Файл: Лекция 5 Экологические и трудовые воспитательные дела младших школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 2.5 Экологические и трудовые воспитательные дела младших школьников
Вопросы:
1.Задачи и критерии сформированности экологической культуры и культуры труда.
2.Особенности и методика организации экологических и трудовых дел в начальной школе.
3. Технология организации трудового дела.
1.Задачи и критерии воспитанности экологической культуры и культуры труда
Критерии сформированности экологической культуры личности: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек-общество-природа», знание о природе родного края, экологических проблемах; участие в видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды; проявление ответственности за сохранение природного окружения; соблюдение норм экологически безопасного поведения. Трудовое воспитание как компонент структуры содержания всестороннего развития личности. Задачи трудового воспитания: привитие любви к труду и уважения к людям труда, формирование трудовых навыков и умений, формирование навыков самообслуживания, культуры труда, соблюдения норм техники безопасности. Критерии воспитанности культуры труда: готовность к самостоятельной трудовой жизни; творческий подход к работе; умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности; качественное и ответственное выполнение работы; навыки по технике безопасности труда. Система трудового воспитания в школе: учебный труд в процессе изучения школьных дисциплин, трудовое обучение, организация общественно полезной деятельности во внеклассной работе, производительный труд.
2.Особенности и методика организации экологических и трудовых дел в начальной школе
Проведение экологических воспитательных дел способствует выявлению простейших закономерностей жизни природных объектов. Внеклассное изучение природы включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка и озеленение школьного участка
, сбор лекарственных растений и др. Проведение этих мероприятий связано с организацией наблюдений в природе, постановкой простейших опытов, изготовлением поделок из природного материала, участием в озеленении территории школы. Организация кружков и факультативов позволяет углубленно изучать природу, применять на практике экологические знания. Методика организации экологических викторин, конкурсов, праздников, экскурсий, рейдов и др. требует учета возрастных особенностей детей, связи с жизнью, реализации краеведческого принципа изучения и охраны природы, разнообразия форм организации активной природоохранной деятельности. Формы организации самообслуживания младших школьников: трудовые дела «Уют», «Хозяева класса», «Доброе дело», «Мамины помощники», «Я будущая хозяйка» и др. Общественно полезные дела - «Сюрприз малышам», «Чистый двор», «Война с королем Мусором», «Субботник», «Встречаем птиц» и др. Трудовые коллективные творческие дела: «Праздник труда», "Город мастеров", «Турнир умельцев», «Эстафета любимых занятий», «Ярмарка» и др. Методические условия организации трудовых и экологических дел: - ярко выраженная общественная польза; - личностная значимость труда, возможность реализовать в труде свои способности и интересы; - свобода выбора вида, содержания, средств труда; - создание ситуации успеха, взаимодействие со взрослыми; - элементы игры, эстетическая и эмоциональная насыщенность трудовой и природоохранной деятельности.
3. Технология организации трудового дела
Технология организации групповой трудовой деятельности включает следующие компоненты: 1) Мотивация. Предварительная беседа с учащимися о необходимости деятельности. 2) Четкое осознание предметного результата групповой деятельности (что конкретно будет сделано). Учет возраста и техники безопасности. 3) Выбор времени и места проведения работы. Они не должны меняться. Время подготовки и проведения не должны быть длительными. 4) Подбор средств деятельности (их должно быть достаточное количество; удобны, безопасны). 5) Определение конкретной роли каждому члену коллектива. 6) Организационное оформление деятельности (участки, бригады, ответственные за качество, инструменты т.д.). 7) Создание благоприятного эмоционального настроения (элементы игры, музыка, соревнование и т.п.). 8) Педагог работает наравне с учащимися. 9) Обязательно закончить работу вовремя, подвести итоги. 10) Оценивать не только предметный результат деятельности (что сделано), но и воспитательный (для
кого было сделано полезное дело, как проявили себя учащиеся, взаимопомощь, эстетическое оформление дела, творчество).