Файл: Пояснительная записка Тема урока Математическая информация. Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные в таблицах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Тема урока | Математическая информация. Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные в таблицах. |
Программа, используемая в работе, ее авторы, учебник, количество часов | УМК «Школа России», учебник «Математика» 4 класс. Часть 2. Моро М.И., Бантова М.А. (1 час) |
Место урока/занятия в изучаемой теме, курсе | Раздел «Математическая информация» (15ч.), 5 урок. |
Краткая характеристика возрастной группы/ класса (количественная, психологическая, по уровню развития) | В классе 23 ученика. 13 девочек (1 ученица – 5.1), 10 мальчиков. Уровень развития – средний и высокий. |
Цели и задачи урока/занятия (либо планируемые результаты) | Цель: создание условий для обобщения знаний о способах представления информации, для формирования УУД Планируемый результат: предметные умения - уметь находить нужную информацию в таблице - уметь заполнять таблицы -объяснять данные представленные в таблице - уметь находить нужную информацию по… Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; - определять правила работы в парах - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - осуществлять прогнозирование результата и уровня усвоения знаний; - проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану; - высказывать предположение на основе учебного материала; Отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - построение речевого высказывания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - постановка и формулирование проблемы; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания) - самостоятельные создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и партнёром в паре; - управление поведением партнёра; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
Используемые методы и приемы; | Прием «ТИМ-ЧИР» («кричалка» для поднятия настроения настроя на работу); прием «Прогнозирование»; прием «Выбор»; работа в группах; самооценивание; взаимооценивание; |
Необходимое оборудование. | Мультимедийная презентация, листы с текстами и таблицами (Приложение 2), карточки с изображением видами представления информации (Приложение1); таблица для «прогнозирования», фишки (магнитики) |
Самоанализ урока.
Цель урока включала в себя три аспекта, реализация которых на уроке позволила создать условия для эффективного обучения, развития и воспитания учащихся.
Задачи сформулированы в совместной деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД. Содержание урока соответствует целям, задачам и дидактическим принципам УМК. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная. Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в следующие формы УД: индивидуальную, парную, групповую, самостоятельную.
На уроке созданы условия для формирования универсальных учебных действий учащихся.
Задача этапа мотивации направлена на создание положительного эмоционального настроя и предвосхищение интересного окончания урока.
Создание учебной ситуации обращения к личному опыту для совместного целеполагания. Теоретическая часть урока ориентирована на анализ содержания учебных задач и особенностей их решения. Практический блок вовлекает учеников в проектирование способа деятельности решения задач, где преобладает продуктивная групповая работа учащихся с практикоориентированной направленностью. Формы организации учебной работы выбраны в соответствии с запланированными целями содержания материала: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. По характеру познавательной деятельности преобладают частично-поисковые и исследовательские методы, по источнику получения знаний – словесные (беседа), наглядные. Организована рефлексия, с целью отслеживания уровня понимания учениками учебного материала в процессе урока, особенностей их психологического состояния (словесная оценка в эмоциональной форме), отношения к изучаемому материалу и уроку.
Дидактические принципы: принцип деятельности (ученик добывал знания сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности), принцип целостности (формирование у учащихся системного представления о решении задач), принцип психологической комфортности, принцип вариативности (создание ситуации выбора), принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе). Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, технология здоровьесбережения (двигательные паузы, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся). Таким образом, цели и задачи урока реализованы. Урок соответствует требованиям ФГОС. Сравнивая желаемый результат с реальным,
делаю вывод о том, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приемов и средств обучения работали на результат,
который показал, что все аспекты цели реализованы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание | ||||
I. Организационный момент Прием «ТИМ-ЧИР» («кричалка» для поднятия настроения и настроя на работу) | Думать - коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! И открытия нас ждут обязательно! | Читают про себя с экрана стихотворение. Произносят хором. | | ||||
II. Самоопределение к деятельности. Прием «Выбор» | На доске карточки с изображением рисунка, графика, диаграммы, чертежа, таблиц (их больше) - Посмотрите на доску. Постарайтесь определить тему урока. - Оставьте на доске только те карточки, на которых представлены с таблицы. - Верно, тема урока «Математическая информация, представленная в таблице» | Смотрят на доску. Называют, что изображено на каждой карточке. Определяют, что больше всего изображений таблиц, представленных в разном виде. Работая в паре, выполняют задание. Называют тему урока. | | ||||
III. Целеполагание Прием «Прогнозирование» | - Как вы считаете, вы уже хорошо научились представлять информацию? - Сделаем прогностическую оценку своих знаний в виде линейной диаграммы. На доске таблица.
- Итак, подведем итоги, как видно из получившейся линейной диаграммы, умеем работать с таблицами, но некоторые не уверены в своих силах. У тех, кто умеет есть возможность побывать в роли учителя, помогая друг другу выполнить задание. - Поставьте цели урока. - Итак, каждый из вас определил для себя задачи урока: усовершенствовать свои умения располагать информацию в таблице, составлять таблицу по тексту - Как вам в этом поможет работа в группах? | Рассматривают таблицу, читают варианты ответов, выбирают, прикрепляют фишку напротив выбранного ответа. Называют цели и задачи урока в соответствии со своими требованиями (в итоге получилась диаграмма целеполагания) | | ||||
IV. Работа по теме урока. Работа в группах 1. Работа с таблицей (из ВПР). А) Работа с текстом. Б) Работа с тем же текстом, представленным в таблице. | - Табличная форма предоставления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше. Давайте убедимся в этом. - Прочитайте тексты на желтом листе и найдите ответы на вопросы. - Теперь посмотрите на обратную сторону листа. Что произошло с информацией? - Как вы думаете: ее стало больше или меньше? - Используя данные таблицы ответьте на вопросы. - Представьте вашу информацию группе-близнецу, сравните, обсудите результат и прикрепите на доску. - Когда вы быстрее нашли ответы? Почему так произошло? | Читают тексты. Отвечают на вопросы. Представляют результат классу. Рассматривают таблицу. Отвечают на вопросы. Представляют результат классу. Отвечают на вопросы. | | ||||
физминутка | Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | | | ||||
2. Представление информации в виде таблице | - Кто может сказать, какие зимние виды спорта наиболее популярны в России? - А какой вид развит в нашем Уватском районе? - 5 и 6 апреля на нашем биатлоном центре будет проходить чемпионат России по биатлону. СЛАЙД НА ЭКРАНЕ - Наибольшее количество наград российские спортсмены получали в лыжных гонках, биатлоне и фигурном катании. В тексте дана информация о медалях наших спортсменов с 1994 г., когда появилась сборная России. - Прочитайте текст (на розовых листах) Начиная с 1994 года, фигуристы завоевали 15 золотых, 9 серебряных и 3 бронзовых медали. Лыжники добавили к общему зачёту 14 золотых, по 9 серебряных и бронзовых медалей. Биатлонисты пополнили нашу «копилку» - 10 золотыми, 4 серебряными и 7 бронзовыми медалями. - Вам надо представить текстовую информацию более наглядно в таблице. - Составьте вопросы. | Отвечают на вопросы. Читают текст. Работая в группе, представляют информацию в таблице. Прикрепляют результат на доску. Составляют вопросы (например): 1. Сколько всего медалей получено фигуристами, лыжниками и биатлонистами? 2. На сколько больше «золото» у фигуристов, чем у лыжников? Чем у биатлонистов? 3. Сколько всего медалей получено фигуристами, лыжниками, биатлонистами? | | ||||
V. Итог урока | - Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - Удалось ли их достичь? - Какие трудности вы встретили? - Как с ними справились? - Что дала вам работа в группах? Какие преимущества такой работы вы почувствовали? - Где и как знания, полученные на уроке вы сможете использовать в будущей жизни где могут пригодиться эти умения? | Отвечают на вопросы Примерные ответы: при составлении краткой запись задачи, во время защиты проекта представить результат опроса, на работе для ведения отчётов и статистики | | ||||
VI. Рефлексия учебной деятельности | - Оцените полученные знания и приобретённые умения на сегодняшнем уроке. Таблица на доске «Умение работать с информацией» - Кто поставил фишку на другое выражение? - Оцените своё настроение, с которым заканчиваете урок: большой палец вверх - восторженное, большой палец влево - спокойное, большой палец вниз - неудовлетворённое, упадок. - Хорошее настроение – залог успешного обучения. Желаю вам успехов и удачи во всём! | Работают с таблицей, прикрепляют фишку. Объясняют свой результат. Оценивают настроение по заданию. | | ||||
Домашнее задание: | с. 51, № 201 - Откройте учебник, найдите заданный номер. Какое задание нужно выполнить? - Как пригодится умение, полученное на уроке, выполнить задание? | О бъяснить, что показывает каждое выражение, составленное по следующей таблице: Отвечают на вопрос. | |
Приложения
мастерица | Воротник | Салфетка | Скатерть |
Катерина | 14 | 5 | 0 |
Ольга | 12 | 7 | 2 |
Мария | 5 | 3 | 3 |
Любовь | 9 | 2 | 1 |
Умею представлять информацию в таблице |
1. Умею сам и могу научить другого |
2. Умею, но не всегда уверен в себе |
3. Не умею, поэтому нужна помощь |
Три юных натуралиста разводят аквариумных рыбок. У Кости в аквариуме 5 вуалехвостов, 12 гуппи, 2 золотых рыбки, 3 меченосца. У Кузьмы – вуалехвостов и гуппи поровну - 8, золотых рыбок – 4 и 2 меченосца. А у Тимура 10 гуппи, 6 золотых рыбок и 4 меченосца. Сколько золотых рыбок живёт у Тимура и рыбок какого вида больше всего у юных натуралистов?
В таблице показано, сколько и каких рыбок живёт в аквариумах у каждого. Используя эти данные, ответьте на вопросы.
Юный натуралист | Вуалехвост | Гуппи | Золотая рыбка | Меченосец |
Костя | 5 | 12 | 2 | 3 |
Кузьма | 8 | 8 | 4 | 2 |
Тимур | 0 | 10 | 6 | 4 |
1) Сколько золотых рыбок живёт у Кузьмы?
2) Рыбок какого вида меньше всего у юных натуралистов?
Подруги Катя, Маша, Алиса и Вика прочитали несколько книг из списка литературы, заданной на лето. В июне Катя, Алиса и Вика прочитали по 3 книги, а Маша только 2. В июле Катя и Вика прочитали по 2 книги, Маша 1, а Алиса больше всех – 5 книг. В августе Катя прочитала 4 книги, Маша – 5 книг, Алиса - 6, а Вика только 1. Сколько книг прочитала Маша в июле? Кто из подруг за лето прочитал книг больше всех?
Количество прочитанных книг по месяцам указано в таблице. Ответьте на вопросы.
| июнь | июль | август |
Катя | 3 | 2 | 4 |
Маша | 2 | 1 | 5 |
Алиса | 3 | 5 | 6 |
Вика | 3 | 2 | 1 |
1) Сколько книг прочитала Алиса в июле?
2) Кто из подруг за лето прочитал книг меньше всех?
Четыре мастерицы Катерина, Ольга, Мария и Любовь плетут кружева. Катерина сплела 14 воротника и 5 салфеток. Ольга – 12 воротников, 7 салфеток и 2 скатерти. Мария – 5 воротников, 3 салфетки и столько же скатертей. А Любовь сплела 9 воротников, 2 салфетки и 1 скатерть.
Сколько воротников сплела Катерина? Кто из мастериц сплёл меньше всего изделий?
В таблице показано, сколько и каких изделий сплела каждая мастерица за месяц.
Используя эти данные, ответьте на вопросы.
мастерица | Воротник | Салфетка | Скатерть |
Катерина | 14 | 5 | 0 |
Ольга | 12 | 7 | 2 |
Мария | 5 | 3 | 3 |
Любовь | 9 | 2 | 1 |