Файл: Памятки по формированию умений и навыков по истории Новосибирск 2013 Авторсоставитель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) личные права и свободы;
с) возможность использования провозглашенных законом прав.
5. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов реализации, степени влияния на общество, положение в политической системе)
6. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.
Вариант 2
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
-глав государства, его полномочия,
-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
-судебные органы,
соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
-местные органы власти.
5. Прав граждан (подданных):
-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)
-политические права и свободы,
-личные права и свободы,
-возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7. Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
2.6. Памятка «Характеристика и оценка исторического деятеля»
Вариант 1
1. Обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черты лица, манеру держаться, говорить, одеваться).
2. Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим).
3. Приведите наиболее яркие и важные факты из жизни.
4. Сделайте вывод о вкладе личности в историю.
Вариант 2
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
Вариант 3
-
Раскройте основные сведения о жизненном пути. -
Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды, ее целей. -
Определите степень соответствия личностных качеств задачам, которые решал исторический деятель. -
Раскройте жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения человека. -
Определите способы достижения цели, которые использовал исторический деятель. -
Выявите противоречия в личности и ее деятельности. -
Раскройте значение и роль исторического деятеля. -
Оцените личность исторического деятеля, выразите свое отношение к нему.
Вариант 4
-
Уточни имя исторического деятеля. -
В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? -
К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал? -
Если возможно, опиши его внешность, черты характера. -
Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности. -
Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры. -
По возможности проанализируй точки зрения современника, потомка, иностранца -
Приведи примеры точек зрения известных историков -
Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие — неодобрение?
2.7. Памятка «Изучение отношений между классами»
1. Положение класса собственников: какой собственностью владели (охарактеризовать источник ее возникновения и масштабность)? Кого и каким образом эксплуатировали?
2. Положение класса неимущих: чем владели или пользовались (охарактеризовать причины отсутствия собственности)? В какой мере были свободны? На кого работали?
3. Какие существовали способы эксплуатации и какие из них были определяющими?
2.8. Памятка «Характеристика крестьянских восстаний»
-
Обстановка в государстве накануне восстания. -
Причины восстания. -
Движущие силы восстания. -
Лидеры и их исторический портрет. -
Цели, требования восставших. -
Районы восстания. -
Ход восстания, его основные этапы. Сражения. -
Итоги восстания и его значение. -
Свое личностное отношение к восстанию.
2.9. Памятка «Сравнение крестьянских войн»
-
Причины крестьянской войны. -
Характеристика предводителя движения. -
Участники войны, их цели. -
Характер крестьянской войны. -
Ход войны. -
Причины поражения. -
Историческое значение.
2.10. Памятка «Изучение предпосылок революции»
1. Оцени уровень развития производительных сил.
2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов, их роль в обществе, их потребности.
3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.
4. Выясни, как проявляются отдельные признаки революционной ситуации.
5. Определи, каковы задачи, характер назревающей революции.
2.11. Памятка «Характеристика революционных выступлений»
Вариант 1
-
Причины революции. -
Задачи революции («зеркально» причинам). -
Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их). -
Класс - руководитель революции. -
Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил). -
Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика). -
Итоги революции. -
последствия революции -
Историческое значение:
а) международное;
б) внутреннее.
Вариант 2
1. Обстановка в государстве накануне революционного выступления.
2. Время и место выступления.
3. Связь с другими событиями.
4. Причины.
5. Социальный состав участников.
6. Требования, лозунги, цели.
7. Методы борьбы (митинг, стачка, восстание и т.п.).
8. Масштабы выступления.
9. Уровень организованности.
10.Имена участников, руководителей.
11.Развитие событий, основные этапы.
12.Значение выступления, его результаты.
13. Исторические аналогии с ранее изученным материалом, найдите общее и различное.
2.12. Памятка «Характеристика войн»
Вариант 1
-
Повод, причины и характер войны:
-
основные противоречия, приведшие к войне; -
подготовка к войне, соотношение сил; -
планы сторон.
Ход войны (основные этапы):
-
повод к войне и ее начало; -
основные этапы и главные сражения; -
окончание войны, условия мира, итоги.
Значение войны (экономические, политические, социальные и др. последствия войны).
Вариант 2
1. Международная обстановка накануне войны.
2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
3. Воюющие стороны и коалиции.
4. Цели сторон.
5. Соотношение сил воюющих сторон.
6. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа.
б) основные сражения и события.
в) военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Герои и полководцы.
9. Новинки стратегии, тактики, военной техники, использованные на войне.
10.Условия мирного договора, перемирия.
11.Военные и политические итоги.
12.Составление исторических аналогий с ранее изученным, поиск сходств и различий.
Вариант 3
Характеристика войн:
1. Причина войн, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):
-планы сторон в начале каждого этапа,
-военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.
2.13. Памятка «Организация работы с учебными картинами»
Вариант 1
-
Какое событие (явление) отображено -
Место и время действия (эпоха, век, год) -
Характеристика действующих лиц (их общественное положение, взаимоотношения) -
Выводы.
Вариант 2
-
Имя автора и время создания произведения. -
Содержание произведения: его сюжет, кто изображён, что изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, интерьер помещения, пейзаж). -
Средства выражения (объёмность, пропорциональность, перспективность, цвет). -
Какие чувства и идеи вложил художник в своё творение
Вариант 3
-
Выделить главное, существенное (чему посвящена картина) и составить план изложения. -
Последовательно описать действия участников события, уделяя внимание их внешнему виду, орудиям труда, оружию, окружающей обстановке. -
Сделать выводы, оценить событие и его участников. -
Использовать в рассказе новые слова, относящиеся к изображенному на картине (рисунке).
Вариант 4
-
Составь план рассказа. -
Укажи время и место действия. -
Расскажи об изображенных людях, опиши их внешний вид, орудия труда, оружие, утварь, их действия, взаимоотношения. -
Рассказ заверши выводами, покажи свое отношение к изображенному. -
Употреби правильно новые слова и выражения, которые помогут твоему рассказу стать исторически точным и живым.
Вариант 5
-
Определите основной замысел картины. -
Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел? -
Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний - задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной мысли? -
Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?
Вариант 6
-
Определи, как называется картина, имя художника, когда он ее написал. -
Рассмотри внимательно, что изображено на картине, при этом обрати внимание на людей и их действия, внешний вид, предметы, которые их окружают. -
К какому времени относятся изображенные на картине события, где они происходят? По возможности определи имена действующих лиц, к какому сословию или к какой группе они относятся. -
Обрати внимание, какое настроение создает картина, как художник передает характер героев, что в картине является художественным вымыслом, как художник передает историческую правду. -
Составь рассказ об изображенных событиях. Используй при необходимости материалы учебника.
2.14. Памятка «Работа с контурной картой»
-
Контурные карты заполняйте только по заданию учителя. -
Перед тем, как приступить к работе, продумайте её до конца. Рассчитайте, где напишите названия стран, городов, рек; где обозначите границы, походы и пр. так, чтобы надписи и значки не мешали друг другу. -
При заполнении контурной карты пользуйтесь цветными карандашами. Фломастеры НЕ использовать. -
Территории закрашивайте ровно, бледным цветом. -
Названия государств, рек, городов и годы (даты) пишите шариковой ручкой (не гелевой). -
Не забудьте заполнить легенду карты условными обозначениями (знак, цвет, название). -
Приступайте к выполнению заданий после того, как изучены соответствующие карты атласа и учебника.
3 . Памятки для анализа исторической информации (по О.Ю. Стреловой)
3.1. Памятка для анализа геополитического положения страны
1. Территория и природно-климатические зоны.
2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.
3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны.
4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с
соседними странами.
5. Основные занятия населения.
6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.
7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.
3.2. Памятка для анализа экономического развития страны
1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования,