Файл: Памятки по формированию умений и навыков по истории Новосибирск 2013 Авторсоставитель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПАМЯТКИ
по формированию умений и навыков по истории
Новосибирск
2013
Автор-составитель: Добролюбова Людмила Львовна, магистр педагогического образования, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 13 Центрального района Центрального округа города Новосибирска.
Дорогие ребята!
Учеба – это сложный умственный, творческий труд. Успех ее во многом зависит от вашего умения правильно организовать свой учебный труд, умственную деятельность, чтобы с наименьшими затратами сил, энергии, времени достичь наивысших результатов!
В настоящее время издаётся очень много учебников, научных и научно-популярных книг по истории, стремительно растёт и число исторических сайтов в Интернете.
Каждый из вас, заинтересовавшийся какой-либо исторической проблемой или поставленный перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы (например, для написания реферата), обычно не испытывает дефицита в источниках исторической информации. Иное дело – овладение способами работы с этой информацией, определёнными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для её действительного, а не формального усвоения.
Самостоятельность – внешнее условие самореализации личности, ее творческих возможностей. Ваша самостоятельная работа, работа ученика – главный путь воспитания самостоятельности. Но порой она вызывает у многих затруднения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений, переживаний.
Перед вами стоит важная задача овладения навыками самостоятельной работы с источниками знаний (книгой, учебником, словарем и т.д.).
Настоящие ПАМЯТКИ помогут вам преодолеть все препятствия, справиться с поставленной задачей!
СОДЕРЖАНИЕ
1.Памятки по общей организации учебного труда
1.1. Памятка «Правила поведения в кабинете истории»
1.2. Памятка «Учись слушать»
1.3. Памятка «Требования к ответу»
1.4. Памятка (чему учиться, к чему стремиться на уроках истории и не только)
1.5. Памятка. «Требования к речи школьника (устной и письменной»)
1.6. Памятка. «Требования к качеству речи»
1.7. Памятка. «Отзыв на ответ учащегося»
2. Памятки по формированию умений и навыков по истории
2.1. Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:
2.2. Памятка «Как дать оценку историческому событию»
2.3. Памятка «Изучение государственного устройства»
2.4. Памятка «Характеристика общественного строя»
2.5. Памятка «Характеристика политического строя государства»
2.6. Памятка «Характеристика и оценка исторического деятеля»
2.7. Памятка «Изучение отношений между классами»
2.8. Памятка «Характеристика крестьянских восстаний»
2.9. Памятка «Сравнение крестьянских войн»
2.10. Памятка «Изучение предпосылок революции»
2.11. Памятка «Характеристика революционных выступлений»
2.12. Памятка «Характеристика войн»
2.13. Памятка «Организация работы с учебными картинами»
2.14. Памятка «Работа с контурной картой»
3. Памятки для анализа исторической информации (по О.Ю. Стреловой)
3.1. Памятка для анализа геополитического положения страны
3.2. Памятка для анализа экономического развития страны
3.3. Памятка для анализа социального положения страны
3.4. Памятка для анализа политического положения страны
3.5. Памятка для анализа внешней политики страны
3.6. Памятка для анализа политических партий, движений и их программ
3.7. Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных)
3.8. Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли)
3.9. Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов
3.10. Памятка для анализа культурного развития общества, государства
3.11. Памятка для анализа произведений искусства
3.12. Памятка для анализа деятельности исторических личностей
1 . Памятки по общей организации учебного труда
1.1. Памятка «Правила поведения в кабинете истории»
-
Соблюдай требования Устава образовательного учреждения! -
Работай по расписанию. Ежедневно планируй и учитывай свою работу! -
Всегда будь активен, инициативен, энергичен, исполнителен! -
Будь дисциплинированным и вежливым! -
Умей говорить, разговаривать, слушать! -
Будь внимателен к чужому мнению! -
Будь кратким, имей чувство юмора и цени его у других! -
Проявляй активность и настойчивость в приобретении знаний! -
Соблюдай чистоту и порядок! -
Бережно относись к имуществу кабинета! -
С уважением относись к требованиям дежурных по кабинету! -
Во время проведения практических работ и демонстрационных занятий соблюдай необходимые правила техники безопасности!
1.2. Памятка «Учись слушать»
-
Приведи в порядок рабочее место, чтобы ничто не отвлекало внимание. -
Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание. -
Вникни в формулировку темы (урока, лекции или выступления). -
Осознай поставленную цель. -
Если предложен план выступления (лекции или урока), изучи его и внимательно следи по нему за логикой изложения материала. -
Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями. -
Выдели в выступлении (лекции или уроке) основную мысль, главные положения по возможности запиши, соотнеси их с темой. -
Помни, что помочь усвоению услышанного материала, выделению в нем главного могут интонации говорящего, будь внимателен к ним.
1.3. Памятка «Требования к ответу»
-
Знание фактического материала -
Знание терминов, дат, персоналий, карты. -
Последовательное изложение материала -
Умение выделять причинно-следственные связи (причины, цели, ход событий, -
следствия) -
Умение обобщать, делать выводы.
Данную информацию учащиеся регулярно получают как в начале изучения, так и в качестве постоянного напоминания от учителей, как в устной, так и в письменной форме.
1.4. Памятка (чему учиться, к чему стремиться на уроках истории и не только)
-
определять и объяснять понятия и термины, пройденные на уроке; -
выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе; -
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма; -
раскрывать во взаимосвязи взаимодействии явления экономики, политики, культуры и искусства; -
анализировать исторические явления, процессы, факты; -
обобщать и систематизировать полученную информацию; -
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связи между ними; -
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта; -
определять личную точку зрения, уметь её формулировать, осуществлять оценочные суждения; -
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии; -
участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх; -
определять цели своей деятельности и представлять свои результаты; -
выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку
1.5. Памятка. «Требования к речи школьника (устной и письменной»)
-
Помни, что говорить (или писать) следует на определенную тему, соблюдая ее границы, не осложняя свое высказывание лишним материалом. -
При подготовке высказывания на определенную тему определи сначала основную мысль ее и отбери существенные факты и сведения, которые позволят наиболее полно раскрыть ее. -
Излагай материал логично и последовательно, т. е. устанавливая причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делая необходимые обобщения и выводы. -
При построении своего высказывания помни о том, кому оно адресовано и с какой целью, старайся использовать необходимые языковые средства для его оформления. -
Говори достаточно громко, соблюдая логические ударения, паузы, правильную интонацию. -
Письменные высказывания оформляй чисто и аккуратно, соблюдая орфографические, пунктуальные и грамматические нормы.
1.6. Памятка. «Требования к качеству речи»
-
Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы. -
Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. -
Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д. -
Правильность речи, соблюдение норм литературного языка (сюда входит и чистота речи – отсутствие жаргонных словообразовании, диалектизмов, слов – сорняков). -
Овладение стилем изложения, присущего исторической науке, ее терминологией. -
Выражение средствами речи – выбором, интонацией и др. своих убеждений и чувств, своего личностного отношения к событиям истории, своей гражданской позиции. -
Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
1.7. Памятка. «Отзыв на ответ учащегося»
1. Ответ правильный, полный: ученик знает факты, необходимые даты, имена, использует карту.
2. Ответ построен по плану, содержит необходимые доказательства, завершается выводом.
3. Речь образная, выразительная, содержит необходимые исторические термины (не содержит повторов, ненужных слов).
2 . Памятки по формированию умений и навыков по истории
2.1. Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:
1. Причины возникновения явления:
-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
-разрешение данным явлением назревших противоречий,
-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
2.2. Памятка «Как дать оценку историческому событию»:
Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение:
-для участников события,
-для последующего исторического развития.
2.3. Памятка «Изучение государственного устройства»
1. Интересы каких классов защищало государство. Каковы были его задачи.
2. Какой была форма правления.
3. Как устроено управление в центре и на местах.
4. Какие перемены в сравнении с более ранним периодом произошли в устройстве государства. Чем они были вызваны.
5. С именами каких исторических деятелей связаны возникновение и подъем данного государства.
6. Каковы были причины и последствия его подъема или упадка.
2.4. Памятка « Характеристика общественного строя»
-
Уровень развития производительных сил. -
Производственные отношения. -
Тип и форма государства. -
Уровень развития науки, культуры, распространение образования. -
Взаимоотношения личности и общества.
2.5. Памятка «Характеристика политического строя государства»
Вариант 1
1. Форма правления.
2. Какой класс (часть класса, сословие, социальная группа) находится у власти.
3. Политическое устройство государства:
а) глава государства, его полномочия;
б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
в) судебные органы;
г) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной властей.
4. Права граждан (подданных).
а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.д.);
б) политические права и свободы;