Файл: Пояснительная записка Тема урока Математическая информация. Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные в таблицах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пояснительная записка

Тема урока

Математическая информация. Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные в таблицах.

Программа, используемая в работе, ее авторы, учебник, количество часов

УМК «Школа России»,

учебник «Математика» 4 класс. Часть 2. Моро М.И., Бантова М.А. (1 час)


Место урока/занятия в изучаемой теме, курсе

Раздел «Математическая информация» (15ч.), 5 урок.

Краткая характеристика возрастной группы/ класса (количественная, психологическая, по уровню развития)

В классе 23 ученика. 13 девочек (1 ученица – 5.1), 10 мальчиков. Уровень развития – средний и высокий.

Цели и задачи урока/занятия (либо планируемые результаты)

Цель: создание условий для обобщения знаний о способах представления информации, для формирования УУД

Планируемый результат:

предметные умения

- уметь находить нужную информацию в таблице

- уметь заполнять таблицы

-объяснять данные представленные в таблице

- уметь находить нужную информацию по…

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

- определять правила работы в парах

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- осуществлять прогнозирование результата и уровня усвоения знаний;

- проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану;

- высказывать предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- построение речевого высказывания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- постановка и формулирование проблемы;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания)

- самостоятельные создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и партнёром в паре;

- управление поведением партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Используемые методы и приемы;

Прием «ТИМ-ЧИР» («кричалка» для поднятия настроения настроя на работу); прием «Прогнозирование»; прием «Выбор»; работа в группах; самооценивание; взаимооценивание;

Необходимое оборудование.

Мультимедийная презентация, листы с текстами и таблицами (Приложение 2), карточки с изображением видами представления информации (Приложение1); таблица для «прогнозирования», фишки (магнитики)


Самоанализ урока.

Цель урока включала в себя три аспекта, реализация которых на уроке позволила создать условия для эффективного обучения, развития и воспитания учащихся.

Задачи сформулированы в совместной деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД. Содержание урока соответствует целям, задачам и дидактическим принципам УМК. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная. Формы адекватны целям и задачам.  Организуется включение учащихся в следующие формы УД: индивидуальную, парную, групповую, самостоятельную.

На уроке созданы условия для формирования универсальных учебных действий учащихся.

Задача этапа мотивации направлена на создание положительного эмоционального настроя и предвосхищение интересного окончания урока.

Создание учебной ситуации обращения к личному опыту для совместного целеполагания. Теоретическая часть урока ориентирована на анализ содержания учебных задач и особенностей их решения.   Практический блок вовлекает учеников в проектирование способа деятельности решения задач, где преобладает продуктивная групповая работа учащихся с практикоориентированной направленностью.  Формы организации учебной работы выбраны в соответствии с запланированными целями содержания материала: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. По характеру познавательной деятельности преобладают частично-поисковые и исследовательские методы, по источнику получения знаний – словесные (беседа), наглядные. Организована рефлексия, с целью отслеживания уровня понимания учениками учебного материала в процессе урока, особенностей их психологического состояния (словесная оценка в эмоциональной форме), отношения к изучаемому материалу и уроку.

Дидактические принципы: принцип деятельности (ученик добывал знания сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности), принцип целостности (формирование у учащихся системного представления о решении задач), принцип психологической комфортности, принцип вариативности (создание ситуации выбора), принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе). Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, технология здоровьесбережения (двигательные паузы, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся). Таким образом, цели и задачи урока реализованы. Урок соответствует требованиям ФГОС. Сравнивая желаемый результат с реальным,

делаю вывод о том, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приемов и средств обучения работали на результат,

который показал, что все аспекты цели реализованы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I. Организационный момент Прием «ТИМ-ЧИР» («кричалка» для поднятия настроения и настроя на работу)


Думать - коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Читают про себя с экрана стихотворение.

Произносят хором.




II. Самоопределение к деятельности.

Прием «Выбор»

На доске карточки с изображением рисунка, графика, диаграммы, чертежа, таблиц (их больше)

- Посмотрите на доску. Постарайтесь определить тему урока.

- Оставьте на доске только те карточки, на которых представлены с таблицы.
- Верно, тема урока «Математическая информация, представленная в таблице»

Смотрят на доску.

Называют, что изображено на каждой карточке.

Определяют, что больше всего изображений таблиц, представленных в разном виде.

Работая в паре, выполняют задание.

Называют тему урока.




III. Целеполагание Прием «Прогнозирование»


- Как вы считаете, вы уже хорошо научились представлять информацию?

- Сделаем прогностическую оценку своих знаний в виде линейной диаграммы. На доске таблица.


Умею представлять информацию в таблице

1. Умею сам  и могу научить другого

2. Умею, но не всегда уверен в себе

3. Не умею,  поэтому нужна помощь
- Прочитайте вопрос и варианты ответов. Подумайте и поставьте фишку в нужное место.

- Итак, подведем итоги, как видно из получившейся линейной диаграммы, умеем работать с таблицами, но некоторые не уверены в своих силах.  У тех, кто умеет есть возможность побывать в роли учителя, помогая друг другу выполнить задание.

- Поставьте цели урока.

- Итак, каждый из вас определил для себя задачи урока: усовершенствовать свои умения располагать информацию в таблице, составлять таблицу по тексту

- Как вам в этом поможет работа в группах?


Рассматривают таблицу, читают варианты ответов, выбирают, прикрепляют фишку напротив выбранного ответа. Называют цели и задачи урока в соответствии со своими требованиями (в итоге получилась диаграмма целеполагания)





IV. Работа по теме урока.

Работа в группах

1. Работа с таблицей (из ВПР).

А) Работа с текстом.
Б) Работа с тем же текстом, представленным в таблице.


- Табличная форма предоставления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше. Давайте убедимся в этом.

- Прочитайте тексты на желтом листе и найдите ответы на вопросы.
- Теперь посмотрите на обратную сторону листа. Что произошло с информацией?

- Как вы думаете: ее стало больше или меньше?

- Используя данные таблицы ответьте на вопросы.

- Представьте вашу информацию группе-близнецу, сравните, обсудите результат и прикрепите на доску.

- Когда вы быстрее нашли ответы? Почему так произошло?


Читают тексты.

Отвечают на вопросы. Представляют результат классу.

Рассматривают таблицу.

Отвечают на вопросы. Представляют результат классу.
Отвечают на вопросы.




физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.







2. Представление информации в виде таблице


- Кто может сказать, какие зимние виды спорта наиболее популярны в России?

- А какой вид развит в нашем Уватском районе?

- 5 и 6 апреля на нашем биатлоном центре будет проходить чемпионат России по биатлону. СЛАЙД НА ЭКРАНЕ

- Наибольшее количество наград российские спортсмены получали в лыжных гонках, биатлоне и фигурном катании. В тексте дана информация о медалях наших спортсменов с 1994 г., когда появилась сборная России.

- Прочитайте текст (на розовых листах)

Начиная с 1994 года, фигуристы завоевали 15 золотых, 9 серебряных и 3 бронзовых медали. Лыжники добавили к общему зачёту 14 золотых, по 9 серебряных и бронзовых медалей. Биатлонисты пополнили нашу «копилку» -  10 золотыми, 4 серебряными и 7 бронзовыми медалями.  

- Вам надо представить текстовую информацию более наглядно в таблице.

- Составьте вопросы.


Отвечают на вопросы.

Читают текст.
Работая в группе, представляют информацию в таблице. Прикрепляют результат на доску.
Составляют вопросы (например):

1. Сколько всего медалей получено фигуристами, лыжниками и биатлонистами?

2. На сколько больше «золото» у фигуристов, чем у лыжников? Чем у биатлонистов?

3. Сколько всего медалей получено фигуристами, лыжниками, биатлонистами?






V. Итог урока


- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- Удалось ли их достичь?

- Какие трудности вы встретили?

-  Как с ними справились?

- Что дала вам работа в группах? Какие преимущества такой работы вы почувствовали?

- Где и как знания, полученные на уроке вы сможете использовать в будущей жизни где могут пригодиться эти умения?

Отвечают на вопросы

Примерные ответы:

при составлении краткой запись задачи,

во время защиты проекта представить результат опроса, на работе для ведения отчётов и статистики




VI. Рефлексия учебной деятельности


- Оцените полученные знания и приобретённые умения на сегодняшнем уроке.

Таблица на доске «Умение работать с информацией»

- Кто поставил фишку на другое выражение?

- Оцените своё настроение, с которым заканчиваете урок: большой палец вверх - восторженное, большой палец влево - спокойное, большой палец вниз - неудовлетворённое, упадок.

- Хорошее настроение – залог успешного обучения. Желаю вам успехов и удачи во всём!

Работают с таблицей, прикрепляют фишку. Объясняют свой результат.


Оценивают настроение по заданию.




Домашнее задание:


с. 51, № 201

- Откройте учебник, найдите заданный номер. Какое задание нужно выполнить?

- Как пригодится умение, полученное на уроке, выполнить задание?


О бъяснить, что показывает каждое выражение, составленное по следующей таблице:

Отвечают на вопрос.







Приложения

мастерица

Воротник

Салфетка

Скатерть

Катерина

14

5

0

Ольга

12

7

2

Мария

5

3

3

Любовь

9

2

1


















Умею представлять информацию в таблице

1. Умею сам  и могу научить другого

2. Умею, но не всегда уверен в себе

3. Не умею,  поэтому нужна помощь


Три юных натуралиста разводят аквариумных рыбок. У Кости в аквариуме 5 вуалехвостов, 12 гуппи, 2 золотых рыбки, 3 меченосца. У Кузьмы – вуалехвостов и гуппи поровну - 8, золотых рыбок – 4 и 2 меченосца. А у Тимура 10 гуппи, 6 золотых рыбок и 4 меченосца. Сколько золотых рыбок живёт у Тимура и рыбок какого вида больше всего у юных натуралистов?


В таблице показано, сколько и каких рыбок живёт в аквариумах у каждого. Используя эти данные, ответьте на вопросы.


Юный натуралист

Вуалехвост

Гуппи

Золотая рыбка

Меченосец

Костя

5

12

2

3

Кузьма

8

8

4

2

Тимур

0

10

6

4


1) Сколько золотых рыбок живёт у Кузьмы?
2) Рыбок какого вида меньше всего у юных натуралистов?
Подруги Катя, Маша, Алиса и Вика прочитали несколько книг из списка литературы, заданной на лето. В июне Катя, Алиса и Вика прочитали по 3 книги, а Маша только 2. В июле Катя и Вика прочитали по 2 книги, Маша 1, а Алиса больше всех – 5 книг. В августе Катя прочитала 4 книги, Маша – 5 книг, Алиса - 6, а Вика только 1. Сколько книг прочитала Маша в июле? Кто из подруг за лето прочитал книг больше всех?

Количество прочитанных книг по месяцам указано в таблице. Ответьте на вопросы.





июнь

июль

август

Катя

3

2

4

Маша

2

1

5

Алиса

3

5

6

Вика

3

2

1


1) Сколько книг прочитала Алиса в июле?

2) Кто из подруг за лето прочитал книг меньше всех?

Четыре мастерицы Катерина, Ольга, Мария и Любовь плетут кружева. Катерина сплела 14 воротника и 5 салфеток. Ольга – 12 воротников, 7 салфеток и 2 скатерти. Мария – 5 воротников, 3 салфетки и столько же скатертей. А Любовь сплела 9 воротников, 2 салфетки и 1 скатерть.

Сколько воротников сплела Катерина? Кто из мастериц сплёл меньше всего изделий?

В таблице показано, сколько и каких изделий сплела каждая мастерица за месяц.

Используя эти данные, ответьте на вопросы.


мастерица

Воротник

Салфетка

Скатерть

Катерина

14

5

0

Ольга

12

7

2

Мария

5

3

3

Любовь

9

2

1