свободное соборное целое (церковь). В «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского о. Паисий замечает: «По русскому же пониманию и упованию надо, чтобы не церковь перерождалась в государство, как из низшего в высший тип, а, напротив, государство должно кончить тем, чтобы сподобиться стать единственно лишь церковью и ничем более иным более. Сие и буди, буди!».
По вопросу о соотношении церковной и государственной властей Н.М. Карамзин стоял на традиционной позиции о необходимости симфонии властей. Причем в петровских реформах, превративших церковь в институт государства, он видел отступление от идеала симфонии. Он верно заметил, что в России никогда власть церковной иерархии не претендовала на светское могущество и доминирование. Церковь и государство находили возможности для совместной, гармоничной работы по укреплению духовных основ общества. Н.М. Карамзин указывает: «наше духовенство никогда не противоборствовало мирской власти, ни княжеской, ни царской: служило ей полезным орудием в делах государственных и совестию в ее случайных уклонениях от добродетели. Первосвятители у нас одно право: вещать истину государям, не действовать, не мятежничать, -
право благословленное не только для народа, но и для монарха, коего счастие состоит в справедливости... с ослаблением веры государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных, где нужно все забыть, все оставить для отечества и где пастырь душ может обещать в награду один венец мученический. Власть духовная должна иметь особенный круг действия вне гражданской власти, но действовать в тесном союзе с нею. Говорю о законе, о праве. Умный монарх в делах государственной пользы всегда найдет способ согласить волю митрополита с волей верховной; но лучше, если сие согласие имеет вид свободы и внутреннего убеждения, а не всеподданической покорности».
Г. Еллинек считает, что все государства связывает между собой христианство, так как в них есть единая церковь и общие культурные элементы.
Таким образом, мы видим, что в определениях понятий «Церковь» и «государство» есть общие признаки, конечно, есть и различные. А также к каждому из этих явлений есть различные подходы, интерпретации. В одном контексте их даже можно поставить в один ряд, а в другом - уже не поставить. Теперь рассмотрим, как данные явления взаимодействовали в прошлом.
1.2 Историческое развитие отношений государства и церкви
История представляет многочисленные интерпретации взаимоотношений государства и церкви. В древним мире было их слияние двоякое: или государство подчиняется церкви, или, наоборот, оно подчиняет себе церковь. В первом случае государство основывается на религиозном учении. Такое политическое устройство называется теократией.
Далее, государство, разлагаемое с одной стороны гражданским обществом, с другой стороны церковью, исчезло. Средневековый мир разделился на две половины, управляемые противоположными началами: светская область частным правом, духовная нравственно-религиозным учением. Над ними не было высшего союза, установляющего единство. Вследствие этого церковь получила полную независимость не только как нравственный союз, но и как юридическая корпорация. Самостоятельность суда и управления, привилегированные имущества, свобода от общественных тяжестей, все пало ей на долю. Она получила в свое ведомство множество светских дел, по связи их с делами духовными. Она сделала светскую власть своим орудием в преследовании иноверцев. Папы заявили даже притязание на верховное владычество в светской области, во имя нравственного закона и религиозных целей. Но все это было возможно только при разложении государства. Как скоро, с эпохой Возрождения, начался новый исторический процесс, и восстановленное государство стало сводить к единству противоположные элементы общественной жизни, так эта внешняя независимость церкви должна была исчезнуть. Оставаясь независимой как нравственно-религиозный союз, церковь, как юридическая корпорация, входит в состав государства и наравне с другими нравственными и физическими лицами подчиняется государственной власти.
Исследуем взаимосвязь государства и церкви в Киевской Руси.
Когда в Киевкой Руси было принято христианство, а точнее православие, как государственная религия, появляется в государстве церковная юрисдикция, конечно, наряду с существованием обычного права и княжеско-общинной юрисдикцией. В это время начинает развиваться православно-каноническое право. Таким образом, Киевская Русь приобщилась к мировой религии. Появились нормы светско-канонического права, составленные из римских, византийских, болгарских и иудейских источников.
Отметим, что образование государства и утверждение княжеской власти предполагает переход судебных функций от верви к князю. Церковь стала новым социальным институтом в структуре древнерусского государства. Тут же именно церковь получает судебные функции. Это требовало законодательного закрепления. Тогда появляется первый древнерусский церковный Устав, приписываемый князю Владимиру. Затем появляется даже Церковный суд, которому подсудны дела, возникающие из-за любых нарушений церковно-зависимого населения, а также из-за тех деяний свободного населения, которые не оговаривались нормами обычного права. О подсудности Церковного суда, об определении наказаний за конкретные нарушения составлен церковный Устав князя Ярослава. Однако эти Уставы не входили в состав законодательства, они не являлись нормативно-правовыми актами. Наивысшее закрепление данных норм находит выражение в древнерусском государстве в Кормчих книгах и Мериле Праведном.
В итоге, Глухов В.А. называет церковь политическим институтом и считает, что недостаточная изученность механизма реализации канонического права советскими исследователями в определенной степени обусловлена отделением церкви от государства, что привело к утрате интереса к ней как политическому институту.
Нельзя не упомянуть о том, что вообще православная вера есть особое, самостоятельное и великое слово в истории и в системе Христианства. Православие сохранило в себе и бережно растило то, что утратили все другие западные исповедания». В отличие от церкви римско-католической или англиканской, Русская Православная Церковь никогда не обращала иноверных в свою веру мечом и страхом - она с самого начала своей истории открыто осуждала это и запрещала. «В религии, как и во всей культуре, - отмечал Ильин, - русский организм творил и дарил, но не искоренял, не отсекал и не насиловал...».