Файл: согласовано Зав магистратурой юи ни тгу о. В. Воронин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Магистратура
«СОГЛАСОВАНО»
Зав. магистратурой ЮИ НИ ТГУ
_________________О.В. Воронин
«_____»_______________20__ г.
ЗАДАНИЕ по подготовке выпускной квалификационной (магистерской) работы студенту Джумшудову Даниэлю Эльшадовичу
Тема выпускной (квалификационной) работы: «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»
Утверждена: «01» 09 2017 г.
Руководитель работы: кандидат юридических наук, доцент Никитина Ирина
Александровна
1). Составление предварительного плана и графика написания выпускной
(квалификационной) работы: с «01» 09 2017 г. по «20» 09 2017 г.
2). Подбор и изучение необходимых нормативных документов, актов и специальной литературы с «01» 10 2017 г. по «15» 12 2017 г.
3). Сбор и анализ практического материала: с «15» 03 2018 г. по «31» 08 2018 г.
4). Составление окончательного плана выпускной (квалификационной) работы с «05» 09 2018 г. по «25» 09 2018 г.
5). Написание и оформление выпускной (квалификационной) работы с «01» 10 2018 г. по «26» 04 2019 г.
Научный руководитель: _________________ Никитина Ирина Александровна
С положением о порядке организации и оформления выпускных (квалификационных) работ ознакомлен, задание принял к исполнению: __________________ Джумшудов Д.Э.

3
Аннотация
Выпускная квалификационная работа по теме: «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения:
Во введении отражена актуальность выбранной темы, поставлены задачи и цели данной работы. В первой главе работы изучена ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения в советском, российском уголовном праве, а также в зарубежном законодательстве. Во второй главе дипломной работы рассмотрен объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления предусмотренного ст. 166 УК РФ. В третьей главе проведена работа по отграничению преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ от хищений чужого имущества и иных преступлений против собственности (ст. ст. 163, 165,
167 УК РФ). В четвертой главе изучена криминологическая характеристика неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством, причины и условия, способствующие совершению преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, а так же меры предупреждения неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. В заключение излагаются основные выводы дипломной работы.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 93 листах, содержит 85 источников литературы и имеет практическую основу. Практическая основа состоит из 61 проанализированного уголовного дела, рассмотренного Ленинским и Октябрьским районным судом г. Томска за период 2017-2018 гг.


4
Оглавление
Введение: ....................................................................................................................................... 5
Глава 1. Ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения в истории уголовного права...................... 9
1.1. Ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения в советском, российском уголовном праве
......................................................................................................................................................... 9
1.2.Ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения в зарубежном законодательстве. .......... 14
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренная статьей
166 Уголовного Кодекса РФ .................................................................................................... 22
2.1.
Объект преступления, предусмотренный ст. 166 УК РФ ...................................... 22
2.2.
Объективная сторона преступления, предусмотренная статьей 166 УК РФ ... 29
2.3.
Субъект, субъективная сторона преступления предусмотренного ст. 166 УК
РФ…..……………………………………………………………………………………………36
Глава 3. Отграничение неправомерного завладения автомобилем или иным
транспортным средством от смежных составов преступлений. ..................................... 39
3.1 Отграничение преступления, предусмотренное ст. 166 УК РФ от хищений
чужого имущества. ................................................................................................................... 39
3.2. Отграничение преступления предусмотренного ст. 166 УК РФ от иных
преступлений против собственности (ст.ст.163, 165, 167 УК РФ). ............................... 50
Глава 4 Предупреждение неправомерного завладения автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения ........................................................................ 56
4.1. Криминологическая характеристика неправомерного завладения автомобилем
или иным транспортным средством. .................................................................................... 56
4.2. Причины и условия, способствующие совершению преступления,
предусмотренного ст. 166 УК РФ ........................................................................................... 63
4.3. Меры предупреждения неправомерного завладения автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения. ...................................................................... 70
Заключение ................................................................................................................................. 83
Список использованной литературы: ................................................................................... 85


5
Введение
В 90-ые гг. в России произошел ряд кардинальных изменений, которые повлекли смену социально-экономического строя, социальной структуры общества, а, впоследствии, изменили экономическое и социальное обустройство общества, привели к имущественному расслоению общества, и другим негативным последствиям, повлиявшим на обострение криминальной ситуации в стране. Наиболее остро это проявилось в существенном росте корыстной составляющей преступности.
1
Количество преступлений против собственности растет из года в год.
В соответствии с официальной статистикой, за период времени с января по март
2015 года было зарегистрировано 6136 угонов автомобилей или иных транспортных средств. За первый квартал 2016 года 5236. За первый квартал 2017 года 4372. За первый квартал 2018 года 3758. Таким образом, показатель зарегистрированных неправомерных завладений автомобилем или иным транспортным средством снижается, но вместе с тем, снижается и показатель количества раскрытых преступлений данной категории. Как показывает статистика, из числа зарегистрированных за период времени с января по март
2015 года, было раскрыто 5033 угонов автомобилей или иных транспортных средств, в первый квартал 2016 года 4369 преступлений, что составило (- 13,3 %) в сравнении с показателем предыдущего года. В первый квартал 2017 года, раскрыто 3673 преступления, что составило (- 15.9%) в сравнении с показателем 2016 года. В период с января по март
2018 года количество раскрытых угонов составляет 3626 преступлений, что указывает на снижение уровня раскрываемости преступлений данного вида на 1.3% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года
2
Статистические показатели кражи транспортных средств и неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения взаимосвязаны между собой, так как при пропаже автомобиля, если лица, совершившие преступление не установлены, и пропавший автомобиль не обнаружен, то преступление квалифицируется правоохранительными органами по ст. 158 Уголовного Кодекса
Российской Федерации (далее УК РФ), как кража, то есть тайное хищение чужого имущества.
1
Бахарев А.В. Диссертация: «Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автотранспорта органами внутренних дел» М.: 2008 – 206с.
2
[Электронный ресурс]://Официальный сайт МВД РФ http://www.mvd.ru

6
При этом, число нераскрытых угонов транспортных средств, от общего числа зарегистрированных преступлений данного вида, остается довольно высоким.
Кроме того, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, характеризуется высокой степенью латентности. Этот факт подтверждается большим количеством нераскрытых преступлений. На практике, расследование преступлений, предусмотренных ст. 166 УК РФ сталкивается с рядом трудностей и проблем.
Привлекательность транспортного средства для преступного посягательства исходит из его свойств. Это и высокая стоимость автомобиля или иного транспортного средства, и его свойство самостоятельно передвигаться, что позволяет преступнику быстро скрываться с места преступления.
Сложность в квалификации данного состава преступления возникает в связи с тем, что неправомерное завладение автомобилем и иным транспортным средством происходит без цели хищения. На практике определить грани «с целью хищения» и «без цели хищения» довольно трудно. Отсюда возникают проблемы, связанные с доказыванием данного противоправного деяния.
Многие теоретические и прикладные вопросы угона автомобилей или иных транспортных средств подробно рассмотрены в трудах таких авторов, как: Бахарев А.В.,
Комаров А. В., Корма В.Д., Пантелеев В.П., Колесников Р.В., Герасименко Н, И., Волошин
П. В., Литовская Э.А., Плодовский Ю.В., Широков В., Семенов Д.Ю., Краснобаев А.В.,
Скибин С.Н., Сорокун Н.С., Сухомлинов Д.В., Узденов А., Широков В. и др.
Тем не менее, тема неправомерного завладения автомобилем и иным транспортным средством остается недостаточно изученной, что делает ее актуальной и в настоящее время. Тем более, что по некоторым вопросам, авторы высказывают неоднозначные выводы, нередко противоречивые друг другу.
Изучение закономерностей совершения угона автомобилей или иных транспортных средств, оценка объективных и субъективных факторов, способствующих совершению преступления данного вида, возможны лишь при системном подходе к предупреждению угона.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении теоретических и прикладных основ посвященных данному вопросу, разработке уголовных и криминологических методов борьбы с неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, разработке мер по предупреждению,


7 данного вида преступлений. Также целью исследовательской работы является проведение уголовно-правового и криминологического анализа такого преступления, как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
В соответствии с вышеизложенной целью, в моей работе были поставлены следующие исследовательские задачи:
- произвести анализ, с учётом изменения во времени, развития отечественного уголовного законодательства об ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;
- произвести сравнительный анализ правовых норм зарубежного уголовного законодательства об ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;
- рассмотреть уголовно-правовую характеристику неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;
- отграничить незаконное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения от смежных составов преступлений;
- изучить криминологические характеристики неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством;
- выявить причины и условия, способствующие неправомерному завладению автомобилем или иным транспортным средством, без цели хищения;
- изучить криминологические концепции борьбы с неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;
- изучить меры, подлежащие применению в целях предупреждения рассматриваемого вида преступности;
- анализировать состояние практики уголовных дел, предусматривающих ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
В эмпирическую базу моей выпускной квалификационной работы легли данные статистической отчетности МВД России, а так же данные собранного и проанализированного практического материала уголовных дел, рассмотренные Ленинским и Октябрьским районными судами г. Томска за период времени 2017-2018гг.
Нормативную базу исследовательской работы составили зарубежное и отечественное уголовные законодательства.

8
В основу теоретической базы положены научная литература, научные статьи по избранной теме исследования и общим вопросам уголовного права.

9
Глава 1. Ответственность за неправомерное завладение автомобилем
или иным транспортным средством без цели хищения в истории уголовного права
1.1 Ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения в советском, российском уголовном праве
Общеизвестным фактом является, что первым угнанным автомобилем был Peugeot.
Однако существует несколько версий обстоятельств угона первого автомобиля, при этом они противоречивы друг другу. В соответствии с первой версией, владелец Peugeot
Жюльен Берон был обокраден собственным механиком, но машину быстро нашли, так как на тот момент весь парижский автопарк насчитывал от силы десять машин.
В соответствии со второй версией машина некоего барона Жюльена была украдена неизвестными, и найти ее не удалось.
Тем не менее, хищение автомобиля барона Жюльена, стало первым преступлением, связанным с неправомерным завладением автомобилем. С ростом количества автомобилей в мире, пропорционально росло и количество краж и угонов вышеуказанных транспортных средств.
С ростом научно-технического прогресса, происходит развитие автомобильного транспорта. Рынок транспортных средств пополняется новыми моделями авто, создаваемых для удовлетворения потребностей человека в транспорте. Помимо положительных моментов, появления новых автомобилей, появляются и негативные последствия. Одним из негативных последствий стал рост числа угонов автомобилей и иных транспортных средств.
Отсюда возрастает необходимость и становится актуальным изучение законодательства об угоне автомобилей и иных транспортных средств, рассмотрение состава данного преступления, изучения вопросов о санкциях за деяния данной уголовно- правовой направленности. Пересмотр вопросов об общественной опасности деяния и санкции требуется для усиления роли и создания превентивного характера, направленного на удержание лиц от совершения преступлений данного вида.
Возрастание случаев угонов транспортных средств, рост общественной опасности деяния привели к изменениям тех положений закона, которые регулируют нормы права, устанавливающие уголовную ответственность, а также вид и размер наказания.
То есть, в стране появились условия, которые способствовали криминализации угона транспортных средств, и это деяние было определенно как самостоятельный состав


10 преступления.
Первое упоминание об угоне, как общественно опасном деянии, появилось в УК
РСФСР 1960г. Статья 212.1 «Угон автомототранспортных средств» была включена в
Уголовный Кодекс РСФСР 1960г. только в 1965г. на основании Указа Президиума
Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс
РСФСР». Предполагалось, что угон причиняет ущерб, прежде всего общественной безопасности, общественному порядку, а не собственнику. Поэтому ст. 212.1 была включена в соответствующую главу 10 УК РСФСР «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».
Отсутствие до 1965г. в уголовном законодательстве специальной нормы об ответственности за угон автомототранспортных средств в нашей стране, связано с недостаточным распространением самоходного транспорта в СССР. Это, по мнению юристов, "приводило к незаконному возрождению института аналогии".
Поэтому угон транспортных средств до 1965г. рассматривался на практике в некоторых случаях, как хулиганское проявление и квалифицировался по ст. 206 УК
РСФСР, в других случаях - как кража либо самоуправство, и квалифицировался по ст. 144
УК РСФСР и ст. 200 УК РСФСР.
Статья 212.1 Уголовного Кодекса РСФСР 1960г. за угон транспортных средств или других самоходных машин без цели их хищения предусматривала ответственность в виде лишения свободы на срок до одного года или исправительных работ на тот же срок, или штрафом до ста рублей, либо влекло применение мер общественного воздействия.
Те же действия, совершенные повторно, наказывались лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года.
3
При этом, возникает вопрос о наличии признака повторности в действиях лица, совершившего угон транспортного средства, и ранее судимого за хулиганство, выразившееся в аналогичном поведении. Ответ на данный вопрос отрицательный, т.к. ч. 2 ст. 212.1 УК РСФСР говорила о тех же действиях, совершенных повторно. «Те же действия» с точки зрения их юридической оценки - это деяние, содержащее признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 212.1 УК РСФСР. В рассматриваемом же случае лицо ранее было судимо не за угон транспортных средств, подпадающий под признаки ст. 212.1 УК РСФСР, а за хулиганство ч.1 ст. 206 УК. РСФСР, то есть за
3
Уголовный Кодекс РСФСР: утверждённый Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 года.
[Электронный ресурс]:// Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru.