Файл: Памятки по формированию умений и навыков по истории Новосибирск 2013 Авторсоставитель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) личные права и свободы;

с) возможность использования провозглашенных законом прав.

5. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов реализации, степени влияния на общество, положение в политической системе)

6. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.
Вариант 2

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-судебные органы,

соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7. Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
2.6. Памятка «Характеристика и оценка исторического деятеля»
Вариант 1

1. Обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черты лица, манеру держаться, говорить, одеваться).

2. Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим).

3. Приведите наиболее яркие и важные факты из жизни.

4. Сделайте вывод о вкладе личности в историю.
Вариант 2

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.


5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
Вариант 3

  1. Раскройте основные сведения о жизненном пути.

  2. Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды, ее целей.

  3. Определите степень соответствия личностных качеств задачам, которые решал исторический деятель.

  4. Раскройте жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения человека.

  5. Определите способы достижения цели, которые использовал исторический деятель.

  6. Выявите противоречия в личности и ее деятельности.

  7. Раскройте значение и роль исторического деятеля.

  8. Оцените личность исторического деятеля, выразите свое отношение к нему.


Вариант 4

  1. Уточни имя исторического деятеля.

  2. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)?

  3. К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?

  4. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

  5. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.

  6. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.

  7. По возможности проанализируй точки зрения современника, потомка, иностранца

  8. Приведи примеры точек зрения известных историков

  9. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие — неодобрение?


2.7. Памятка «Изучение отношений между классами»

1. Положение класса собственников: какой собственностью владели (охарактеризовать источник ее возникновения и масштабность)? Кого и каким образом эксплуатировали?

2. Положение класса неимущих: чем владели или пользовались (охарактеризовать причины отсутствия собственности)? В какой мере были свободны? На кого работали?

3. Какие существовали способы эксплуатации и какие из них были определяющими?
2.8. Памятка «Характеристика крестьянских восстаний»

  1. Обстановка в государстве накануне восстания.

  2. Причины восстания.

  3. Движущие силы восстания.

  4. Лидеры и их исторический портрет.

  5. Цели, требования восставших.

  6. Районы восстания.

  7. Ход восстания, его основные этапы. Сражения.

  8. Итоги восстания и его значение.

  9. Свое личностное отношение к восстанию.



2.9. Памятка «Сравнение крестьянских войн»

  1. Причины крестьянской войны.

  2. Характеристика предводителя движения.

  3. Участники войны, их цели.

  4. Характер крестьянской войны.

  5. Ход войны.

  6. Причины поражения.

  7. Историческое значение.


2.10. Памятка «Изучение предпосылок революции»

1. Оцени уровень развития производительных сил.

2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов, их роль в обществе, их потребности.

3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.

4. Выясни, как проявляются отдельные признаки революционной ситуации.

5. Определи, каковы задачи, характер назревающей революции.
2.11. Памятка «Характеристика революционных выступлений»

Вариант 1

  1. Причины революции.

  2. Задачи революции («зеркально» причинам).

  3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

  4. Класс - руководитель революции.

  5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

  7. Итоги революции.

  8. последствия революции

  9. Историческое значение:

а) международное;

б) внутреннее.
Вариант 2

1. Обстановка в государстве накануне революционного выступления.

2. Время и место выступления.

3. Связь с другими событиями.

4. Причины.

5. Социальный состав участников.

6. Требования, лозунги, цели.

7. Методы борьбы (митинг, стачка, восстание и т.п.).

8. Масштабы выступления.

9. Уровень организованности.

10.Имена участников, руководителей.

11.Развитие событий, основные этапы.

12.Значение выступления, его результаты.

13. Исторические аналогии с ранее изученным материалом, найдите общее и различное.
2.12. Памятка «Характеристика войн»
Вариант 1

  1. Повод, причины и характер войны:

  • основные противоречия, приведшие к войне;

  • подготовка к войне, соотношение сил;

  • планы сторон.

  • Ход войны (основные этапы):

    • повод к войне и ее начало;

    • основные этапы и главные сражения;

    • окончание войны, условия мира, итоги.

    Значение войны (экономические, политические, социальные и др. последствия войны).
    Вариант 2

    1. Международная обстановка накануне войны.

    2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.


    3. Воюющие стороны и коалиции.

    4. Цели сторон.

    5. Соотношение сил воюющих сторон.

    6. Ход военных действий (по этапам):

    а) планы сторон в начале каждого этапа.

    б) основные сражения и события.

    в) военные и политические итоги этапа.

    7. Характер войны.

    8. Герои и полководцы.

    9. Новинки стратегии, тактики, военной техники, использованные на войне.

    10.Условия мирного договора, перемирия.

    11.Военные и политические итоги.

    12.Составление исторических аналогий с ранее изученным, поиск сходств и различий.
    Вариант 3

    Характеристика войн:

    1. Причина войн, хронологические рамки.

    2. Воюющие страны или группировки стран.

    3. Цели сторон.

    4. Соотношение сил воюющих стран.

    5. Повод к войне.

    6. Ход военных действий (по этапам):

    -планы сторон в начале каждого этапа,

    -военные и политические итоги этапа.

    7. Характер войны.

    8. Условия мирного договора.

    9. Военные и политические итоги войны.
    2.13. Памятка «Организация работы с учебными картинами»
    Вариант 1

    1. Какое событие (явление) отображено

    2. Место и время действия (эпоха, век, год)

    3. Характеристика действующих лиц (их общественное положение, взаимоотношения)

    4. Выводы.


    Вариант 2

    1. Имя автора и время создания произведения.

    2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображён, что изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, интерьер помещения, пейзаж).

    3. Средства выражения (объёмность, пропорциональность, перспективность, цвет).

    4. Какие чувства и идеи вложил художник в своё творение


    Вариант 3

    1. Выделить главное, существенное (чему посвящена картина) и составить план изложения.

    2. Последовательно описать действия участников события, уделяя внимание их внешнему виду, орудиям труда, оружию, окружающей обстановке.

    3. Сделать выводы, оценить событие и его участников.

    4. Использовать в рассказе новые слова, относящиеся к изображенному на картине (рисунке).


    Вариант 4

    1. Составь план рассказа.

    2. Укажи время и место действия.

    3. Расскажи об изображенных людях, опиши их внешний вид, орудия труда, оружие, утварь, их действия, взаимоотношения.

    4. Рассказ заверши выводами, покажи свое отношение к изображенному.

    5. Употреби правильно новые слова и выражения, которые помогут твоему рассказу стать исторически точным и живым.


    Вариант 5

    1. Определите основной замысел картины.

    2. Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?

    3. Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний - задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной мысли?

    4. Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?



    Вариант 6

    1. Определи, как называется картина, имя художника, когда он ее написал.

    2. Рассмотри внимательно, что изображено на картине, при этом обрати внимание на людей и их действия, внешний вид, предметы, которые их окружают.

    3. К какому времени относятся изображенные на картине события, где они происходят? По возможности определи имена действующих лиц, к какому сословию или к какой группе они относятся.

    4. Обрати внимание, какое настроение создает картина, как художник передает характер героев, что в картине является художественным вымыслом, как художник передает историческую правду.

    5. Составь рассказ об изображенных событиях. Используй при необходимости материалы учебника.


    2.14. Памятка «Работа с контурной картой»

    1. Контурные карты заполняйте только по заданию учителя.

    2. Перед тем, как приступить к работе, продумайте её до конца. Рассчитайте, где напишите названия стран, городов, рек; где обозначите границы, походы и пр. так, чтобы надписи и значки не мешали друг другу.

    3. При заполнении контурной карты пользуйтесь цветными карандашами. Фломастеры НЕ использовать.

    4. Территории закрашивайте ровно, бледным цветом.

    5. Названия государств, рек, городов и годы (даты) пишите шариковой ручкой (не гелевой).

    6. Не забудьте заполнить легенду карты условными обозначениями (знак, цвет, название).

    7. Приступайте к выполнению заданий после того, как изучены соответствующие карты атласа и учебника.



    3 . Памятки для анализа исторической информации (по О.Ю. Стреловой)

    3.1. Памятка для анализа геополитического положения страны

    1. Территория и природно-климатические зоны.

    2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.

    3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны.

    4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с

    соседними странами.

    5. Основные занятия населения.

    6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.

    7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.
    3.2. Памятка для анализа экономического развития страны

    1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования,