Файл: 17. Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Великая французская революция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от 21 декабря и Манифест царя от 25 декабря 1812 г. ознаменовали завершение Отечественной войны.
СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ 1815-1833 гг. - объединение европейских монархов, возникшее по инициативе императора Александра I после крушения наполеоновской империи для борьбы с войнами и революциями в Европе.
Основные положения Акта Священного союза были написаны русским императором. В нем говорилось, что союзники обязываются поддерживать узы братской дружбы, управлять своими подданными в духе братства и правды, считать себя членами единого христианского сообщества. В международных и внутренних делах государи обязывались руководствоваться заповедями Евангелия.
Цели: Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая была произведена на Венском конгрессе. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".
В священном союзе состояли: Австрия, Пруссия, Франция, и другие европейские монархии.
Крах Священного союза был предопределен утопичностью самой идеи, лежавшей в основе его деятельности - удержать Европу в рамках отжившего строя.
В последнее время отмечается, что решения Венского конгресса и деятельность Священного союза имели и положительное значение, т.к. обеспечили Европе на некоторое время мир после череды непрерывных войн ( Северная, Семилетняя, Русско-турецкая).
19. Реформирование основных сфер общества при Александре I.
1) Создание Негласного комитета - собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований (в него входили молодые друзья царя П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей и А. Чарто-рыйский). Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения.
3) Министерская реформа: В 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.
Министерства подразделялись на департаменты, департаменты — на отделения; отделения — на столы. 12 июля 1810 года манифест «О разделении государственных дел на особые управления». Этот манифест разделял все государственные дела на пять частей.
Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий.
4) Государственный совет был заменён постоянным учреждением - Непременным советом. 1 января 1810 года Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарем был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.
Председателем Государственного совета являлся Александр I. Задача Государственного совета — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.
5) Реформа Сената: 8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.
В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:
20. Внутренняя и внешняя политика Николая I.
Годы царствования Николая I расцениваются как "апогей самодержавия". Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми.
Главной целью внутренней политики императора стало
укрепление и охранение существующего строя. Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости уступок "духу времени". В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.
Во второй четверти XIX века в некоторых европейских странах произошли значительные изменения (общая либерализация государственного строя, выход на арену политической борьбы новых социальных слоёв общества). В России эти процессы были значительно заторможены: Государственный Совет потерял значение в решении государственных вопросов; система министерств фактически подменялась Собственной Его Императорского Величества канцелярией (она стала правительственным учреждением и была разделена на отделения - I отделение - личная канцелярия императора, II - кодификация законов, III - отделение ведало политической полицией, IV - управляло благотворительными учреждениями и т.д.
В 1826 г. создано III отделение канцелярии, связанное с осуществлением политического сыска. Его работой руководил граф А.Х. Бенкендорф, безгранично преданный Николаю I. Страну окутала сеть агентов и шпионов. В 1827 г. был создан корпус жандармов и введено несколько жандармских округов. Таким образом, фактически впервые в России возникла эффективная полицейская система, позволившая на длительное время затормозить революционное движение и подавить инакомыслие.
Вступая на престол, Николай I заявил о намерении обеспечить стране законность. С этой целью проводилась работа по кодификации (упорядочению) российского законодательства. М.М. Сперанский, возвращённый из ссылки, возглавил деятельность II отделения канцелярии. В результате появилось "Полное собрание законов Российской империи" в 45 томах и "Свод действующих законов" в 15 томах.
Россия во второй четверти XIX века оставалась аграрной страной. Крестьяне составляли основную массу населения. Именно крестьянский вопрос являлся главным и требовал незамедлительного решения. Но, правительство ограничивалось лишь полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 г. вышел закон о запрещении продавать крестьян по одиночке и без земли; в 1843 г. - безземельные дворяне были лишены права приобретать крепостных; в 1842 г. вышел закон об "обязанных крестьянах", который развил указ 1803г. Ряд указов этого периода регламентировал отношения между помещиками и крестьянами; фиксировал размеры крестьянских наделов и повинностей; определял меры возможного наказания. Таким образом, крепостное право не было уничтожено, но рабские проявления крепостничества ликвидировались.
В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян. Она улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших примерно треть населения. Созданное Министерство государственных имуществ, должно было заботиться об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Вместе с тем, реформа усилила бюрократическое давление на государственную деревню и свела к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления (они стали зависеть от местной администрации).
Сфера образования и просвещения развивалась достаточно противоречиво. С одной стороны, поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения, с другой - правительство всячески стремилось установить над ним жёсткий контроль. В 1828 г. был утверждён Устав низших и средних учебных заведений. Он закрепил замкнутую сословную систему обучения (приходские школы для низших слоёв населения; уездные училища для горожан недворянского происхождения; гимназии для детей дворян и чиновников). В 1835 г. был введён новый устав, лишавший университеты значительной части автономии. Устанавливался жёсткий политический контроль, вводилась четкая регламентация университетской жизни, повышалась плата за обучение, сокращался набор студентов, отменялось преподавание государственного права и философии. Усиление реакции правительства в отношении просвещения и образования произошло после революционных потрясений, проходивших в Западной Европе в 1848-1849 гг. Сократились связи с Западной Европой, иностранцам запрещался въезд в Россию, а русским - выезд за границу. Наступила эпоха "цензурного террора". Но, жизнь требовала дальнейшего развития высшего образования. Несмотря на принимавшиеся карательные меры правительства, восстанавливались закрытые раннее учебные заведения и появлялись новые, готовившие специалистов широкого профиля (технологический, строительный, межевой институты, высшее училище правоведения и др.).
Важнейшим орудием идеологической работы с народом являлась православная церковь. Большое внимание обращалось на "чистоту православного вероисповедания", поддержание государственного значения церкви.
Внешняя политика Николая I.
Основными направлениями внешней политики правительства Николая I являлись: борьба с революционным движением в Европе, стремление захватить средневосточные рынки, присоединение к России Каспийского побережья и решение восточного вопроса, которое означало преобладание в турецких делах, установление контроля в проливах Босфор и Дарданеллы и влияние на Балканах.
Русско-иранская война 1826-1828 гг. завершилась Туркманчайским миром, по которому к России присоединилась восточная Армения. Россия также одержала победу в войне с Турцией в 1828-1829 гг., и по Адрианопольскому миру к ней отошли Анапа, Поти, Ахалцих и Алхалкалаки. В этой ситуации становилось возможным и неизбежным подчинение Россией всего Кавказа.
Начавшееся движение мюридов1 в 30-х гг. возглавил имам Шамиль, одержавший ряд побед над русскими войсками. На территориях Дагестана и Чечни он создал государственную систему – имамат – с многочисленной армией. Но уже в конце 40-х гг. в государственной системе Шамиля стали проявляться признаки кризиса. Царизм воспользовался экономическим и военным ослаблением имамата. Перевооруженная и численно увеличившаяся русская армия перешла в наступление. В 1859 г. остатки войска Шамиля были окончательно разбиты.
Присоединение Кавказа к России было завершено в 1864 г.
Значительно обострились противоречия между Россией и европейскими странами после подписания в 1833 г. Турцией и Россией Ункияр-Искелессийского договора, установившего оборонительный военный союз с обязательством взаимной военной защиты.
К середине XIX в. восточный вопрос во внешней политике стран Европы занял важнейшее место. Франция и Англия стремились к военному и торговому приоритету на Средиземном море; Австрия – к экспансии территории Османской империи; Россия – к полному разгрому в одиночку Турции, выходу в Средиземное море, закрытию входа в Черное море чужому флоту и усилению влияния на славянские народы Балкан. Все это привело к Крымской войне (1853-1856), которая началась с переправы русских войск через р. Прут и занятия территории Молдавии и Валахии. Осенью 1853 г. русская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова (1802-1855) разгромила турецкий флот в Синопской бухте. Но европейские державы не намеривались допустить победы России над Турцией. Английская и французская военные эскадры вошли в бухту Золотой Рог. Россия теперь вынуждена была воевать против Англии, Франции, итальянских государств – Пьемонта и Сардинии. Военные действия были перенесены в Крым. Главная военно-морская база России на Черном море – Севастополь оказалась в осаде. После 11 месяцев защиты Севастополь пал.
СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ 1815-1833 гг. - объединение европейских монархов, возникшее по инициативе императора Александра I после крушения наполеоновской империи для борьбы с войнами и революциями в Европе.
Основные положения Акта Священного союза были написаны русским императором. В нем говорилось, что союзники обязываются поддерживать узы братской дружбы, управлять своими подданными в духе братства и правды, считать себя членами единого христианского сообщества. В международных и внутренних делах государи обязывались руководствоваться заповедями Евангелия.
Цели: Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая была произведена на Венском конгрессе. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".
В священном союзе состояли: Австрия, Пруссия, Франция, и другие европейские монархии.
Крах Священного союза был предопределен утопичностью самой идеи, лежавшей в основе его деятельности - удержать Европу в рамках отжившего строя.
В последнее время отмечается, что решения Венского конгресса и деятельность Священного союза имели и положительное значение, т.к. обеспечили Европе на некоторое время мир после череды непрерывных войн ( Северная, Семилетняя, Русско-турецкая).
19. Реформирование основных сфер общества при Александре I.
1) Создание Негласного комитета - собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований (в него входили молодые друзья царя П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей и А. Чарто-рыйский). Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения.
3) Министерская реформа: В 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.
Министерства подразделялись на департаменты, департаменты — на отделения; отделения — на столы. 12 июля 1810 года манифест «О разделении государственных дел на особые управления». Этот манифест разделял все государственные дела на пять частей.
Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий.
4) Государственный совет был заменён постоянным учреждением - Непременным советом. 1 января 1810 года Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарем был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.
Председателем Государственного совета являлся Александр I. Задача Государственного совета — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.
5) Реформа Сената: 8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.
В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:
-
Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты. -
Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав. -
Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения. -
Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.
20. Внутренняя и внешняя политика Николая I.
Годы царствования Николая I расцениваются как "апогей самодержавия". Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми.
Главной целью внутренней политики императора стало
укрепление и охранение существующего строя. Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости уступок "духу времени". В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.
Во второй четверти XIX века в некоторых европейских странах произошли значительные изменения (общая либерализация государственного строя, выход на арену политической борьбы новых социальных слоёв общества). В России эти процессы были значительно заторможены: Государственный Совет потерял значение в решении государственных вопросов; система министерств фактически подменялась Собственной Его Императорского Величества канцелярией (она стала правительственным учреждением и была разделена на отделения - I отделение - личная канцелярия императора, II - кодификация законов, III - отделение ведало политической полицией, IV - управляло благотворительными учреждениями и т.д.
В 1826 г. создано III отделение канцелярии, связанное с осуществлением политического сыска. Его работой руководил граф А.Х. Бенкендорф, безгранично преданный Николаю I. Страну окутала сеть агентов и шпионов. В 1827 г. был создан корпус жандармов и введено несколько жандармских округов. Таким образом, фактически впервые в России возникла эффективная полицейская система, позволившая на длительное время затормозить революционное движение и подавить инакомыслие.
Вступая на престол, Николай I заявил о намерении обеспечить стране законность. С этой целью проводилась работа по кодификации (упорядочению) российского законодательства. М.М. Сперанский, возвращённый из ссылки, возглавил деятельность II отделения канцелярии. В результате появилось "Полное собрание законов Российской империи" в 45 томах и "Свод действующих законов" в 15 томах.
Россия во второй четверти XIX века оставалась аграрной страной. Крестьяне составляли основную массу населения. Именно крестьянский вопрос являлся главным и требовал незамедлительного решения. Но, правительство ограничивалось лишь полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 г. вышел закон о запрещении продавать крестьян по одиночке и без земли; в 1843 г. - безземельные дворяне были лишены права приобретать крепостных; в 1842 г. вышел закон об "обязанных крестьянах", который развил указ 1803г. Ряд указов этого периода регламентировал отношения между помещиками и крестьянами; фиксировал размеры крестьянских наделов и повинностей; определял меры возможного наказания. Таким образом, крепостное право не было уничтожено, но рабские проявления крепостничества ликвидировались.
В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян. Она улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших примерно треть населения. Созданное Министерство государственных имуществ, должно было заботиться об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Вместе с тем, реформа усилила бюрократическое давление на государственную деревню и свела к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления (они стали зависеть от местной администрации).
Сфера образования и просвещения развивалась достаточно противоречиво. С одной стороны, поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения, с другой - правительство всячески стремилось установить над ним жёсткий контроль. В 1828 г. был утверждён Устав низших и средних учебных заведений. Он закрепил замкнутую сословную систему обучения (приходские школы для низших слоёв населения; уездные училища для горожан недворянского происхождения; гимназии для детей дворян и чиновников). В 1835 г. был введён новый устав, лишавший университеты значительной части автономии. Устанавливался жёсткий политический контроль, вводилась четкая регламентация университетской жизни, повышалась плата за обучение, сокращался набор студентов, отменялось преподавание государственного права и философии. Усиление реакции правительства в отношении просвещения и образования произошло после революционных потрясений, проходивших в Западной Европе в 1848-1849 гг. Сократились связи с Западной Европой, иностранцам запрещался въезд в Россию, а русским - выезд за границу. Наступила эпоха "цензурного террора". Но, жизнь требовала дальнейшего развития высшего образования. Несмотря на принимавшиеся карательные меры правительства, восстанавливались закрытые раннее учебные заведения и появлялись новые, готовившие специалистов широкого профиля (технологический, строительный, межевой институты, высшее училище правоведения и др.).
Важнейшим орудием идеологической работы с народом являлась православная церковь. Большое внимание обращалось на "чистоту православного вероисповедания", поддержание государственного значения церкви.
Внешняя политика Николая I.
Основными направлениями внешней политики правительства Николая I являлись: борьба с революционным движением в Европе, стремление захватить средневосточные рынки, присоединение к России Каспийского побережья и решение восточного вопроса, которое означало преобладание в турецких делах, установление контроля в проливах Босфор и Дарданеллы и влияние на Балканах.
Русско-иранская война 1826-1828 гг. завершилась Туркманчайским миром, по которому к России присоединилась восточная Армения. Россия также одержала победу в войне с Турцией в 1828-1829 гг., и по Адрианопольскому миру к ней отошли Анапа, Поти, Ахалцих и Алхалкалаки. В этой ситуации становилось возможным и неизбежным подчинение Россией всего Кавказа.
Начавшееся движение мюридов1 в 30-х гг. возглавил имам Шамиль, одержавший ряд побед над русскими войсками. На территориях Дагестана и Чечни он создал государственную систему – имамат – с многочисленной армией. Но уже в конце 40-х гг. в государственной системе Шамиля стали проявляться признаки кризиса. Царизм воспользовался экономическим и военным ослаблением имамата. Перевооруженная и численно увеличившаяся русская армия перешла в наступление. В 1859 г. остатки войска Шамиля были окончательно разбиты.
Присоединение Кавказа к России было завершено в 1864 г.
Значительно обострились противоречия между Россией и европейскими странами после подписания в 1833 г. Турцией и Россией Ункияр-Искелессийского договора, установившего оборонительный военный союз с обязательством взаимной военной защиты.
К середине XIX в. восточный вопрос во внешней политике стран Европы занял важнейшее место. Франция и Англия стремились к военному и торговому приоритету на Средиземном море; Австрия – к экспансии территории Османской империи; Россия – к полному разгрому в одиночку Турции, выходу в Средиземное море, закрытию входа в Черное море чужому флоту и усилению влияния на славянские народы Балкан. Все это привело к Крымской войне (1853-1856), которая началась с переправы русских войск через р. Прут и занятия территории Молдавии и Валахии. Осенью 1853 г. русская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова (1802-1855) разгромила турецкий флот в Синопской бухте. Но европейские державы не намеривались допустить победы России над Турцией. Английская и французская военные эскадры вошли в бухту Золотой Рог. Россия теперь вынуждена была воевать против Англии, Франции, итальянских государств – Пьемонта и Сардинии. Военные действия были перенесены в Крым. Главная военно-морская база России на Черном море – Севастополь оказалась в осаде. После 11 месяцев защиты Севастополь пал.