Файл: Методические рекомендации по написанию исторического эссе данный вид работы итог самостоятельного осмысления студентом темы занятия, одна из форм его отчетности.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Задания по Истории (семинар)
в) каждому из обучающихся написать эссе: «Владимир (Святой) - креститель земли русской» (письменно, в тетради. См. методику написания.);
г) найти и записать определения понятий (письменно, в тетради):
поляне, древляне, словене, голядь, племя, союз племен, протогосударства, вече, погост, «урок», «Повесть временных лет», Хазарский каганат, смерд, закуп, рядович, митрополит, посадник, феодальная раздробленность, иго (татаро-монгольское).
2. Быть готовыми:
а) к проведению контрольного опроса с применением тестовых заданий по материалам модуля;
электронная библиотека http://www.biblioclub.ru/
а) основная:
1. Кузнецов, И.Н. История : учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - С.38-67. - (Учебные издания для бакалавров). - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450757
б) дополнительная:
2. История: для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - 3-е изд, перераб. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2014.- С.119-143;543-567 - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271484
3. Рыбаков, С.В. История России с древнейших времен до конца XVII века : курс лекций / С.В. Рыбаков. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. – С. 38-67. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482327
Еще раз обращаю внимание на уяснение методики написания зссе!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭССЕ
Данный вид работы – итог самостоятельного осмысления студентом темы занятия, одна из форм его отчетности.
Тема эссе определяется преподавателем.
При этом целесообразно уяснить, что эссе представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее рекомендованную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.
Основными признаками эссе являются:
- наличие конкретной темы;
- выражение индивидуальных впечатлений и соображений по ним, заведомо не претендующих на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета исследования;
- новое, субъективно окрашенное слово по данной теме;
- проявление в его содержании личности автора - его мировоззрения, мыслей и чувств.
Эссе классифицируются на две большие группы:
- личностное, субъективное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности;
- эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Различают также эссе:
- описательные;
- повествовательные;
- рефлексивные;
- критические;
- аналитические и др.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков студента, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Достижение заданной цели обеспечивается четким и грамотным формулирование обучающимся мыслей, структурированием информации, использованием основных понятий, выделением причинно-следственных связей, иллюстрированием опыта соответствующими примерами, аргументированием своих выводов.
Структура и план эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
- мысли автора эссе по проблеме целесообразно излагать в форме кратких тезисов;
- мысль необходимо подкреплять доказательствами, то есть за тезисом должны следовать аргументы.
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др., поиску которых могут способствовать материалы периодической печати, особенно научно-теоретической и исторической литературы.
Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, ориентированное на краткость и образность.
Таким образом, план эссе может иметь следующий вид:
- вступление;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
- вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора);
- стиль изложения (эмоциональность, экспрессивность, художественность) обеспечивается короткими, простыми, разнообразными по интонации предложениями;
- необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Кроме этого в эссе целесообразно:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), связанных с данной темой;
–используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль рассматриваемой личности в тех или иных событиях;
При характеристике роли личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и результат указанных событий;
– указать причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий, происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду
Эссе, как правило, выполняется на листе форматом А4.
Размеры полей: правое – 3 см., левое – 1,5 см., верхнее и нижнее по 2 см.
Шрифт - Times Nev Roman, размер – 14, интервал – 1,5; отступ – 1,27.
Общий объем работы – 1,5 – 2 страницы.
Эссе выполняется студентом самостоятельно. Оно не должно быть компиляцией из различных источников.
Эссе: «Владимир (Святой) - креститель земли русской»
Личность князя Владимира до сих пор волнует умы многих историков. Кто – то его осуждает за насильственное насаждение веры, кто-то почитает. Особенно интерес к нему возрос на рубеже XVIII-XIX вв. Так почему же личность князя такая противоречивая и каковы последствия принятия христианства на Руси? Будущий креститель земли русской родился примерно в 958 г., принадлежал к династии Рюриковичей. Являлся киевским князем с 980 года. В первые годы своего княжения он зарекомендовал себя как сильный воин и полководец. Владимир усмиряет вятичей и радимичей, отделившихся от Киева в 981 году, отвоевывает Червенские города у поляков, совершает походы на волжских булгар, создает укрепления на границах и строит мощные крепости. Больше конечно известны и его деяния в духовной сфере жизни общества. Сначала князем Владимиром была предпринята попытка преобразовать языческий культ. Он хотел создать единый пантеон во главе с Перуном. В результате языческая «реформа» князя оказалась неудачной. Тогда Владимир Святой решил принять единую веру для себя и своих поданных. Нужно было определиться между тремя наиболее известными мировыми религиями – христианство, ислам и иудаизм. С христианством он уже был немного знаком, ведь его бабка Ольга приняла при жизни эту веру. По преданию, сильное впечатление на князя Владимира произвел рассказ священника - грека о Страшном суде, который ждет каждого грешника. Выбор был сделан. Крещение князя Владимира произошло в 988 году в Херсонесе. Вместе с ним крестилось его войско. Все языческие идолы были сожжены, статуя Перуна брошена в Днепр.В 990-х гг. князь начал повсеместно насаждать христианство. Но христианство не проникало еще глубоко в общество Древней Руси. Его воздействие было распространено только на определенных представителей высшей знати и купечества. Также и у многих князей Киева оно не получало признания. Иногда людей крестили насильно. Вообще, личность князя Владимира очень неоднозначна. Обычно про него говорят только в положительном ключе. Но многие не знают, что князь, во времена,
когда еще он опирался на культ многобожия, преследовал христианство, даже уничтожал первые зачатки этой веры на Руси, убийствами первых мучеников, ввёл практику человеческих жертвоприношений. В повести временных лет описаны его жестокость, приверженность похоти, блуду и неуёмный нрав. Но, не смотря на это, я считаю, что христианизация государства явилась одним из наиболее значимых событий в российской истории, ведь это определило весь последующий ход развития русской истории. Началось активное заимствование христианской культуры из Византии.Владимир Святой сыграл значимую роль в истории Российского государства. Крещение – это его духовное наследием, которое и сегодня хранит в себе Русская Православная Церковь.
Поляне - название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).
Древляне - восточнославянское племя, обитавшее в Полесье на границе современных Украины и Белоруссии (главным образом в Житомирской и на западе Киевской нынешних областей). Предполагают, что с востока их земли ограничивал Днепр, а с севера река Припять, за которой жили дреговичи. И. П. Русанова предполагала, что древлянам принадлежал правый берег Припяти, за которым начинались исконные земли летописных дреговичей.
Словене - восточнославянское племя, проживавшее во второй половине 1-го тысячелетия н. э. в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
Голядь - Балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI-XII веков, в верховьях реки Протвы, левого притока Оки, между землями вятичей и кривичей. Относится исследователями к так называемым днепровским балтам. Археологические следы дискуссионны. Этноним связывается с прибалтийскими галиндами.
Племя - Может обозначать форму как этнической, так и политической организации
союз племен - форма общественной организации восточнославянского общества в период разложения первобытно-общинного строя и формирования.
Протогосударства - – это политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. Главной функцией этой структуры является административно-экономическая, отражающая объективные потребности усложняющегося общества.
Вече - Народное собрание в древней и средневековой Руси и у всех народов славянского происхождения до образования государственной власти раннефеодального общества для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
Погост - административно-территориальная единица (сельский податный округ) на Руси. Впервые административно-территориальное деление в Древней Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница)
«Повесть временных лет» - Наиболее ранняя из сохранившихся в полном объёме русских летописей. Создана в Киеве в 1110-х годах. Составила основу большинства более поздних русских летописей.
Хазарский каганат - средневековое государство, созданное кочевым народом
Смерд - категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX—XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены.
Закуп - категория зависимого населения в Древней Руси. В Древнерусском государстве свободные смерды, заключившие с феодалом особый договор
Рядович - в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду» (договору), как правило, попавшие в зависимость от него на период отработки займа, взятого деньгами
Митрополит - ервый по древности епископский титул в христианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей
Посадник - должность, глава города, «посаженный» (назначенный) князем (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в состав Древнерусского государства.
Феодальная раздробленность - ериод ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности.