Файл: Общие положения об отношениях государства и церкви 1 Определение понятий церковь и государство.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В заключение хочется отметить, что на церковь, как и на государство, влияет процесс глобализации в современном мире. Негативные стороны глобализации находят в церковной среде противодействие. Крупнейшие межцерковные организации: Всемирный совет Церквей, Конфедерация европейских Церквей и Всемирный альянс реформатских Церквей в ходе своих консультаций в обращении к Церквам и государствам Запада призывают убедить лиц, принимающих политические решения, в необходимости остановить эксплуатацию большинства населения мира и разрушения земли «золотым миллиардом».
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИХ РАЗВИТИЯ
.1 Отношение государства к церкви и положение церкви в государстве
По нашему мнению, отношение государства к церкви определяется двойственным отношением:
1. как к лицу (юридическому лицу), и тогда его нужно определять положение церкви в государстве;
2. как к союзу (объединению людей одной веры), и тогда имеет очень важное значение ответ на вопрос: имеет ли всякий человек право свободно исповедовать свою веру?
На наш взгляд, в этом и будет выражаться отношение государства к существованию церкви.
Если снова обратиться к истории, к зарубежной истории, то можно отметить что в Баварии эдиктом 1801 года разрешалось простое домашнее богослужение, без призвания священнослужителя и без приобщения иных лиц, кроме членов семьи. Во Франции существует обязанность спрашивать предварительное разрешение собрания лиц, живущих в одном доме, даже если их более двадцати; но как скоро собираются посторонние, особенно если это происходит постоянно и в более или менее значительном числе, так домашнее богослужение принимает характер общественного, следовательно, должно подлежать тем правилам, которые предписываются для последнего. Возможность, под видом частных религиозных собраний, учинять политические сходбища ведет к тому, что домашние сборища иногда подвергаются даже большим ограничениям, нежели публичные. В Англии, Актом терпимости 1689 года, диссидентам совершенно запрещены были частные закрытые собрания и разрешались собрания публичные, которые всегда могли находиться под надзором власти.
Отсюда мы видим, что относительно домашнего богослужения власть должна удостовериться лишь в том, что оно не служит предлогом для недозволенных целей. В остальном частным религиозным собраниям должна быть предоставлена полная свобода.
Свобода совести появилась в свет с отделением церкви от государства. Тогда же распространилось христианство. Прежде были вероисповедания терпимее. В теократических государствах известная религиозная форма лежит в основании всего государственного строя. Покоренным оставляются их верования, но они остаются в подчиненном положении, не приобщаясь к политическим правам. Как же скоро является враждебное отношение религий, так воздвигается гонение. Буддизм был изгнан из Индии, христиане из Китая и Японии; Персы угнетали египтян; мусульмане, во
времена религиозного фанатизма, огнем и мечом истребляли неверных. Древние классические государства имели также государственную религию; поклонение народным богам было обязательно для всех. Если впоследствии римский пантеон совмещал в себе разнообразнейшие религии покоренных народов, то причина заключалась в том, что они согласовались с римским многобожием. Закон допускал только поклонения, признанные государством. Как же скоро появилось христианство, отрицавшее языческие верования, оно подверглось страшным гонениям.
Таким образом, в последние годы, как в научной, так и в общественной среде отмечается повышенный интерес к проблеме взаимоотношений права, религии и государства. На сегодняшний день у каждого человека независимо от принадлежности к какой-либо религии есть право исповедовать свою религию, распространять свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними как индивидуально, так и совместно с другими.
.2 Взаимодействие государства и религии в различных странах мира
В современный период времени особенно сильное влияние теологическое (божественное) направление в правовой системе имеет в мусульманских, прежде всего арабских странах, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата, т.е. идеальной формы организации мусульманской общины в соответствии с заветами пророка Мухаммеда (VI-VII в н.э.), изложенными в Коране, а также в соответствии с преданиями о его жизни и деятельности (Сунна). Согласно поучениям пророка, идея о создании такого государства была внушена Мухаммеду Аллахом, и пророк осуществил ее. Он сосредоточил в своих руках высшую законодательную, исполнительную, судебную, контрольную власть, принимая решения обычно после совета с наиболее авторитетными мусульманами (иджма).
Мусульманское право представляет собой яркий пример «права богословов». Поскольку оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.
Право, как система обязательных предписаний, сформировалось на протяжении первых двух веков существования ислама, в глубоком средневековье. После того как все правовые школы приняли классическое учение о «корнях» мусульманского права, созидательная деятельность юристов пошла на спад и мусульманская правовая мысль стала носить сугубо догматической и архаичной характер. Идейные принципы развития и усовершенствования права в зависимости от динамических характеристик общественного развития неприемлема в системе исламского права, и в этом заключается главная причина его катализирующей роли в современных условиях. русский православный церковь государство
Не менее распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство.
В отличие от европейских государств, где право по мере развития освобождалось от религиозных форм, в Индии правовые институты и нормы развивались в религиозной оболочке. Основным источником классического индусского права доколониального периода оставались не законы светских властителей и даже не решения судов, а труды религиозных правоведов, в частности смрити, комментарии к ним и составленные на их основе юридические сборники. Судебные прецеденты и законодательство ни дхарма, ни доктрина индуизма не считают источниками права. Правителям разрешается законодательствовать. Однако искусство управления и институты публичного права восходят не к дхарме, а к артхе. Дхарма требует повиновения легитимным приказам правителя, но сама она по природе своей такова, что законы и приказы правителя не могут оказать на нее никакого воздействия. Светские законы и приказы - меры, вызванные временной необходимостью, они оправданы конкретными обстоятельствами и изменяются вместе с ними.
Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Началом становления и развития иудейской правовой системы считают приблизительно I век до н. э.
Иудейское право - комплекс обязанностей, охватывающий все аспекты еврейской жизни. В первую очередь, этот комплекс относится к нормам публичного права. По отношению к иудейской вере главной обязанностью для иудея является строгое соблюдение религиозных канонов и верность Богу. Есть группа обязанностей, связанных с обязательным соблюдением религиозных праздников. Существуют обязанности, связанные с жертвоприношениями и строгим их соблюдением.
Сегодня одна из главных ролей в политической жизни стран Латинской Америки принадлежит католической церкви. Под ее влиянием находится не только политическая система, но формируются национальная культура и характер народов континента. Обладая солидными денежными ресурсами, церковь имеет собственные книгоиздательства, газеты, журналы, теле- и радиостанции. В Аргентине, Панаме, Бразилии она содержит за свой счет сеть образовательных учреждений, дополнительно организовывая проведения занятий по религии в государственных школах.
В современном Таиланде буддийская церковь (сангха) считается залогом стабильного и гармоничного существования общества. Она принимает участие в реализации ряда государственных программ, направленных главным образом на развитие школьного и внешкольного образования и укрепление национального самосознания тайского общества путем распространения буддийской доктрины. Административная структура сангхи напоминает организацию государственного аппарата. Церковные органы действуют параллельно с государственными на всех уровнях власти.
Значимость религии в государствах с теократическими тенденциями выражается в существовании специальных государственных органов, призванных координировать взаимоотношения власти и церкви. К ним относятся различные религиозные министерства и ведомства. В Израиле - это Министерство по делам религий, в Таиланде религиозными вопросами занимается несколько государственных учреждений: департамент по делам религии, канцелярия при Министерстве образования, департаменты местной администрации, департамент общественного благосостояния при Министерстве внутренних дел, департамент медицинской службы при Министерстве здравоохранения, Министерство юстиции.
Таким образом, длительное и взаимонаправленное влияние государства, права и религии привело к появлению государственных образований, в которых нормы религии одновременно являются и государственными нормами, высшие государственные посты соответствуют высшим постам в религиозной иерархии, распоряжение властей имеют одинаковую религиозную и юридическую силу.
.3 Принципы взаимодействия Русской Православной церкви и Российского светского государства
февраля 2013 г. на Архиерейском соборе Русской православной церкви Президент России В.В. Путин представил видение взаимоотношений государства и основных религиозных конфессий, указав: «Сегодня исключительно востребовано углубление совместной работы, партнерства государства и всех традиционных конфессий. Сохраняя, безусловно, светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного примитивного понимания светскости». Президент страны охарактеризовал как соработничество и партнерство отношения государства и церкви в таких областях, как поддержка семьи, материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, укрепление патриотического духа Вооруженных сил России.
Выступление президента можно назвать заключительным аккордом в том повышенном интересе к религиозным организациям, который можно наблюдать на протяжении последних двух лет. Такое внимание обусловлено различными факторами. Приведем некоторые из них.
Во-первых, изменилась сама роль религиозной идеологии в жизненных ориентирах российского общества. Если раньше религия понималась как «опиум для народа», а ее носители были списаны на окраины советского социума, то сейчас с каждым годом возрастает религиозное самосознание. Причем это характерно для всех представленных в нашем государстве конфессий.
Во-вторых, происходит определенное взаимодействие политических институтов и религиозных организаций. Формы различны: от получения совета по голосованию на очередных выборах и участия высших должностных лиц в официальных службах в храмах до совместных государственных мероприятий, обсуждений самых насущных вопросов, введения в Вооруженных силах РФ должности военных капелланов.
В-третьих, сейчас наблюдается некий переломный момент в политическом развитии Российского государства. Как отмечают политологи, заканчивается цикл, который наложился еще и на предвыборные баталии 2011-2012 гг. Обострение ситуации приводит к поиску духовных начал, духовного обоснования всего происходящего.
В-четвертых, нельзя забывать, что нападки деструктивных сил всегда были нацелены на организованные сообщества. В условиях же информационного поля такое поведение - это еще и повод для «пиара». Последнее можно наблюдать в отношении Русской Православной церкви. Достаточно упомянуть перформанс участниц группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя. Не утихает полемика на страницах СМИ, в центре которых уже не сам поступок «неформалок», а роль и место Церкви в жизни современного общества и вообще религиозного мировоззрения в социальной жизни каждого из нас.
В Главе
Европейское право о правах человека не отрицает признания в государстве официальной религии, хотя в нашей стране принцип светскости нередко подается как атрибут современной демократии. Обратимся к зарубежным источникам. В соответствии с §2 Конституции Норвежского Королевства евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Статья 2 Конституции Мальтийской Республики провозглашает:
1. Религией Мальты является римско-католическая апостольская религия.
2. Органы Римско-католической апостольской церкви обязаны и имеют право учить, какие принципы справедливы и какие ошибочны.
3. Религиозное учение римско-католической апостольской веры должно преподаваться во всех государственных школах как часть обязательного образования
Во многих странах, где провозглашается светское государство, предусматривается формирование особых отношений органов публичной власти с некоторыми конфессиями. Яркий пример - Конституция Испании, статья 16 которой, закрепляя невозможность наличия государственной религии, устанавливает, что органы власти принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с Римско-католической церковью. Интересна статья 2 Конституции Республики Кипр, в которой постановляется, кто составляет греческую общину: граждане республики, греки по происхождению, родным языком которых является греческий, лица, соблюдающие греческие культурные традиции или принадлежащие к Греческой православной церкви. Принадлежность к государству определяется также принадлежностью к Церкви.
Статья 15 Конституции Княжества Лихтенштейн закрепляет: «Государство будет оказывать особое внимание народному образованию и воспитанию. Они должны быть организованы таким образом, чтобы молодежь путем сотрудничества семьи, школы и Церкви получала религиозное и нравственное воспитание, приобретала патриотические чувства и профессиональные качества». Статья 16 той же Конституции дополняет, что вся система воспитания и обучения подлежит контролю государства при условии сохранения в неприкосновенности учения Церкви. Кроме того, статья 37, устанавливая гарантированность свободы вероисповедания и совести, четко определяет, что Римско-католическая церковь является государственной церковью и будет пользоваться в качестве таковой полной поддержкой государства. Другим религиозным культам гарантируется исповедание соответствующих верований и выполнение церковных служб с соблюдением публичного порядка и требований нравственности.
Конституция Италии в вопросах религии содержит ссылку на Договор между Святым престолом и Королевством Италия от 11 февраля 1929 г., в статье 1 которого четко обозначено: «Италия признает и подтверждает принцип, провозглашенный в статье 1 Королевского статута от 4 марта 1848 года, согласно которой католическая, апостолическая и римская религия является единственной религией государства».
Еще больший интерес могут вызвать положения Конституции Республики Польша. Статья 25 предусматривает, что церкви и иные вероисповедные союзы равноправны. Подчеркивается принцип взаимной независимости Церкви и государства. При этом оговаривается, что отношения между Республикой Польша и католическим костелом определяются международным договором, заключенным с Апостольским престолом (имеется в виду Ватикан), и законами. Отношения между Республикой Польша и иными церквями, а также вероисповедными союзами определяются законами, принятыми на основе договоров, заключенных Советом Министров с их компетентными представителями.
Приведенные нормы европейских конституций свидетельствуют о том, что европейское право не предусматривает обязательности провозглашения светского государства и отказа от принципа государственной религии. Кроме того, даже провозглашение свободы вероисповедания и равенства не отрицает учета особого отношения органов государственной власти к главенствующей конфессии (той, которой исторически придерживается большинство населения). Это может практиковаться путем заключения особого соглашения, что и должно, на наш взгляд, произойти между Правительством России и Русской православной церковью.
В настоящее время есть пробелы в законодательстве при определении природы имущества религиозной организации, налогообложения ее доходов, пожертвований, денежных средств, направленных на возрождение храмов. Есть серьезные трудности при уяснении природы средств, которые взимаются в церковных лавках. Пробелы и трудности нуждаются в устранении (что составляет задачу законодательных органов страны), а не являют дополнительным основанием для критики даже не Церкви, а всего религиозного мировоззрения. Эффективным способом решения указанных проблем является введение понятия юридического лица публичного права и признание таковым религиозной организации. Концепция юридических лиц публичного права серьезно обсуждается в отечественной юридической науке, но, к сожалению, пока не находит законодательного закрепления.
При совершенствовании статуса религиозных организаций необходимо исходить из состоявшихся решений Европейского суда по правам человека. Так, данным Судом было принято постановление от 5 октября 2006 г. по делу «Московское отделение Армии Спасения против России», в котором (п. 58) выделен общий признак права на создание религиозной организации. «Суд повторяет, что право создавать объединения является неотъемлемой частью права, закрепленного в Статье 11. То, что граждане должны иметь возможность образовывать субъекты права, для того чтобы они могли действовать сообща в области совместных интересов, является одним из важнейших аспектов права на свободу объединения, без которого это право было бы лишено всякого смысла. Способ, которым национальное законодательство закрепляет эту свободу, и то, как она на практике применяется властями, показывает состояние демократии в каждой конкретной стране.
Безусловно, государства имеют право удостоверяться в том, что цель и деятельность объединения соответствуют правилам, установленным законодательством, но они обязаны делать это таким образом, который был бы совместим с обязательствами, принятыми ими при подписании Конвенции, и который подлежит проверке институтами Конвенции.
Аналогичная позиция была высказана Европейским судом по правам человека по жалобе Церкви сайентологии против России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь можно сделать следующие основные выводы.
Во-первых, церковно-государственные отношения в соответствии с европейской правовой мыслью долгое время развивались в русле борьбы духовной и светской властей вплоть до их разделения (в светских концепциях) или слияния (папоцезаризм и идея двух мечей папы Геласия). Напротив, для отечественной правовой традиции характерна идея не борьбы, разделения, а сочетания симфонического единства государственной и церковной властей.
Во-вторых, выяснили, что пока сотрудничество государства и церкви остается вне рамок и основывается на политическом консенсусе власти и иерархов, любая перемена политического курса способна существенно повлиять на государственно-конфессиональные отношения. И, если эти перемены будут негативны для религиозных организаций, последние не будут иметь возможности защищать свои права.
В-третьих, Русская православная церковь выполняет значимые публичные функции в нашем государстве, что отнюдь не умаляет принципа ее отделения от государства. К таковым следует отнести: реализацию основного права человека - свободы вероисповедания; информационную функцию, воспитательную функцию. Кроме того, Церковь выступает как серьезный благотворитель, который выполняет функцию призрения (по отношению к несовершеннолетним, бездомным, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию). Право на создание религиозной организации не перечеркивает обязанности государства сохранять историческую память и способствовать нравственному развитию российского народа. Но и это, в свою очередь, не должно приводить к превращению РПЦ в политическую структуру. От этого никто не получит преимуществ: ни государство, ни общество в целом, ни граждане России. Необходимо серьезно задуматься о строительстве новой модели государственно-церковных отношений, способной найти адекватный ответ тем современным вызовам, которые все резче проявляются в эпоху глобализирующейся нестабильности.
И, наконец, Русская православная церковь выполняет значимые публичные функции в нашем государстве, что отнюдь не умаляет принципа ее отделения от государства. К таковым следует отнести: реализацию основного права человека - свободы вероисповедания; информационную функцию, воспитательную функцию. Кроме того, Церковь выступает как серьезный благотворитель, который выполняет функцию призрения (по отношению к несовершеннолетним, бездомным, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию). Право на создание религиозной организации не перечеркивает обязанности государства сохранять историческую память и способствовать нравственному развитию российского народа. Но и это, в свою очередь, не должно приводить к превращению РПЦ в политическую структуру. От этого никто не получит преимуществ: ни государство, ни общество в целом, ни граждане России. Необходимо серьезно задуматься о строительстве новой модели государственно-церковных отношений, способной найти адекватный ответ тем современным вызовам, которые все резче проявляются в эпоху глобализирующейся нестабильности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - №7.
2. «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. - №39. - Ст. 4465.
Специальная литература
1. Агафонова А.А. Развитие концепции светского характера государства в проектах Конституции Российской Федерации (Конституционной комиссии и Конституционного совещания) // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - №7. -С. 19-24.
2. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. - 172 с.
. Бурьянов С.А. Свобода совести в Российской Федерации // Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. М., 2006. - 248 с.
. Васильев А.А. Охранительная концепция права в России. - М.: Юстицинформ, 2013.- 305 с.
. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. - 376с.
. Гачек Ю. Общее государство и право на основе сравнительного правоведения. Ч. 1. Право современной монархии. 16. Государство и церковь в современной монархии, Ч. 2. Право современной демократии. 14. Государство и церковь. - Рига: Наука и жизнь, 1912. - 163 с.
7. Глухов А.В. Становление церковной юрисдикции в Киевской Руси X-XI веков
. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М.: Эксмо, 2003. - 219 с.
. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. - 274 с.
. Загребина И.В. Принудительная ликвидация религиозных организаций (под ред. д.ю.н. проф. А.В. Пчелинцева). - ИД «Юриспруденция», 2013. - 50 с.
. Ильин И.А. Россия есть живой организм//Собрание сочинений в 10 томах. Т. 2. Кн. 1. - 583 с.
. Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное (под редакцией и с биографическим очерком В.А. Томсинова). - «Зерцало», 2008 . - 405 с.
. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.: Эксмо, 2010. - 1004 с.
. Косарев А.И. Идеология жизни. - М.: Юриспруденция, 2009. - 176 с.
. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». - М., 2000. - 353 с.
. Миронов О.О. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // РГ. 1999. 24 апр.
. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // История философии права. - СПб.: Юридический институт, 1998. - 912 с.
. Понкин И.В. Светскость государства. М., 2004. - 114 с.
. Путин В.В. Нельзя примитивно трактовать понятие светского государства // www.top.rbc.ru/politics/01/02/2013/843320.shtml?pri№t
. Рейснер М.А. Духовная полиция в России. - М.: товарищество М.О. Вольф, 1910. - 108 с.
. Романовская О.В. Светское государство и Русская православная церковь
. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты
. Соколов И.К. О влиянии церкви на историческое развитие права. - М.: Университетская типография, 1870. - 105 с.
. Чичерин Б.Н. Общее государственное право (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). - М.: Зерцало, 2006. - 389 с.
. Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дисс. ... д.ю.н. М., 2010. - 102 с.